Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Полотенце в жизни славян

(интегративный урок славяноведения, трудового обучения и музыки в 6 классе)
Т.П. Соленкова
Заозерный архитектурно-художественный лицей


Человек, не знающий корней и не почитающий традиций своих предков, обрекает себя на бездуховность.

Тип урока:

урок-посиделки (урок-игра)

Технология:

интегративная, традиционная с элементами проектной и игровой

Цели и задачи:

  1. Используя нетрадиционные формы обучения закрепить знания учащихся по видам полотенец и обрядам с полотенцем.

  2. Познакомить учащихся с традициями русской вышивки, русской народной песней в жизни русского народа.

  3. Научить находить связь древнеславянской символики: знаков, символов, образов с речью, песнями, обрядами, вышивкой.

  4. Воспитывать у учащихся уважение к народным традициям и народной культуре.

Оборудование урока

  1. Выставка методических пособий: Ручная вышивка, Полотенце в жизни славян.

  2. Выставка вышитых полотенец.

  3. Выставка "Бабушкина вышивка".

  4. Выставка вышитых учащимися полотенец.

  5. Выставка книг по вышивке.

  6. Пластинки.

  7. Русские костюмы (2).

  8. Свечи.

  9. Икона Христа Спасителя.

Подготовительный этап

  1. Вышивка учащимися полотенец.

  2. Разучивание учащимися народных песен о зиме, для хоровода.

  3. В классе убраны столы, стулья расставлены в круг.

  4. На классной доске слова:

Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Встреча гостей (У ОТ и УМ)

  3. Представление учителей, сообщение целей и содержания урока (У ОТ)

  4. Воспоминания о бабушках (выступления учащихся)

  5. Традиции, обряды с полотенцем, традиции вышивки (УОТ и учащиеся).

    Техника вышивки полотенец, смысл узора на полотенцах (выступления учащихся).

  6. Из истории народной песни, песни на посиделках (УМ).

  7. Общий хоровод.

  8. Заключение. Подведение итогов урока.

Ход урока

Звучит песня (группа девушек поет песню). У входа гостей встречают хозяюшки.


1х (УОТ)
Здравствуйте люди добрые!
Гости званные и желанные,
Старые и молодые, женатые и холостые.

Зх (УМ) Красному гостю- красное место!

1х(УОТ) Пойдете направо - будет забава
Пойдете налево- веселые напевы.

2х (УМ) Мир вам гости долгожданные, Что явились в добрый час. Встречу теплую, желанную Мы готовили для вас.

1х (УОТ) Наш уют домашний каждому виден
В тесноте, быть может, да не в обиде,
Ведь изба любая, знаете сами
Не красна углами, а красна гостями.

2х (УМ) В не очень далекие времена, зимними вечерами, когда все работы в поле были закончены, молодые в деревнях собиралась на посиделки. Там наши бабушки и прабабушки учили уму - разуму, ведь в деревенские посиделки, вечерки стали лицеем и институтом для них. Именно здесь знакомились парни и девушки.

Девочки поют песню: "Уж ты зимушка - зима"


1х (УОТ)
Труд - это главный закон жизни славян, её главный нравственный стержень. Вот и собирались, кто с прялкой, кто с гребнем, а кто с рукоделием.

Выступление учащихся (воспоминания бабушки).

А мне бабушка рассказывала, как её бабушку учили прясть. Ей сделали маленькую прялочку, когда она была еще совсем маленькой. Чистый лен не давали, а худую кудель, чтобы не жалко было напортить. Вот как только она первую пряжу маленько напряла, бабушка сняла её с веретена, сожгла, пепел посыпала на кусок хлеба и говорит "съешь-ка, чтобы хорошо прясть умела" - вот какая была традиция.

А моя бабуля рассказывала, что её матушку на улицу не пускали, пока она бабушкино задание не исполнит. Даст 5-6 мочек, хоть пряди, хоть не пряди, а к вечеру чтобы было сделано.

А у моей прабабушки и свадьбе было вышито 99 полотенец.

Не может быть! Так много?

Да, а мне бабушка говорила, что в деревнях в приданом у богатых было одних рубах 50 штук, да почти все с вышивкой.

Да, так каждая девушка готовилась к свадьбе. С 9 лет девочке заказывали сундук и к свадьбе он должен был быть полным, то есть она готовила себе приданое. В русских деревнях и селах этот обычай сохранялся еще и в начале XX века поэтому девочку, как только она могла держать иглу в руках, учили вышивать.

А вышивка на Руси является одним из древнейших видов рукоделия. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов относящиеся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенной узорами, выполненными золотыми нитями. А в это время золотым шитым украшали одежду знатных людей и духовенства. Это говорит о том, что уже в то время искусство вышивания на Руси было развито на высоком уровне. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свое свободное время.

Немаловажное значение имело и то что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье, красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих красителей, частично, ниток для вышивки. Главное все зависело от умения женщин вышивать, от знания ею местных особенностей. А русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. По русскому обычаю крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое, которое должна была себе приготовить ко дню своего совершеннолетия - к 15 - 16 годам. Это была одежда на все случаи жизни, десятки метров холста, столешники, подзоры, головные уборы и, конечно же, полотенца. Одних подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около 100 штук. Значение полотенец в жизни славян огромное. Полотенце сопровождало славянина от рождения до кончины. Полотенце- полоса жизни, кусочек чистого космоса. Девочки, наши виды полотенец и обряды с полотенцем вы знаете?

Девочки называют обряды и виды полотенец:

Обряд рождения

  • при рождении ребенка его встречают на полотенце с веселым узором;

  • на крестины ребенка укутывали спец. Полотенцем после купели и обязательно дарили священнику другое новое.

Обряд поклонения деревьям

  • полотенца приносили старым деревьям на поклонение, а на Ярилу Троицу обвязывали дуб, березу или липу.

  • полотенце - один из древнейших типов головного убора - "убрус" и любимая икона у русских, особенно у воинов - изображение Христа Спасителя "Спас на убрусе".

Полотенце - оберег

  • полотенце - главное украшение в доме. Все в избе покрывалось полотенцами, т.к. полотенце несет охранное значение. Полотенце-оберег. И всякому случаю свой узор:

  • блинник (небольшой, веселый для выноса блинов на масленку)

  • божник (5-7 метров для божницы)

  • дарье, дарное - подарок на именины, крестины

  • зеркальное - подлиннее для зеркала (На Руси долгое время зеркала церковь запрещала)

    крючковое - всегда на крючке, всегда под рукой

  • маховик- украшал все предметы и мебель в доме - обмахивал.

  • наквашенник - для того, чтобы накрыть квашню, форма - как салфетка, узоры - зерна, вода, солнце.

  • обыденник - против мора. Или для испрашивания дождя, али ведра.

В древности, чтобы деревня избавилась от болезни, какая-нибудь женщина в тайне ото всех за сутки делала полотенце, а потом с молитвой или заговором, сжигала его.

Девушки, захотевшие замуж, за один день на Покров также ткали полотенце, на масленку. Пасху, в рождество.

  • пивка - укрывать пиво

  • постинник - украшает стены

  • подножник - под ноженьки кладут на свадьбу

  • полка - для покрытия полок

  • серпанок - в нем серп в поле несут (квадратное)

УОТ: А какие еще названия есть у полотенец

Уч-ся перечисляют названия полотенец: рукотер, рукотерт, ручник, рушник, утирна, утиральник.

УОТ: А какой обряд с полотенцем сохранился в наше время для встречи гостей или на праздниках?

Уч-ся: обряд "Хлеб- соль". УОТ: Что означает этот обряд?

УЧ-СЯ: Хлеб - Земля - Матушка, Соль - Солнце, Полотенце - дорога жизни.

УОТ - Какие еще виды полотенец вы знаете?

Уч-ся 1 Полотенце сопровождает человека в последний путь и присутствует на поминальных обрядах.

Узор на таком полотенце скромный - темно - красная полоска. Закончилась жизнь и потому оставляют полотенце завязанным на кресте или разрезают на маленькие кусочки и отдают людям как продолжение его в других жизнях.

Уч-ся 2 Но самые красивые полотенца были на "свадебный обряд". По количеству и разнообразию их было больше всего:

  • Утренник - готовит невеста для утреннего умывания.

  • Рукобитное - дается в знак согласия будущему свату, жениху.

  • Для невесты - покрывали голову - от сглаза.

  • Для всей родни, дружкам, для церкви.

  • Во время венчания - под ноги.

  • Украшали сани, лошадей.

  • Баянисту.

УОТ - Да, много еще было полотенец, которые девушки заготавливали себе в приданое. Число и качество предметов, входящих в приданное, служило у односельчан мерилом оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличием художественного вкуса. Девушка сама выращивала лен, обрабатывала его после сбора, пряла нитки, ткала холст, шила необходимые предметы и сама их украшала.

Каждая крестьянская девушка, украшая праздничные предметы приданного, не изменяла издавна установленные места расположения узора. Так, на полотенцах украшалось 2 конца. В течении нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая их и развивая. Русскую народную вышивку можно объединить в 3 большие группы: северную, центральную и южную. Для всех районов распространение русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов, но самый древний орнамент - геометрический.

Орнамент- язык тысячелетии, он старше всех произведений искусств. Именно в народном орнаменте, как в древних письменных, отложилось тысячелетняя мудрость народа, зачатии его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы.

Геометрические фигуры, из которых складывались простейшие узоры, несли когда- то смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являлись охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.

В славянском декоративно- прикладном искусстве часто встречается крест- образ солнца, который считался оберегом от тёмных сил. Ромб у древних славян почитался, как символ плодородия и чадородия, знаком солнца, огня, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны, счастье.

Трактовка мотивов в полотенцах зависела от техники вышивки.

На посиделках парни присматривали, какая из девушек трудолюбива, опрятна, а по праздникам девки и сами хвалились своей работой вот и мы сегодня покажем свои полотенца, которые девочки вышили на уроках труда. Учащиеся показывают свои вышитые полотенца и рассказывают о смысле узора и технике вышивки.

Ум. Рассказ о нар. Песне. Звучит напевная народная песня. Ут. Делу - время, потехе - час. Гости, соседи, не забывайте нас. Общий хоровод с показом полотенец.

Заключительная часть

Ут. Итак, девочки, мы познакомились с некоторыми народными традициями, обрядами с полотенцем на Руси, с традициями народной вышивки полотенец, проследили значение полотенца в жизни славян, увидели, что из древней символики, образов, знаков рождается речь, песни, обряды, вышивка.


предыдущая | следующая