Славянские традиции в курсе преподавания предмета ОБЖ В Г. Кузмицкий, учитель ОБЖ
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 N 253 был введен в школах новый курс "Основы безопасности жизнедеятельности". Это было время становления нового Российского государства и новой формы собственности. Оно характеризовалась как обнищанием основной массы населения" разгулом преступности, так и крупными техногенными катастрофами, неспособностью местных органов власти справиться с природными опасными явлениями. Старые способы защиты населения не срабатывали. Само время требовало новых форм защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. И они возникают: С. Шойгу с группой единомышленников работают над созданием министерства по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, газеты полны памяток по защите от преступников, в школах ученики начинают изучать ОБЖ, который должен дать подрастающему поколению знания в области защиты жизни, здоровья, имущества. В основе методики предмета поначалу закладывались пособия западных специалистов: Палкевич Я.В., "Выживание в городе. Выживание на море", Суммонс Дж., Маккол Г. "76 способов защитить вашего ребенка от преступников", которые давали подробные инструкции по поведению конкретных ситуациях. Постепенно начала формироваться собственная, российская, база предмета. Родоначальником русской науки по безопасности жизнедеятельности становится И.К. Токоров, он выпускает первое учебное пособие, первую программу. В настоящее время активно функционирует Министерство по чрезвычайным ситуациям, выпускаются журналы "Гражданская защита". Основы безопасности жизни", приняты Думой законы "о безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе граждан", есть учебники, программы, утвержден государственный стандарт по предмету ОБЖ. Но одновременно с этим за 1991-1998 гг. заболеваемость повысилась на 40-50%, по венерическим болезным в 50 раз, преступность возросла в 1,4 раза, преступления связанные с наркотиками - в 5,9 раза, а реальная заработная плата упала на 52,8 %. Какие на сейчас задачи предмета ОБЖ? Главной задачей является формирование поколения личностей безопасного типа, которые смогут предвидеть опасности, и уметь уклоняться и преодолевать их, то есть мы, преподаватели ОБЖ, должны помочь ребятам сформировать умение распознать и оценить опасности среды обитания (леса, города, дома) и ликвидировать их негативные последствия. Этому, в принципе, учат и западные источники, но наш предмет в отличие от западных методик не останавливается на описании действий в конкретных ситуациях, а стремится дать целостную картину взаимоотношений с окружающим миром, начиная от пребывания на природе, заканчивая правилами питания. Очень важно отличие нашего славянского православного мира от западного католическо-протестантского, если на западе уже несколько столетий существует гражданское общество с преклонением перед законном и индивидуализмом, то в основе жизни славянских народов лежат другие ценности. Послушаем профессора Белградского университета др. Калаича: "Структура славянской модели человеческой обязанности зиждиться на прочных основах славянского мировоззрения. Первой из них является свобода ради создания человеческих ценностей, то есть ради создания и вознесения человека, его связи с небом и заповедям Бога. Второй основой славянского мировоззрения является ощущение индивидуумом нерасторжимой, органичной связи с духовной, национальной и культурной общностью, к которой он принадлежит". У нас был всегда примат духовности и верности обществу, а у них свобода войны всех против всех. Что же произошло у нас после введения западных норм и стандартов? На этот вопрос отвечает журнал "Основы безопасности жизни" (N 9, 1999 г.): "Информационная оккупация страны, ведущая к деградации культуры и разрушению основ российского общества". Наше отличие от западного мира наблюдается и в природою- климатических условиях, требующих другого ритма жизни, одежды, питания. А в настоящее время, время неприкрытой агрессии США против братских славянских народов Югославии, за которыми может последовать Белоруссия, а после мы, было бы просто безумием повторять и преклоняться перед всем, что идет с Запада. Об этом ясно говорится в концепции военно-патриотического воспитания, одобренной на Президентском Совете от 6 марта 1998 г. Патриотизм- это гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям, проблемам, почитание национальных святыни символов, готовность к достойному, К самоотверженному служению обществу и государству. Целью личности безопасного типа должно стать не только умение найти личный выход из сложной ситуации, но умение согласовать, а при необходимости подчиниться интересам общества. Ситуация 1993г." когда только 24% подростков называли себя патриотами России, а 70000 уклонялись от военной службы, недопустима. Какие же существуют конкретные пути? Прежде всего необходимо усилить славянский косиножит при изучении всех разделов ОБЖ. Во всех отраслях знаний славянский мир достиг значительных успехов" взгляды нашей народной медицины во многом отражали современные научные знания. Вот простой пример. В США медики наблюдают рост раковых заболеваний кишечника. В чем же причина? Ответ прост; уменьшение в рационе растительной пищи, употребление полуфабрикатов, всевозможных кубиков с пищевыми добавками и красителями. В нашу страну хлынул поток импортных продуктов, что привело к увеличению раковых заболеваний у ее потребителей. Современные исследователи советуют: "Пусть на вашем столе чаще появляются морковь, свекла, капуста, репа, одним из главных блюд в вашем рационе должна быть каша. А сейчас вспомним народную мудрость: "Щи да каша- пища наша". Кто прав? Необходимо постоянно подчеркивать успехи, равноценность наших славянских знаний по сравнению с западным и восточным миром. Перейдем к конкретным темам. В разделе "Основы здорового образа жизни" при изучении тем "Индивидуальное и общественное здоровье", "Физическое и духовное здоровье" необходимо обратиться к истокам народной мудрости. На примере пословиц, "Слово о полку Игореве", жителей Козельска, героев Бородино, показать, что понятие "общественное", "духовное" здоровье является не сегодня изобретенной формулой, а сутью славянского мира, и единство славянства и их культура формировались в борьбе с общими врагами. Когда потребовалось остановить немецких крестоносцев, стремившихся превратить в рабов поляков, то вместе с ними плечом к плечу сражались и русские, и украинцы, и белорусы. Сейчас общеславянские идеи развивают такие оригинальные мыслители, как Порфирий Иванов. Прислушаемся к его словам: "Мне 85 лет, 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни.
При изучении темы "Вредные привычки и их преодоление" необходимо вспомнить, что православная церковь, которая была долгое время единственной, объединяющей силой славян, резко выступала против введения на Руси при Петре 1 табакокурения, называя его "дьявольским зельем". Народ не принял табак, и он долгое время был уделом образованных классов. Наркомания, несмотря на наши общие границы с Востоком, сначала завоевала Запад, а после пришла оттуда к нам через попкультуру. При изучении темы "Биологические ритмы в жизни человека", надо подчеркнуть отличие наших климатических условий от Запада. Наши предки давно заметили наличие сезонных и суточных ритмов в жизни человека и укрепили в народных обычаях, развитых после православной церковью. Простой пример: посты. То к чему Брег и другие подходили через науку, славяне давно уже использовали в своей практике. При изучении темы "Рациональное питание", необходимо сделать упор на славянскую кухню: "русские щи", украинский борщ, употребление масла, чрезвычайно необходимое при нашей суровой зиме, квасы, варенья из смородины, малины, - она имеет явное преимущество перед западными гамбургерами и сухоядением. Надо постоянно подчеркивать, что бездумное преклонение перед всем, приходящим из Америки и Европы, может просто принести вред. Это касается и нейлоновых колготок, и отказ от нашей общеславянской обуви: валенок. При изучении тем, посвященным действиям в ЧС, надо подчеркивать коллективизм, взаимопомощь, выручку, присущую русскому народу. Так при разговоре по теме "Землетрясение", будет полезно обратиться к действиям русских матросов, оказавшихся в Итальянском городе в момент толчка. При разговоре об аварийных химических веществах надо будет напомнить, что изобрел противогаз русский учетный Зелинский в ответ на изобретение немцами химического оружия. При изучении тем из "Основ медицинских знаний", я регулярно обращаюсь к народным рецептам. Целью славянского компонента предмета ОБЖ является не противопоставление нашей страны, традиций другим народам. Я, например, показываю пользу сочетания разных путей в достижении здорового образа жизни. Например, в теме "Закаливание", надо показать не только ту неоценимую пользу, которую несет русская баня, но и прекрасное ее сочетание с точечным массажем, пришедшем из Китая. Особенно велико значение славянского компонента при изучении "Основ военных знаний". В разделе "Боевые традиции" и история Вооруженных сил России. Символы воинской чести необходимо показывать совместные действия польских" чешских патриотов совместно с Российской армией в борьбе с фашистской агрессией. На современном этапе только мы реально боролись с агрессией против Югославии, тому пример десятки тысяч добровольцев. Наличие славянских классов в лицее дало мне возможность не только дополнять и усиливать патриотическим содержанием темы обязательного минимума" но и вводить дополнительные темы. Так в программе, разработанной для 7 "И" введены следующие дополнительные темы: "Братство славянских народов", "Общность и своеобразие славян", "Особенности национального этикета и традиций", "Природные условия Сибири, Польши, Украины, как источник возможных ЧС", "Лесные антично - славянские традиции". Для научно- исследовательских работ в числе других были предложены ученикам следующие темы: "Закаливание: от славянских традиций к современным методикам", "Народная медицина и современная фармакология. Опыт. Проблемы", "Русские мыслители о духовном здоровье", "Из опыта гуманитарной помощи Югославии". Итак, подведем итоги. Введение славянского компонента в курс изучения ОБЖ, позволит при выполнении главной задачи: формирование личности безопасного типа- добиться усвоения учениками не только комплекса разнообразных форм и приемов защиты, но и осознание детьми необходимости совместных действий по преодолению социальных, природных и техногенных угроз современному обществу. |