Польский след на Томской земле. Из истории польской церкви В.Е. Сокуренко, историк
Известно из истории, что часть территории Польши в 18 и 19 веках входила в состав Российской империи. Однако поляки этим фактом были недовольны, они желали быть самостоятельным и независимым государством и не подчиняться русскому императору. Недовольство выливалось в восстания. Их было три: 1794 г., 1830 г. и 1863г. Поляков - бунтарей ссылали в Сибирь и, в частности, в губернский город Томск. Дело в том, что наш город начиная со второй половины 18 столетия становится местом каторги и ссылки неугодных самодержавию людей. Кого только сюда не ссылали: и шведов при Петре I, и участников крестьянских волнений, и декабристов, и социал-демократов. И замыкает этот трагический круг так называемые "враги народа" эпохи Сталина. Но вернемся к нашим баранам, как говорят французы, то есть к полякам. Их было сослано несколько сот человек. Жили они отдельной польской слободой, были хорошими ремесленниками, обучали ремеслу даже томичей, но по своим религиозным воззрениям они были католиками и посещать наши православные храмы не могли, а посему, скинувшись всем миром, на свои кровные гроши и построили здание польского дома молитвы на Воскресенской горе. На календаре тогда был год 1833-й. История сохранила для нас вот такой Любопытный факт: предтечей польской церкви был костел католической миссии ордена иезуитов в Томске. Основан он был в 1806 году и располагался в нижнем этаже каменного дома Оржельского и Гилевича на ул. Духовный (ныне ул. К. Маркса ©5). До сего дня сохранились фигурные переплеты окон костела. У здания утрачен каменный фронтон уличного фасада. На нем была изображена символика ордена иезуитов (Кстати, сам орден был основан в 16 веке в Испании Игнатием Лотолой). Первым настоятелем домового костела был суперкор ордена Иисуса Марцеллий Каминский. Возникает вопрос, откуда в Томске появились иезуиты? Дело в том, что патер Марцеллий был одним из 334-х патеров-иезуитов, которые были приняты в России по Указу императрицы Екатерины II в целях просвещения народа. А событие это произошло после 1773 года, когда римский папа Климент 14-й издал Буллу, согласно которой орден распускался. И вот центр ордена во главе с генералом нашел себе новое отечество в Санкт-Петербурге, а оттуда некоторые члены ордена приехали в Томск. Прихожанами домового костела иезуитов были поляки, сосланные в Сибирь после польского восстания 1794 года. Участники же польского восстания 1830 года, депортированные в губернский Томск, построили римско-католический костел на ул. Ефремовской (ныне ул. Бакунина ©4). Инициатором строительства был ксендз Региллий Апонасевич. Автор проекта, к сожалению, неизвестен. Здание было построено в классическом стиле в виде Четырехугольника с глухим куполом. Кстати, костел построили как раз на том самом месте, где была срублена в начале 17 века первая деревянная церковь города под названием "Во имя живоначальной Троицы", сгоревшая дотла во время пожара. Прежде чем войти в ограду костела, вы проходите через кампанеллу, т. е. колокольню. Она была построена в деревянном исполнении в 1837 г. и располагалась во дворе между костелом и домом ксендза. Между прочим, дом для польского священника был подарен костелу богатым томским пароходчиком Поклевским-Козелл еще в 1836г. На кампанелле были установлены два колокола в 8,5 и 9,5 пудов веса. В 1856 г. на смену деревянной звоннице пришла каменная с тремя колоколами. Ее построил архитектор Фадеев по рисунку Г.С. Батенькова. В 80-е годы XIX века костел был расширен пристройкой и принял тот вид, который он имеет сегодня. В 1862 г. в церкви был установлен орган. Говорят, что это был самый полнозвучный орган в Сибири. На смену ему в 1902 г. пришел другой, более современный. В начале XIX века костел поражал многих своим внутренним убранством: богатая деревянная резьба, позолоченные скульптуры, выразительные картины на библейские сюжеты. Их писали лучшие копиисты Санкт-Петербурга и Варшавы. Поэтому не удивительно, что было немало желающих томских католиков попасть на праздничное богослужение именно сюда, но костел не вмещал всех желающих, вот почему в начале нашего века дебатировался вопрос о постройке второго католического храма Святого Иосифа Обручника. Стройку планировали начать в 1919 году, но тут к власти пришли большевики и начались гонения на верующих. Кончилось тем, что католическая община Томска вообще была лишена молитвенного дома. Однако еще в 1911 году на Вознесенком кладбище (это по ул. Иркутской, ныне Пушкина) на его католической стороне была построена готическая часовня во имя Святого Антония, где также проходили богослужения. Польская церковь на Воскресенской горе носила красивое название: костел Святой Розарий. Это восходит к прославлению культа Святой Девы Марии. Само прославление проходило следующим образом: читалась молитва и чтение сопровождалось перебиранием четок. Четки - это шелковая нить, на которую нанизывались бусинки. Прочтут молитву - одну бусинку отодвигают в сторону и т.д. В четках было 15 больших зерен и 150 маленьких. 15 больших зерен соответствовали 15-ти тайнам евангельской жизни Христа и его матери Девы Марии. Четки и 15 тайн назывались "Розарием Девы Марии". На каждое зерно-тайну 1 раз читалась молитва "Патер ностер" - "Отче наш" и 10 раз молитва "Две, Мария" - "Богородица-Дева, радуйся". Вот почему костел носил такое поэтическое название. Следует заметить: все костелы Томской губернии были приписаны к Могилевской католической епархии с центром в г. Могилеве (Белоруссия). Печальная участь постигла костел в 30-е годы нашего столетия. Тогда в Томске появилось общество воинствующих безбожников. Польский храм был закрыт, утварь сожжена, орган разбит, патер расстрелян, паства разогнана. В помещении костела был открыт собачник, потом здание передали аэроклубу ДОСААФ, затем сюда переехал Планетарий. Зимой 1956 г. томские католики обратились с письмом к Н.С. Хрущеву с просьбой вернуть им храм. Пошло всего 34 года и их просьба была удовлетворена. Зимой 1990 г. местная власть вернула костел его бывшим владельцам. Следует заметить, что до революции костел попечительствовал над католическими училищами Томска. А их было три: польское, литовское, латышское. Польское училище располагалось в деревянном двухэтажном доме на другой стороне костела через улицу Ефремовскую, а в каменном цоколе здания была католическая богадельня для престарелых. В 1919 г. польское училище именовалось польской гимназией. Вот такова вкратце история томского католического храма, который ныне возрождается и реставрируется. Сегодня в Томске вновь открылся католический приют для престарелых и католическая гимназия для детей. В приюте работают сестры милосердия ордена матери Терезы. |