Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Движение крови и лимфы в организме

Задания для учащихся 3 уровня

Тема:

Движение крови и лимфы в организме. Строение и работа сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте цель каждого задания.

  2. Прочитайте каждое задание: обратите внимание на характер задания, на работу с учебником, с тетрадью.

  3. После выполнения каждого задания, приступайте к его проверке ("Проверь себя"). Работу выполняй на листочке, при этом закрой учебник и тетрадь.

  4. Как только выполните задание, возьмите в конверте код правильного ответа и проверьте

  5. Подсчитайте число баллов, запишите их. Если вы неправильно ответили на какой-либо вопрос, вернитесь к нему снова.

После выполнения первого задания, приступайте ко второму и т.д. В конце последнего задания подсчитайте общее число баллов и поставьте себе оценку.

Задание 1

Цель:

Выяснить, каким образом строение кровеносных сосудов соответствует выполняемой ими функцией.

  1. Используя задания, полученные при изучении раздела "животные", назовите органы кровеносной системы. Найдите их на рис. 33 с. 57. Вспомните, какие сосуды называются артериями, венами, капиллярами, (устно)

  2. На рис. 34 с. 58 рассмотрите строение артерий, вен и капилляров. Заполните таблицу кратко, используя материал трёх первых обзацов статьи "строение и функции кровеносных сосудов", (работа в тетради)

Сосуды Слой стенок сосудов Ткани, образующие слой Функции
Артерии
Вены
Капилляры
а) наружный
б)средний
в) внутренний
   

Задание 2

Цель:

Выяснить, почему кровь в организме человека движется в одном направлении. Закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.

  1. На рис. 33 учебника с. 57 найдите большой круг кровообращения. Устно ответьте на вопросы.(работая в паре друг с другом)

    а) В каком отделе сердца начинается большой круг кровообращения?
    б) Куда кровь поступает из левого желудочка?
    в) Как называется самый широкий кровеносный сосуд?
    г) По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
    д) В каких сосудах происходит газообмен?
    е) По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?

  2. Найдите на рис. 33 с. 57 начало малого круга кровообращения. Устно ответьте на вопросы, (работая в паре)

    а) Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течёт в лёгкие?
    б) Какая кровь течёт в этом сосуде?
    в) Что происходит с лёгочной артерией в лёгких?
    г) Где происходит превращение венозной крови в артериальную?
    д) По какому сосуду кровь возращается в сердце?

Проверь себя. (самопроверка) мах. 5 баллов Вместо точек поставьте нужные термины:

  1. Из левого желудочка кровь входит в ...

  2. В правой половине сердца находится ...

  3. Заходит кровь в правое предсердие по ...

  4. Газообмен малого круга происходит в ...

  5. Из правого желудочка кровь выходит по ...

Задание 3

Цель:

Выяснить, как происходит движение лимфы в организме и какую важную функцию она выполняет.

В статье "лимфотическая система" с. 60 найдите ответы на вопросы: (устно)

а) Чем обличается лимфа от крови по составу?
6) Определите основную функцию лимфотической системы.
в) На схеме (с. 59) найдите лимфотические капилляры, лимфотические сосуды. Куда впадает грудной проток?

Проверь себя. (самопроверка)

Выбери правильный ответ: мах. 4 балла

  1. Лимфа - это внутренняя среда организма;

  2. Лимфа содержит лимфоциты;

  3. Лимфа движется по двум кругам;

  4. Самый большой сосуд - грудной лимфотический проток;

  5. Лимфа- жидкость жестоватого цвета;

  6. Лимфотические узлы связывают систему в одно целое;

  7. Лимфа участвует в иммунитете;

  8. Лимфа по составу близка к составу крови.

Задание 4

Цель:

Выяснить особенности строения сердца в связи с его функциями

  1. На рис. 39 с. 61 найдите левую и правую половину сердца, а в каждой её части предсердие и желудочек. Определите, какой желудочек имеет более толстую стенку. Объясните, с чем это связано, (устно, работая в паре)

  2. На рис. 40 с. 62 найдите створчатые и полулунные клапаны. Каково их значение? (параграф 19) . (В тетрадь запишите виды клапанов и их месторасположение в сердце)

  3. Прочитайте в параграф 19 статью "сердечный цикл", изучите рис. 41, заполните таблицу.(работа в тетради)

Сердечный цикл
Фаза Предсердие Желудочек Продолжительность фазы
(время)
Первая
Вторая
Третья
     

Проверь себя. (самопроверка) Выберите правильный ответ на вопрос: мах. 3 балла

В каком состоянии находятся клапаны сердца:

а) при сокращении предсердий;

б) при сокращении желудочков;

в) во время паузы;

А-все клапаны закрыты;

Б-все клапаны открыты;

В-полулунные закрыты, створчатые открыты;

Г-полулунные отрыты, створчатые закрыты.

Задание 5

Цель:

Выяснить за счёт чего сердце может самопроизвольно ритмически сокращаться.

  1. В статье "Автоматизм сердца" с. 64 найдите слова, выделенные курсивом, объясните их значение. Запишите новые термины в тетрадь.

  2. Заполните таблицу: Регуляция работы сердца.

Тип регуляции Характер влияния на деятельность сердца
1.Нервная
2. Гуморальная
 

Проверь себя. (самопроверка) Вместо точек вставьте нужные термины: мах. 7 баллов

а) ... отражает состояние мышцы сердца.

б) Способность сердца ритмически сокращаться ...

в) Центр регуляции сердца ...

г) Парасимпатические нервы ... работу сердца.

д) Симпатические нервы ... работу сердца.

е) Ацетилхалин ... работу сердца.

ж) Адреналин ... работу сердца.

Подведение итога урока и подсчёт набранного количества баллов с выставлением оценок:

mах. 22-20 баллов - оценка 5
19-17 баллов - оценка 4

Домашнее задание:

Параграф 18, параграф 19, сообщение "Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды". "Гипертония и гипотония - причины их возникновения", параграф 22


предыдущая | следующая