Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Разработка урока учителя музыки Шемякиной З.И. в классе "3".

Тема урока: "Обрядовые песни"
Тема урока:

"Обрядовые песни"

Цель и задачи урока:

  1. Ознакомить с обрядовыми песнями и их разновидностями.

  2. Создать атмосферу общения.

  3. Учить ребят глубже чувствовать и мыслить через народные песни.

  4. Увлечь ребят своим материалом и расширять их кругозор.

Музыкальный материал:

  1. "Вы сестрицы, подруженьки" - (сопровожден, колокола) в исполнении Ж. Бичевской.

  2. "Частушки" в исполнении ребят.

  3. "Виноград в саду цветет" в исполнен, учителем.

  4. Песни - колядки в сцене "Святочные вечера".

  5. Подблюдные песни в сцене "Святочные вечера".

Оборудование:

проигрыватель, пластинка "Русские народные песни", иллюстрация картины Журавлева "Перед венцом", костюмы и реквизит к сцене "Святочные вечера".

Литература:

  1. "Перед праздником" рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России - Елена Дьякова.

  2. Музыкальная литература - Крюкова.

  3. Музыка. Румер, Домрина, Куликова.

  4. "Живая Русь" Латышина, книга N 2.

Словарь:

обрядовые песни, бытовые, календарные, колядование, колядки, кишки, подблюдные песни, авсень, мехокоша.

Ход урока:

  1. Орг. момент: Вход под: "Частушки".

  2. Повторение пройденного материала:

    1. Какая звучала музыка?

    2. Почему так решили?

    3. Какие русские народные песни мог слагать народ?

    4. Какой вид народной песни сейчас прозвучал*?

    5. Давайте исполним одну из частушек, которую мы знаем. Исполнение.

    6. Когда исполнялась частушка?

  3. Событие в жизни человека:

    1. Какие праздники отмечались в народе?
      Вы назвали столько разных праздников, ведь одни из них церковные, другие народ отмечал в старину, современные праздники, которые появились в наше время.

    2. Все эти праздники связаны с чьей жизнью?
      В жизни человека происходят разные события и грустные и веселые.
      Любые события в жизни человека обставлялись торжественно, так, чтобы они были значительны и запомнились надолго. Вокруг каждого события, как бы строилась театральное действо - игра.
      Событие "обряжается", отсюда и происходит слово "обряд". Важные события сопровождавшиеся обрядами, вызвали в жизни обрядовые песни.

  4. Обрядовые песни: (запись на доске)

    1. Так какие же события могли происходить в жизни крестьянина?

    2. А в вашей жизни какие отмечаются праздники?

    3. Где происходят такие праздники?

    4. Кого касаются они?

    Вывод:

    Те праздники, которые происходят в семье называются бытовыми, а те праздники, которые отмечают все, относятся к календарным.

    Таблица

    Бытовые Календарные
    1. День рождения
    2. Свадьба
    3. Похороны
    4. Проводы в армию
    1. Святки
    2. Семик
    3. Масленица
    4. Иван Купала
    1. Пасха
    2. Троица
    3. Рождество
    4. Крещение
    5. Вербное воскресенье
    1. 8 марта
    2. 9 мая
    3. 23 февраля

  5. Бытовые песни:

    1. К какому из двух видов относится эта песня?

    2. Слушают в исполнении Ж. Бичевской русской народной песни под аккомпанемент колокола "Вы, сестрицы, подруженьки".

      • Какая она?

      • А почему она такая грустная?

      • Кто решал судьбу невесты?

      • Хочет она замуж?

      • А почему?

    3. Картина Журавлева "Перед венцом". - рассматривают.

      • Кого видите?

      • В какой момент запечатлена девушка?

      • Что она делает?

    4. Бытовые песни связаны с важнейшими событиями в жизни семьи - свадьба, похороны, проводы в Армию.

      Особой пышностью выделялась свадьба. В свадебном обряде принимало много людей и самыми почетными были певцы, музыканты. Недаром раньше говорили "играть свадьбу". На свадьбах обычно играли грустные песни, похожие на плачи, т. к. Девушка расставалась с родным домом, уходила в чужую семью. В старину жениха выбирали родители невесты, и порой она даже не знала своего жениха. На свадьбу приглашались специально "плакальницы", которые и исполняли песни плачи. Вот как описывает М. Горький плач знаменитой сказительницы Ирины Федесовой (стр. 43 "Музыка").

      Вывод:

      Вот почему в песне "Вы, сестрицы, подруженьки" выражено чувство глубокого горя девушки, уходящей в чужую семью. Плач был обязательным ритуалом.

    5. А, вообще свадьба какое событие?

      Не все браки были такими несчастными да грустными. Жених и невеста сходились по любви и свадьбы были шумными, веселыми, с плясками" песнями, обрядами.
      У свадьбы было много ритуалов, а мы коснемся самого веселого момента свадьбы, когда идет гулянье. Слушают в исполнении учителя песни "Виноград в саду цветет".

      • Найдите в песне, с чем сравнивают жениха и невесту?

      • А почему с ягодкой?

      • Разучивание песни и исполнение по ролям. Почему же сравнивают с ягодкой и виноградом?

    Вывод:

    По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми. Поэтому во многих песнях встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы.

  6. Календарные песни:

    В древние времена человек верил, что явление природы-божества, от которых зависит его жизнь и которых надо умилостивить песнями, заклинанием, различными обрядовыми действами.

    Песни, которые отходили от земли, которые были связаны с земледельческими работами пелись в праздники и назывались календарными.

    Назовите эти праздники? (читают по таблице)

    Когда Русь приняла христианство, тогда праздники народные стали переплетаться с праздниками церковными. Современные праздники появились в наше время, они связаны с историческими событиями нашей страны, нашего народа.

  7. Святки:

    Мы остановимся на одном из народных праздников, который называется "Святки". Он длился целых две недели, от 25 декабря до 6 января. Он отмечался особым обрядом, который назывался колядованием. Во время колядования пелись песни колядки, о Что же это такое?

    1. Во время колядования дети вместе с мехоношей (человек несущий мешок для даров) и ряженными (описание нарядов). Дети образах животных: козы, медведя, журавля. Ходили от дома к дому стоя у окна исполняли величальные песни (колядки). Желали сказочного благополучия и богатства в семье.
      В домах специально стряпались печенья с фигурками домашних животных, варись свиные ножки, делалась домашняя колбаса (кишки). Если в дом приходили с поздравлениями обязательно их угощали.
      Такой забавой занимались дети, а в это время в домах парни и девушки занимались другой забавой. Из этих забав они узнавали о своей судьбе, о своем женихе или невесте, об их именах.
      Как называлась такая забава?

    2. Гадали по разному (примеры).
      Гадание сопровождалось пением. Такие песни назывались подблюдными.
      Мы приоткроем занавесу истории и очутимся в том далеком прошлом в глухой деревне, где проходили святочные вечера.

    Вот как это было.

    Святочные вечера:

    1 дев. Уж вы, кумушки, подруженьки мои, Вы придите, посидите у меня, Пособите думу думати, Пособите мне отгадавати!

    Собираются девушки, подходят, садятся начинают гадание, договариваются кто кольцо вытянет, тому и замужем быть.

    1 дев. " Кто вытянет кольцо, тот и выйдет нынче замуж".

    2 дев. Мы погадаем кому сбудется. Кому не минуется. Я кладу колечко.

    3 дев. Я, кладу сережку

    4 дев. А я, монетку.

    Блюдо накрывают салфеткой и трясут, и запевают песню

    Подблюдная песня:


    "Кому кольцо вынется,
    Тому сбудется,
    Тому сбудется,
    Не минуется."

    Вытягивают по очереди вещи, что попадает под руку.
    (Если сережка или монетка)


    Кому вынется,
    Правда сбудется,
    Тому добро!

    (Если кольцо)


    Золот перстень
    Мне тем перстнем
    Обручится.

    Раздается стук.
    1 дев. - хозяйка:


    Кто там?

    Колядовщики:


    1. Это мы колядовщики!
    2. Здравствуйте, хозяюшка! Песня колядка:
    "Мы ходили походили по проулочкам Эй, Авсеня! Эй, Авсень!
    Мы искали, искали Марьин дом.
    Эй, Авсеня! Эй, Авсень!
    Мы нашли ее дом среди Томска
    Эй, Авсеня! Эй, Авсень!
    Среди Томска ворота красны
    Эй, Авсеня! Эй, Авсень!"
    3. Позвольте во горенку войти!
    4. Во горенку войти, на лавочку сесть!
    5. На лавочку сесть, да песенку спеть!

    Хозяюшка:


    Входите, люди, добрые!

    Колядовшики поют в хороводе:


    "Открывайте сундучок,
    Подавайте пятачок,
    Хоть блин,
    Хоть сала клин!"
    1. Чем вы нас хозяюшка одарите?
    2. Денег мешок или каши горшок?
    3. Кувшин молока или кусок пирога?
    4. Копеечку на конфеточки?
    5. Или гривеннички на прянички?

    Хозяюшка:


    Пели вы на удивленье,
    Заслужили на угощенье. Сыпет в мешок печенье и конфеты.

    Колядовшики:


    1. Спасибо, хозяюшка!
    2. Хозяюшке соболью шубу.
    3. Дочерям по веночку златому.
    4. Сыновьям по коню вороному.

    Все:


    Будьте, здоровы!
    С Новым годом!

    Уходят с песней "Авсень".
    Мехоноша - угощает всех дарами.

    Нотный материал:

    1. Виноград в саду цветет, А ягодка, а ягодка, поспевает.

    2. Виноград - сударь Ванюшка,
      А ягодка, а ягодка - свет Марьюшка.

    3. Им люди дивовалися,
      Что хороши да пригожи урожалися. Ум. А какая же посиделка без народных песен.

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

    Народные песни?.. Такие песни могли родиться только в народе великой души...
    М.Горький.

    Произведения народного творчества: сказки, былины, пословицы и поговорки - вы уже узнали из уроков литературы. "Сказка-складка, песня - быль," - говорит Пословица.

    В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней.

    Великой мудрости, правды и красоты полны русское песни. В них вложен талант и ум многих поколений.

    Сочиненные неизвестными певцами - сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

    Песни повествуют о покорении человеческом сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях.

    Из песен мы узнаем о жизни народа:

    его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

    У нас в стране народные песни звучат повсюду: на концертах, по радио, телевидению. Жизнь человека немыслима без песни.

    В детстве ребенку поет колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинной русской свадьбе звучали лирические песни, величальные, песни - плачи.

    Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни.

    А также хороводные и плясовые, городские песни и частушки.

    Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрываются душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроение. Звучит, напевная русская народная песня.


предыдущая | следующая