Полотенце в жизни славян (интегративный урок славяноведения, трудового обучения и музыки в 6 классе)
Т.П. Соленкова
Заозерный архитектурно-художественный лицей
Тип урока: урок-посиделки (урок-игра) Технология:интегративная, традиционная с элементами проектной и игровой Цели и задачи:
Подготовительный этап
Содержание урока
Ход урока Звучит песня (группа девушек поет песню). У входа гостей встречают хозяюшки.
Девочки поют песню: "Уж ты зимушка - зима"
Выступление учащихся (воспоминания бабушки). А мне бабушка рассказывала, как её бабушку учили прясть. Ей сделали маленькую прялочку, когда она была еще совсем маленькой. Чистый лен не давали, а худую кудель, чтобы не жалко было напортить. Вот как только она первую пряжу маленько напряла, бабушка сняла её с веретена, сожгла, пепел посыпала на кусок хлеба и говорит "съешь-ка, чтобы хорошо прясть умела" - вот какая была традиция. А моя бабуля рассказывала, что её матушку на улицу не пускали, пока она бабушкино задание не исполнит. Даст 5-6 мочек, хоть пряди, хоть не пряди, а к вечеру чтобы было сделано. А у моей прабабушки и свадьбе было вышито 99 полотенец. Не может быть! Так много? Да, а мне бабушка говорила, что в деревнях в приданом у богатых было одних рубах 50 штук, да почти все с вышивкой. Да, так каждая девушка готовилась к свадьбе. С 9 лет девочке заказывали сундук и к свадьбе он должен был быть полным, то есть она готовила себе приданое. В русских деревнях и селах этот обычай сохранялся еще и в начале XX века поэтому девочку, как только она могла держать иглу в руках, учили вышивать. А вышивка на Руси является одним из древнейших видов рукоделия. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов относящиеся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенной узорами, выполненными золотыми нитями. А в это время золотым шитым украшали одежду знатных людей и духовенства. Это говорит о том, что уже в то время искусство вышивания на Руси было развито на высоком уровне. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свое свободное время. Немаловажное значение имело и то что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье, красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих красителей, частично, ниток для вышивки. Главное все зависело от умения женщин вышивать, от знания ею местных особенностей. А русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. По русскому обычаю крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое, которое должна была себе приготовить ко дню своего совершеннолетия - к 15 - 16 годам. Это была одежда на все случаи жизни, десятки метров холста, столешники, подзоры, головные уборы и, конечно же, полотенца. Одних подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около 100 штук. Значение полотенец в жизни славян огромное. Полотенце сопровождало славянина от рождения до кончины. Полотенце- полоса жизни, кусочек чистого космоса. Девочки, наши виды полотенец и обряды с полотенцем вы знаете? Девочки называют обряды и виды полотенец: Обряд рождения
В древности, чтобы деревня избавилась от болезни, какая-нибудь женщина в тайне ото всех за сутки делала полотенце, а потом с молитвой или заговором, сжигала его. Девушки, захотевшие замуж, за один день на Покров также ткали полотенце, на масленку. Пасху, в рождество.
УОТ: А какие еще названия есть у полотенец Уч-ся перечисляют названия полотенец: рукотер, рукотерт, ручник, рушник, утирна, утиральник. УОТ: А какой обряд с полотенцем сохранился в наше время для встречи гостей или на праздниках? Уч-ся: обряд "Хлеб- соль". УОТ: Что означает этот обряд? УЧ-СЯ: Хлеб - Земля - Матушка, Соль - Солнце, Полотенце - дорога жизни. УОТ - Какие еще виды полотенец вы знаете? Уч-ся 1 Полотенце сопровождает человека в последний путь и присутствует на поминальных обрядах. Узор на таком полотенце скромный - темно - красная полоска. Закончилась жизнь и потому оставляют полотенце завязанным на кресте или разрезают на маленькие кусочки и отдают людям как продолжение его в других жизнях. Уч-ся 2 Но самые красивые полотенца были на "свадебный обряд". По количеству и разнообразию их было больше всего:
УОТ - Да, много еще было полотенец, которые девушки заготавливали себе в приданое. Число и качество предметов, входящих в приданное, служило у односельчан мерилом оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличием художественного вкуса. Девушка сама выращивала лен, обрабатывала его после сбора, пряла нитки, ткала холст, шила необходимые предметы и сама их украшала. Каждая крестьянская девушка, украшая праздничные предметы приданного, не изменяла издавна установленные места расположения узора. Так, на полотенцах украшалось 2 конца. В течении нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая их и развивая. Русскую народную вышивку можно объединить в 3 большие группы: северную, центральную и южную. Для всех районов распространение русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов, но самый древний орнамент - геометрический. Орнамент- язык тысячелетии, он старше всех произведений искусств. Именно в народном орнаменте, как в древних письменных, отложилось тысячелетняя мудрость народа, зачатии его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы. Геометрические фигуры, из которых складывались простейшие узоры, несли когда- то смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являлись охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом. В славянском декоративно- прикладном искусстве часто встречается крест- образ солнца, который считался оберегом от тёмных сил. Ромб у древних славян почитался, как символ плодородия и чадородия, знаком солнца, огня, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны, счастье. Трактовка мотивов в полотенцах зависела от техники вышивки. На посиделках парни присматривали, какая из девушек трудолюбива, опрятна, а по праздникам девки и сами хвалились своей работой вот и мы сегодня покажем свои полотенца, которые девочки вышили на уроках труда. Учащиеся показывают свои вышитые полотенца и рассказывают о смысле узора и технике вышивки. Ум. Рассказ о нар. Песне. Звучит напевная народная песня. Ут. Делу - время, потехе - час. Гости, соседи, не забывайте нас. Общий хоровод с показом полотенец. Заключительная часть Ут. Итак, девочки, мы познакомились с некоторыми народными традициями, обрядами с полотенцем на Руси, с традициями народной вышивки полотенец, проследили значение полотенца в жизни славян, увидели, что из древней символики, образов, знаков рождается речь, песни, обряды, вышивка. | ||||||||||||||||