Пищеварение. Часть 1
Задания для 3 уровня.
Тема: Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы.
Задание 1
Цель:
Выяснить, в чём заключается отличие пищевых продуктов от питательных веществ.
- Изучите статью "Функции питательных веществ" на с.94, запишите в тетрадь эти функции и их сущность.
- В таблице N 2 ни с.95, найдите наиболее распространённые пищевые продукты. Определите, какие органические вещества содержатся в сыре, хлебе, сахаре. Какие продукты являются важнейшими источниками белков, углеводов и жиров? (устно)
- Изучите статью "Функции пищеварительной системы" на с.94, запишите в тетрадь эти функции и их сущность.
Проверь себя. Мах 7 баллов.
- Чем пища отличаются ог питательных веществ?
а) пища состоит из питательных веществ;
б) питательные вещества - это и есть пища;
в) пища и питательные вещества состоят из одних и тех же веществ.
- До каких простых веществ расщепляются белки?
а) до глицерина и жирных кислот;
б) до аминокислот;
в) ДО ГЛЮКОЗЫ.
- Найдите в тексте ошибки и запишите только правильные утверждения:
Пища является источником химической энергии и выполняет секреторную функцию. Благодаря всасывательной функции пищеварительной системыпроисходит расщепление питательных веществ. Основные функции пищеварительной системы - строительная, секреторная, энергетическая, двигательная, всасывательная.
Задание 2
Цель:
Выяснить строение пищеварительного канала и органов, его образующих.
- Рассмотрите рис.59; запишите в тетрадь схему строения пищеварительного канала и пищеварительные железы (с-100-101)
- Прослушайте сообщения ребят о видах зубов, их строении, составе, количестве. После этого зарисуйте в тетради зуб и подпишите его внешнее и внутреннее строение и части зуба,
- Прослушайте сообщение об основных правилах профилактики кариеса.
- Прочитайте функции и строение пищеварительного тракта.
Проверь себя.
Выберите номера правильных утверждений: Мах. 4 балла.
- В глубине челюсти находится шейка зуба.
- Сверху зуб покрыт дентином.
- Мягкая часть в центре зуба пульпа.
- Позади резцов находятся коренные зубы.
- В желудке расщепляются белки до аминокислот.
- В желудке среда щелочная.
- Тонкая кишка переходит в слепую кишку.
- Аппендикс - это отросток слепой кишки.
- Конечный отдел тонкого кишечника - прямая кишка. 10. В толстой кишке всасываются питательные вещества.
Тема: Пищеварение в ротовой полости. Глотание.
Задание 1
Цель:
Выяснпть процессы пищеварения в ртотовой полости, роль ферментов в ней, роль нервной и гуморальной регуляции этих процессов.
- Запишите строение ротовой полости. В статье "Отделение слюны" (параграф 31) найдите ответы на вопросы и напишите их в тетрадь:
- Где образуется слюна? Записать все слюнные железы.
- Какой состав имеет слюна?
- Что такое фистула?
- Какие рефлексы называются условнослюно отделительными?
- Какие рефлексы называются безуслоснослюноотделительными? (приведите пример)
- Вспомните, где находится центр слюноотделения
- По статье "Пищеварительные ферменты" и рис-65 с.103 определите, у какого вещества молекула крупнее у крахмала, солодового сахара или у глюкозы. Какое из этих веществ сможет проникнуть через клеточную мембрану? (устно) Запишите в тетрадь, какие изменения происходят в ротовой полости и какие для этого нужны условия-
- Прочитайте статью "Глотание", рассмотрите рис.66, определите, какую роль в акте глотания играют мягкое нёбо и надгортанник, (устно)
Проверь себя. Выберите номера правильных ответов; Мах. 5 баллов.
- В ротовой полости среда:
а) кислая: б) щелочная: в) нейтральная.
- В ротовой полости происходит расщепление:
а) крахмала до аминокислот;
б) крахмала до глюкозы;
в) крахмала до глицерина и жирных кислот.
- Какой это вид рефлекса: человек увидел лимон?
а) условный;
б) безусловный;
в) это не рефлекс;
- Почему при длительном пережёвывании хлеб приобретает сладкий вкус?
а) много крахмала;
б) крахмал расщепляется до глюкозы;
в) много сахара.
- Где располагается центр глотания?
а) в продолговатом мозге;
б) в среднем мозге;
в) в больших полушариях.
Подведение итога урока, подсчёт баллов и выставление оценок:
Мах. 16-14 баллов - оценка 5;
13-10 баллов - оценка 4.
Домашнее задание:
параграфы 29-31. Письменно таблица с.103 и с.96 - схема "Состав пищи". Устно вопросы на с. 104 под знаками ! и .
|