Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

История и современная жизнь Томской полонии

В.А. Ханевич

Говоря о истории и современной жизни Томской полонии следует с самого начала подчеркнуть, что её история и во многом современная жизнь имеет много общего с историей польских диаспор других сибирских городов и России в целом, разве что с поправкой на то, что старинный сибирский город Томск давно и заслуженно пользуется славой "сибирских Афин", является крупным научным, учебным и культурным центром не только сибирского региона, но и России. Это не могло не наложить свой отпечаток как на историю, так и на современную жизнь местной польской диаспоры.

Основан был Томск в 1604 году, период его становления как одного из форпостов присоединенной к Руси сибирской земли пришёлся на длительный период российско-польских войн ХУ11 века, что нашло своё отражение и в истории нашего края. Многие военнопленные армии Речи Посполитой в ходе этих войн с царской Россией оказывались в Сибири, зачислялись в состав казачьих войск "литовского списка", принимали активное участие в колонизации сибирской земли, т.е. строили новые города и остроги, открывали новые земли, возглавляли посольские миссии в соседние земли. Многие из этих оказавшихся в Сибири первых поляков нашли здесь свою вторую родину, немало из них занимало высокие посты и должности в местной военной и административной иерархии. Как свидетельствуют старинные архивные документы и утверждают историки, Томск в то время наиболее прочих сибирских городов отличался своим пёстрым национальным составом и представлял собой своеобразный сибирский Вавилон. Выходцы же из земель Речи Посполитой играли в нём важнейшую роль во многих сферах жизни,

В последующие годы вплоть до XX века пребывание поляков в Сибири, в том числе и в Томске, главным образом, было связанно с последствиями ряда польских восстаний конца XVIII и XIX веков. Через Томск прошли этапные дороги ссыльных Барской конфедерации, участников восстания Тадеуша Костюшко, бывших легионеров армии Юзефа Понятовского войны 1812 года.

Наиболее заметный след в истории Сибири оставили участники польских восстаний 1831 и 1863 годов. Именно с этого периода мы можем говорить о польских колониях в Сибири как неотъемлемом элементе сибирского этноса. Так, в конце XIX века численность поляков в Томске составляла около 3,5 % общей численности городского горожан, занимая 3 место после русских и татар,

К началу XX века в городе Томске уже проживала польская колония численностью около 4 тысяч человек; 9 тысяч человек жили в сельской местности на территории нынешней Томской области.

Социальный состав, род занятий, имущественное положение живших в Томске начала XX века поляков было весьма разнообразным. Наряду с политическими ссыльными и их потомками в Томске и близлежащих селениях жили добровольные переселенцы столыпинской аграрной реформы, беженцы и военнопленные австро-венгерской армии периода первой мировой войны. В составе польской диаспоры были профессора Томского университета и Технологического института, преподаватели Томской мужской и женской гимназий, инженеры - путейцы Сибирской железной дороги, высокопоставленные чиновники губернских учреждений, врачи и аптекари, мелкие предприниматели и купцы, военные и даже полицмейстеры. Практически в каждом городском учреждении, на многих предприятиях работали в начале XX века и продолжают работать в настоящее время люди, имеющие в своём роду польские корни.

Благодаря полякам в Томске начало развиваться кондитерское и колбасное производство, появились "европейские гостиницы" и магазины, пекарни и парикмахерские, а также многие неизвестные ранее производства и виды деятельности. Многими экономическими и культурными новшествами Томск обязан жившим в нём полякам или их потомкам,

В Томске польская колония до 1917 года имела польскую библиотеку, в 1917 году была открыта польская гимназия, работали "варшавские" фотоателье и парикмахерские, модные ателье и "европейские" гостиницы,

В 1893 году в Томске было организованно благотворительное общество при Томском костёле, в составе которого было более 160 действительных и почётных членов, в подавляющем числе католиков-поляков. По сути дела эта была первая польская общественная организация в Западной Сибири, разрешённая властями. Сфера деятельности этого общества не ограничивалась лишь только благотворительностью в пользу малоимущих и нуждающихся поляков-католиков, но и охватывала многие стороны культурной жизни обширной территории Томской губернии, внося в её жизнь свой национальный колорит и европейский тон. На её счету были многочисленные городские спектакли и вечера на польском языке, благотворительные акции, доходы от которых шли на содержание приюта для бедных польских детей-сирот и приюта для старцев при костёле, помещения для которых также были построены на деньги, собранные членами этого общества.

После Февральской революции 1917 года жизнь польской колонии в Томске была необычайно активна и разнообразна. Кроме римско-католического благотворительного общества в Томске существовали польская студенческая корпорация "Огниско", Польский народный клуб. Общество помощи полякам-беженцам, Общество помощи польской армии. Польский военный комитет и целый ряд политических организаций разной политической ориентации.

В 1921-22 годах значительная часть Томской полонии смогла выехать на родину в Польшу, а все существовавшие ранее польские организации и общества при активном участии местных поляков- коммунистов прекратили своё существование. Однако многие из живших в городе и округе поляков не смогли по разным причинам или не захотели уехать на свою историческую родину, надеясь и дальше спокойно жить своей размеренной жизнью. Некоторое время их объединял католический костёл города Томска, но и он был закрыт после массовых арестов 1937 года.

В годы Советского режима 20-50 - х годов повсеместно основным методом поддержания существующей системы была практика массового террора, которой были подвержены практически все социальные, профессиональные и национальные группы населения страны. Рассматривая национальный аспект массовых политических репрессий в СССР, и, в частности, на территории Томской области, мы можем с полным основанием констатировать, что среди жертв массовых политических репрессий по широко известной политической 58 статье УК РСФСР, поляки составили одну из самых многочисленных национальных групп. Так, по данным анализа анкетных данных репрессированных на территории Томской области установлено, что в числе репрессированных были представители почти 60 наций и народностей не только СССР, но и многих стран мира. В этом скорбном списке по абсолютному количеству репрессированных поляки заняли 2 место после русских. В нашем распоряжении находится подробный электронный банк данных почти на тысячу поляков, репрессированных на территории Томской области в 20-50 годы. В этом банке данных есть также фамилии жителей польской деревни Белосток, поголовно расстрелянных в 1937 и 1938 годах согласно секретного приказа Наркома НКВД СССР Ежова © 00485, одобренного Политбюро ЦК ВКП/б 9 августа 1937 года. Судьбу жителей польского села Белостока в те годы разделили многие тысячи живших в Сибири лиц польской национальности. Так, только с 25 августа 1937 года по 15 ноября 1938 года в ходе реализации уже упоминаемого нами приказа © 00485 УНКВД Новосибирской области было осуждено 7441 человек, из которых 7012 было расстреляно. Так что судьба моих одно-сельчан - это не уникальный случай, а наглядный и типичный пример политики советских властей к полякам в печально известные сталинские годы.

После массовых репрессий второй половины 30-х годов наступил этап депортаций "провинившихся народов". В их числе первыми оказались поляки с отторгнутых Советской армией от Польши территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. На земли нынешней Томской области в 1940 году насильственно было депортировано около 15 тысяч поляков и бывших граждан Польши. Далеко не все из них смогли выдержать выпавшие на их долю суровые физические и моральные испытания. Многие умерли от голода и холода и нашли своё вечное упокоение на этой "нелюдской земле".

Общеизвестно, что после начала Великой Отечественной войны и подписания договора о взаимных действиях против общего врага между СССР и эмиграционным правительством Польши многие поляки, бывшие граждане Польши, были амнистированы и освобождены из мест заключения. Польскому правительству генерала Владислава Сикорского была предоставлена возможность сформировать из числа бывших польских граждан Польскую армию, которая впоследствии бы выступила против Германии на Советском фронте. Началось формирование армии под командованием генерала Владислава Андерса. С сентября 1941 года у многих депортированных польских граждан спецпереселенческие удостоверения стали заменяться новыми документами, подтверждающими их польское гражданство. Это давало им некоторую свободу передвижения и возможность почувствовать себя в СССР свободными людьми, насколько это было возможно в тоталитарном государстве в условиях военного времени. Верхом свобод для них в условиях полного контроля и регламентации всех сторон жизни можно считать практику выборов своих доверенных, получавших статус официальных представителей польского посольства. Польские доверенные получали право организовывать культурную жизнь своих сограждан, открывать польские школы, детдома, приюты для инвалидов, получать и распределять финансовую и материальную помощь среди польских ссыльных, главным образом предоставленную населением США, что существенно поддерживало ссыльных. Представителем Польского посольства на территории Томской области и в городе Томске был назначен майор Войска Польского Болеслав Конецкий, получивший освобождение из советских лагерей по амнистии. Его усилиями в городе Колпашево и селе Белый Яр были организованы польские школы для младших ребят, а в Томске были созданы польский детдом и дом инвалидов, куда осенью 1942 года из Нарымского округа было отправлено около ста ребятишек-сирот и несколько десятков инвалидов, В школах изучался польский язык, на собраниях польских граждан разрешалось петь польский гимн и другие национальные патриотические песни. Поляки не таясь получили возможность отмечать свой национальный праздник "День Конституции 3 мая", католическую Пасху и Рождество Христово. Все это поддерживало сосланных не меньше продуктовых пайков, давало возможность ощущать себя вдали от родных мест гражданами своей страны. Однако подобные свободы вскоре были запрещены. В 1943 году после ухудшения советско-польских отношений вновь начались аресты поляков, преимущественно из числа доверенных посольства и активистов местных польских колонии, началась насильственная замена польских документов на документы советского образца.

После окончания Великой Отечественной войны и возвращения на родину оставшихся в живых депортированных поляков считалось, что "польская тема" на Томской земле прекратила своё существование, В течении долгих 60 лет люди старались не вспоминать о своём происхождении, молчали о своих родственниках за границей. Однако и в этих условиях сплошной советизации в Томске продолжали жить те, кто не забывал своей родословной, языка и веры своих отцов и дедов.

Наиболее отчаянные из них стали добивавшиеся официальной регистрации католической общины и возвращения ей здания польского костёла. Закрытость города Томска для зарубежных туристов по причине нахождения рядом с ним города - спутника, имеющего секретное военное ядерное производство, не позволяла томичам восстановить родственные контакты с жителями даже социалистической Польши, в Томске не существовало даже возможности создания и функционирования официально разрешённых и поощряемых властями так называемых обществ советско-польской дружбы. Однако в это же время не в пример сегодняшнему дню в закрытом от всего мира городе было довольно легко купить книгу на польском языке, выписать польские журналы и газеты, позже посмотреть польские фильмы. Как свидетельствуют очевидцы, интерес к польскому кино, литературе, драматургии в то время был необычайно огромен не только среди сибирских поляков, но и среди слоев критически мыслящей сибирской интеллигенции. Всё же в то время в Польше свободомыслящему человеку дышалось немного легче, чем в затхлой России брежневско-андроповских времён. Польша рассматривалась тогда ими как некий форпост социалистического диссиденства, как пример свободолюбивого духа и мысли.

По последней переписи населения 1989 года численность поляков в Томской области составила 1773 человека, что по нашему мнению не соответствовало объективному отражению действительности, т.к. перепись учитывала только формальную сторону этого вопроса - запись в паспорте с указанием национальности. Последствия массовых репрессий 30-х годов, а также практика поощрения русификации привели к тому, что многие национальные меньшинства, в том числе и поляки, стремились скрыть свою национальную принадлежность, изменить фамилию и т.п. По нашему мнению реальная цифра поляков и лиц польского происхождения в Томске и области в 15-20 раз выше обозначенной переписью 1989 года.

Начиная с периода демократизации и гласности российского общества наиболее активными в Томске, наряду с прочими демократическими процессами стал процесс возрождения национального самосознания живущих в области народов, в том числе и поляков.

С разу же при создании в 1989 году Томского историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" начала работать польская секция, поставившая задачу изучения истории репрессий на территории Томской области в отношении поляков. Долгие годы католическая община Томска добивалась возвращения в свою собственность здания костела. Произошло это 13 апреля 1990 года и стало одним из знаменательных событий в жизни томских поляков-католиков. В 1990 году в Томске был официально зарегистрирован центр польской культуры "Дом польский". В 1995 году отделом юстиции Томской областной администрации был зарегистрирован Томский Польский национальный центр "Белый Орёл", имеющий свои филиалы в г. Северске и селе Белосток. Таким образом, польская секция "Мемориала", костёл и созданные "Дом польский" и "Белый Орёл" стали теми очагами, где была сосредоточена вся деятельность по возрождению польскости среди местных поляков: изучению трагических судеб своих дедов и прадедов, изучению польского языка и культуры Польши, возрождению веры своих предков.

За прошедшие 10 лет деятельности польских обществ в Томске была проделана огромная работа по возрождению польской колонии и восстановлению её утраченных культурных традиций. Работа по взращению среди местных поляков их национального самосознания, восстановлению среди них интереса к исторической родине своих предков, интереса к польскому языку и культуре Польши. Работа большая, сложная, результаты которой сразу оценить довольно сложно. Остановимся только на некоторых основных направлениях деятельности ТПНЦ "Белый Орёл", осуществляемых им за последние 5 лет. Благодаря инициативе "Белого Орла" в Томске с 1995 года ежегодно стали проходить Дни польской культуры. В их рамках польские центры готовят и проводят творческие вечера, заседания краеведческого клуба, музыкальные гостиные и видео салоны, концерты польской музыки и песни, творческие встречи с деятелями культуры и искусства Польши.

В 1998 году по нашей инициативе и при активнейшем участии в рамках Дней польской культуры в области прошли торжества, посвящённые 100 летаю польского села Белосток. В селе был восстановлен и освящён костёл, издана книга документов по истории села, был проведён большой народный праздник, в котором приняли участие руководители Томской области и мэрии Томска, почётные гости из польских городов Белостока, Гданьска и Кракова, Торжества снимало телевидение Томска, Белостока, Гданьска.

Инициатором многих культурных акций у нас является ансамбль польской песни "Ловичанка", непременный участник фестивалей дружбы народов в Томске и участник IX Всемирного форума польских хоров в Кошалине летом 1997 года. Кроме него на базе польского класса школы Ns 4 г. Томска создан детский фольклорный ансамбль "Краковяцы". Кроме них при польском обществе "Дом Польский в Томске"' действуют ансамбль "Споткане" и детский фольклорный коллектив "Звоночки".

Члены центра "Белый Орёл" проводят серьёзную исследовательскую и архивно-поисковую работу в архивах Томска по изучению истории пребывания поляков в Сибири и истории католической Церкви в Западной Сибири. По результатам работы написаны десятки научных статей, совместно с. редакцией краеведческого альманаха "Сибирская старина" подготовлен и в 1997 году издан специальный номер альманаха, посвященный 400 летней истории польской диаспоры в Сибири. В 1998 году издан сборник документов "Сибирский Белосток". В настоящее время подготовлена к изданию книга "Томский католический некрополь 1867-1919 гг." - поименный список всех похороненных на католическом кладбище г. Томска за указанные годы и таким образом восстановлено из небытия более 4,5 тысяч человек, умерших и похороненных на польском кладбище Томска за указанные i-оды.

20-23 мая в Томске по инициативе и активном организационном участии "Белого Орла" и кафедры славянской филологии Томского педагогического университета прошла первая в истории Сибири международная научно-практическая конференция "Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее". На ней принимавшие участие в работе конференции представители польских диаспор и историки Новосибирска, Абакана, Тюмени, Красноярска, Иркутска, Барнаула и Томска совместно с известными и авторитетными учёными Польши смогли подвести итоги своей работы, скоординировать свои дальнейшие планы, обменяться опытом работы. Организаторы конференции благодарны Послу Республики Польша в России Пану Анджею Залуцкому и генеральному консулу посольства Республики Польша в Москве Пану Ежи Рыхлику за принятие участия в работе этого знаменательного для всех сибирских поляков форума историков и деятелей польских обществ Сибири. Особая благодарность Краковскому и Варшавскому отделам Общества "Вспульнота Польска", оказавшим финансовую помощь в проведении этой конференции.

Прошедшая в Томске конференция и визит в Томск Посла Польши помогли частично реализовать давно проводимую центром " Белый Орёл" работу по открытию на месте разрушенного католического польского кладбища г. Томска мемориального сквера. Проект этого сквера -памятника был разработан и утверждён градостроительным советом при Архитекторе г. Томска, но не реализовывался по ряду причин. В ходе работы конференции удалось заложить мемориальную плиту на месте кладбища, в дальнейшем надеемся полностью реализовать разработанный проект.

Одним из главных и важных направлений работы польских обществ г. Томска является изучение всеми желающими независимо от национальности польского языка как основы и носителя польской культуры и польских традиций.

С первых дней своего существования "Белым Орлом" были организованы при центре курсы польского языка, взяты под свою опеку польские классы школы © 4 г. Томска. Первое время в школе работала учительница из Польши Пани Малгожата Стемпка, которую впоследствии сменил ученик Пани Малгожаты, студент Томского педагогического университета и выпускник языковых курсов при университете г. Люблина. Помимо работы в школе и языковых курсов при центре изъявили желание изучать язык учащиеся гуманитарного лицея, студенты классического и Педагогического университетов, высказали желание открыть польские классы или изучать язык факультативно некоторые другие школы и гимназии г.Томска. Томск стал испытывать достаточно ощутимую потребность в преподавателях польского языка. Спрос родил предложение и пути его решения. Так, в 1996 году по инициативе кафедры славянской филологии ТГПУ и при поддержке "Белого Орла" в ТГПУ на филологическом факультете была открыта новая специализация "Преподаватель польского языка".

Летом 1998 года на базе университета работала приёмная комиссия Министерства образования Республики Польша по приёму вступительных экзаменов в вузы Польши. ТГПУ и ТПНЦ "Белый Орёл" выступили с инициативой перед Посольством Республики Польша и Министром образования Польши создания в г. Томске базового для сибирского региона Польского учебно-методического и информационного центра, для которого ТГПУ выделил необходимые помещения. В настоящее время в нашем полном распоряжении находятся нами же отремонтированные помещение офиса нашего центра и офиса учебно-методического центра, помещение для библиотеки польской литературы, помещение гостиницы для проживания преподавателя польского языка из Польши. В ближайшее время надеемся получить помещение для создания при центре музейно-выставочного комплекса. Для учебных занятий имеем необходимую учебную и учебно-методическую литературу, которой всё же не хватает и стараемся её пополнять. При центре формируется библиотека художественной, научной, исторической и другой литературы на польском языке и на русском языке о Польше и мы крайне заинтересованы в пополнении её фондов, в получении периодических изданий из Польши. Мы надеемся на поддержку наших начинаний в этом направлении со стороны Конгресса поляков в России, Министерства народного образования Польши, посольства Республики Польша, Общества помощи полякам на Востоке.

Главным нашим богатством и гордостью являются люди, что поверили нам, пришли к нам и работают вместе с нами. В настоящее время официально стать членами нашего центра пожелали 170 человек. Самым старшим членом нашего центра является бывший гулаговец Иосиф Бокун, которому 5 мая 1999 года исполнилось ровно 100 лет и чей юбилей был нами торжественно отмечен. Многие томичи участвуют в наших мероприятиях, активно помогают в решении многих вопросов официально не являясь членом общества. К ним можно отнести многих видных политических, общественных и хозяйственных деятелей Томской области, поляков по происхождению. Это ректор Медицинского университета, Соросовский профессор, академик ряда медицинских академий многих стран мира, в том числе и Польской, Вячеслав Новицкий, заместитель мэра г.Томска, один из руководителей общественного движения "Женщины России" Марина Сеньковская, заместители мэра Томска Олег Попов и Александр Мельников и многие другие. Более половины членов нашего общества - это люди пенсионного возраста, имеющие многочисленные болезни, низкий материальный доход и нуждающиеся в социальной, медицинской и материальной помощи. Для них и таких как они в 1998 году при содействии благотворительного фонда "Атлас" из города Гданьска в адрес ТПНЦ "Белый Орёл" был доставлен гуманитарный груз на значительную сумму, который был распределён среди малоимущей и нуждающейся части польской диаспоры Томской области. Часть груза была передана в детские дома и интернаты г. Томска, в приют при костёле.

Мы с полным правом можем сказать, что в Томске реально осуществляется процесс возрождения национального самосознания местных поляков и лиц польского происхождения, идёт работа по восстановлению утраченных ранее культурных традиций и связей со своей исторической родиной. У нас большая и славная история, трудное, но интересное настоящее и мы с уверенностью смотрим в будущее.


предыдущая | следующая