Героические страницы русской истории на уроках литературы Л.Г. Пантелеева
Славянская письменность... Сегодня сочетание этих слов мало у кого вызывает недоумение, не кажется чем-то новым, неожиданным. Этот праздник широко и вольно пошёл по стране, охватывая города и сёла России, Украины, Белоруссии, всякий раз обогащаясь, обретая новые формы и краски, но не утрачивая главного своего звучания - верности древним и великим традициям славянского слова, славянской культуры. Этот праздник отмечается и в нашем сибирском городе, да и как не обратиться к нему, когда здесь именно проживают потомки древних славян. Изучение нашего прошлого: нашей культуры, письменности, героических страниц истории прочно укрепилось на спецкурсах в гимназии, да и просто на уроках литературы. Именно на уроках через произведения древнерусской литературы воспитывается гордость, уважение, любовь, преданность к нашей поистине героической истории, воспитываются гуманистические идеалы, хотя в наше нелегкое время ох как не просто это сделать, когда утрачено многое. Начиная уже с 5 класса, учащиеся приобщаются к библейским истокам. Я бы хотела поделиться своим опытом работы в изучении героической истории. На уроках древнерусской литературы просто необходимо использовать живопись, графику, музыку, архитектуру, которые позволят оживить те далекие картины, сделают изучение нашей истории более доступной. В 7 классе перед рассмотрением "Слова о погибели Земли русской" удачным будет прослушивание увертюры из оперы Бородина "Князь Игорь", а можно на фоне этой музыки воспроизвести текст "Слова", сопровождая его показом кадров, воспроизводящих среднерусскую природу (читаю отрывок). Делается вывод, что это гимн Русской земле, прославление её красоты и силы. Правда, силы "былой", но в ней залог будущего возрождения. Такую землю надо беречь, защищать, не отдавать её на погибель. Затем учащиеся дополняют, что "Слово" появилось в суровую годину где-то между 1238-1246 гг., в тот период, когда эту прекрасную землю, воспользовавшись междоусобицей русских князей, стали уничтожать степные кочевники. На уроках полезно дать историческую справку: "Зимой 1241 г. Степные кочевники обступили "мать городов русских" Киев. Крики воинов, ржание коней, вопли верблюдов были так сильны, что киевляне не могли слышать голосов друг друга. В страхе и трепете старики, женщины и дети забрались на верх Десятинской церкви. Как ни прочны были белокаменные стены, но от небывалой тяжести своды рухнули и заживо погребли людей. Ворвавшись в город враги истребили оставшихся в живых киевлян и двинулись на юго-запад. Далее можно подвести итог, что после захвата Киева, вероятно, и появилось "Слово о погибели Земли русской", напоминавшее русским людям о былом величии "светло светлой и украсно украшенной Земли русской", и глухо говорившее о той "болезни", которая приключилась крестьянам в правление Юрия Всеволодовича Владимирского и его брата Ярослава Всеволодовича. Под "болезнью" автор "Слова" понимает зло княжеских усобиц, которые и привели Русь к погибели. А пока началось трехсотлетнее чужеземное иго, сильно замедлившее развитие русской культуры. Поэтому не удивительно, что основной темой русской литературы в течение почти полутора столетий была тема борьбы с монголотатарами. Особую известность приобрели произведения "О разорении Рязани батыевой", "Слово о полку Игореве", "Житие Александра Невского", "Авдотья Рязаночка", "Житие Сергия Радонежского" и др. Все эти произведения объединяет героическое прошлое, герои - люди сильные, мужественные, которые являлись защитниками земли русской, народа русского. На уроках литературы отмечаем, что все герои подлинные в основном, но есть среди них и придуманные народом, это больше исторические песни. Такова уж натура русского народа, горе и радость сопровождались песнями. Видно, это от широты души. Одну из них рассматриваем на уроке "Авдотья Рязаночка" (можно инсценировать). На вопрос: не кажется ли странным, что в образе защитника русской земли выступает женщина - учащиеся отвечали:
Полезно обратиться к полотнам русских художников (Васнецов, Венецианов, Фаворский, Васильев). На вопрос: Какая из героинь на полотнах напоминает Авдотью Рязаночку? Ответ: Практически все: они могли напомнить о жизни А. Рязаночки в разное время. Но вот Фаворский особенно напомнил нам об этой героине. Во-первых, он использует один цвет - черный, напоминающий о суровой године; во-вторых, русская женщина изображена здесь босая, в крестьянском сарафане, голова покрыта платком. В лице затаилась печаль, глаза смотрят сурово, в них, горечь утраты, скорбь. Женщина занята мужской работой. Она пашет землю с сыном-шестилеткой, видно, больше некому этим заняться. На уроках литературы особо следует остановиться на характере Дмитрия Донского по произведению "Задонщина". (Опять же наглядно можем представить его через полотна Фаворского, К. Васильева.) Дается историческая справка: Летом 1380 года Мамай захватил власть в Орде и провозгласил себя ханом, хотя он не мог именоваться ханом, т.к. не являлся потомком Чингисхана. Тем не менее, он решил повторить нашествие хана Батыя, чтобы уничтожить Русь. В тайне от московского князя Дмитрия Донского (пока Московского) он собрал войска: для участия в походе были наняты фряги (генуэзцы, живущие в Крыму), черкасы, буртасы (народы Северного Кавказа), заручился поддержкой великого князя Литовского и рязанского князя Олега, обещав союзникам русские города. Однако весть о готовившемся походе достигла Москвы. Дмитрий Донской спешно начинает собирать войска. В Москву стекаются дружины почти всех северо-восточных княжеств, кроме новгородских и Тверских. Ратный дух Дмитрия укрепляет Сергей Радонежский, Троицкий игумен. Он благословляет князя на борьбу за правое дело, за свободу и дает ему помощников - богатырей-монахов Пересвета и Ослябю. Учащиеся уже изучили "Житие Сергея Радонежского", поэтому им не трудно отвечать на вопрос: "Почему благословение Сергея Радонежского было так необходимо Донскому?" Именно Сергей являлся в то время носителем морально-нравственного идеала того времени. Он через монастырское братство шел к вере в человека. Это человек цельный и прямой. Его слово не расходится с делом, это величайший труженик, основатель Троицкого монастыря, крупный общественный деятель, сделал много для просвещения (при монастыре была открыта школа). Вся деятельность его была направлена на сплочение русских земель, на укрепление Москвы, а следовательно и Руси. Писал летописи, убеждал местных властителей сменить свирепство на кротость. Призывал князей заключить вечный мир с князем Д. Донским. Это было так необходимо для раздробленной Руси. Вывод Таким образом, он является, как бы духовным защитником Земли русской, что тоже немаловажно. Следует ребят ознакомить со знаменитой "Троицей" Рублева, созданную в Троицком монастыре (показ открыток, иллюстраций). Она написана в память и похвалу Сергию. Это произведение, полное мира, тишины, покоя, соответствует гармоничности, цельности и ясности натуры Сергия. На уроках литературы нельзя не затронуть "Задонщину", именно здесь рассказывается о Куликовской битве, о переломном моменте в истории русского государства. Учащиеся отвечают, что это героическая песня-слава в честь победителей Д. Донского и его двоюродного брата Вл. Анреевича. Следует заметить, что во время самой битвы Донской был одет в одежду простого война, тем самым сблизив себя с народом, а войны, любящие Русь, смелые, сильные, связанные со своими дружинами. Учащиеся должны были видеть и природу то мрачную, то радостную, то ликующую. На вопрос: Каково значение "Задонщины"? Ответ: Это рассказ о том, как была одержана победа над Мамаем, которая далась ценой крови, ведь после сражения осталось 40 тысяч русских воинов. Среди убитых и раненных с трудом разыскали великого князя Дмитрия. 8 дней еще находились на Куликовом поле русские войска: собирали и хоронили убитых, а Дон-река 3 дня была окрашена кровью. Удачно можно провести связь времен.
Значение этой победы - величайшее событие, положившее конец периоду "Тучи и скорби". Победа вызвала мощный подъем над самосознанием, наглядно показала, что только сплочением всех русских земель вокруг единого центра во главе сильной княжеской властью, возможно добиться полного освобождения от монголо-татарского ига. Таким центром в древней Руси стала Москва и ее великий князь, а победа на поле Куликовом определила дальнейшую судьбу Руси... (Нашим политикам следовало бы усвоить уроки прошлых лет - так говорят дети). | ||||