Движение крови и лимфы в организме
Задания для учащихся 2 уровня
Тема:
Движение крови и лимфы в организме. Строение и работа сердца.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно прочитайте цель каждого задания.
- Прочитайте каждое задание: обратите внимание на характер задания, на работу с учебником, с тетрадью.
- После выполнения каждого задания, приступайте к его проверке ("Проверь себя"). Работу выполняй на листочке, при этом закрой учебник и тетрадь.
- Как только выполните задание, возьмите в конверте код правильного ответа и проверьте
- Подсчитайте число баллов, запишите их. Если вы неправильно ответили на какой-либо вопрос, вернитесь к нему снова.
После выполнения первого задания, приступайте ко второму и т.д. В конце последнего задания подсчитайте общее число баллов и поставьте себе оценку.
Задание 1
Цель:
Выяснить, каким образом строение кровеносных сосудов соответствует выполняемой ими функции, почему кровь в ор- ганизме человека движется всегда в одном направлении.
- Вспомните из курса зоологии органы кровообращения, их функции, (устно)
- Рассмотрите рис. 34, 35, 36 с. 56. Обратите внимание на строение стенок артерий, вен и капилляров. На с. 56 (второй и третий обзац) найдите ответы на вопросы: (устно, работая в паре)
а) Из каких тканей состоит наружный, средний и внутренний слой сосудов (артерий и вен)? б) В чём отличие строения стенок артерий от вен? С чем это связано? в) Внутренние стенки каких сосудов имеют клапаны? Их значение? г)Какие' особенности строения капилляров способствуют выполнению их функции?
- В тетрадь запишите кровеносные сосуды, их строение и функции (кратко).
Проверь себя: (самопроверка) Выберите номера правильных ответов: mах. 6 баллов
- Стенки артерий состоят из многослойных мышечных клеток.
- Внутри стенок артерий имеются клапаны.
- По венам кровь выходит из сердца.
- По артериям кровь заходит в сердце.
- Капилляры - самые мелкие кровеносные сосуды.
- Стенки вен содержат мало мышечных волокон.
- По венам кровь заходит в сердце.
- Внутри капилляров есть просветы.
- Наружный слой сосудов состоит из эпителиальной ткани.
- По артериям кровь выходит из сердца.
Задание 2
Цель:
Закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения. Выяснить, как происходит движение лимфы в организме и какую важную роль она выполняет.
- На рис.33 с.57 найдите большой круг кровообращения. Пользуясь текстом с. 58 "Большой и малый круг кровообращения" и схемой рис.33, определите: (устно, работая в паре)
а) В каком отделе сердца начинается большой круг? б) Куда поступает кровь и 1 лекого желудочка? в) По каким сосудам кровь поступает к органам? г) В каких сосудах происходит газообмен? д) По каким сосудам кровь заходит в сердце?
- Малый круг кровообращения. Определите: (устно, работая в паре)
а) По какому сосуду кровь выходит из правого желудочка? б) Какая кровь течёт в этом сосуде? в) Что происходит с лёгочной артерией у лёгких? г) Где происходит превращение венозной крови в артериальную? д) По какому сосуду и какая кровь возращается в сердце?
- В статье "Лимфотическая система" с. 60 найдите ответ на вопрос: Чем отличается лимфа от крови по составу? (устно, работая в паре)
а) Назовите основную функцию лимфотической системы (устно, работая в паре) б) Работа в тетради: начертите схему образования и движения лимфы в организме.
Проверь себя: (самопроверка) мах. 10 баллов
- Заполните таблицу: Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения:
|
Органы кровообращения |
Вид крови |
1. Большой круг 2. Малый круг |
|
|
- Вместо точек поставьте нужные термины:
а) Лимфотическая система участвует в создании ... б) Лимфа собирается в большой сосуд ... в) Лимфа содержит много клеток крови ... г) В ... ... происходит выработка лимфоцитов. д) Лимфа всегда движется только в ...
Задание 3
Цель:
Выяснить особенности строения сердца в связи с его функциями.
- Изучите параграф 19, в статье "Строение сердца" найдите ответы на вопросы (устно):
а) Чем сердце покрыто сверху? б) Какие клапаны расположены между предсердиями и желудочками? в) Какие клапаны расположены между желудочками и артериями? г) Что может быть, если клапаны неплотно смыкаются? д) Почему кровь движется в одном направлении?
- Прочитайте в параграф 19 статью "Сердечный цикл" изучите рис.41 с.63.
В тетради заполните таблицу: Сердечный цикл
Фаза |
Предсердие |
Желудочек |
Продолжительность фазы (время) |
|
|
|
|
- Почему сердце работает непрерывно в течение всей жизни? (устно)
- Подсчитайте, сколько часов в течение суток сердце работает, сколько
отдыхает.Сколько времени работают желудочки и предсердия, (устно,
работая в паре)
Проверь себя. mах. 5 баллов Выпишите номер правильного ответа:
- Па границе легочной артерии и правого желудочка расположен:
а) трёхстворчатый; б) двухстворчатый; в) полулунный клапан.
- На границе левого предсердия и левого желудочка расположен:
а) трёхстворчатый; б) двухстворчатый; в) полулунный клапан.
- На границе аорты и левого желудочка расположен:
а) трёхстворчатый; б) двухстворчатый; в) полулунный клапан.
- В каком состоянии находятся клапаны сердца:
а) при сокращении предсердий; А) все клапаны закрыты;
б) при сокращении желудочков; Б) все клапаны открыты;
В) полулунные закрыты, створчатые открыты;
Г) полулупные открыты, створчатые закрыты.
Задание 4
Цель:
Выяснить, за счёт чего сердце может самопроизвольно ритмически сокращаться.
- Прочитав на стр. 64 статью "Автоматизм сердца", ответьте на вопросы :(устно)
а) Что такое автоматизм сердца? б) Каким образом можно изучить работу сердца?
- В статье "Нервная регуляция работы сердца" найдите ответы на вопросы (устно):
- Каким образом нервная система контролирует работу сердца?
- Как меняется работа сердца при физических нагрузках?
- Какую роль играют симпатические и парасимпатические нервы в работе сердца?
- Запишите в тетрадь вещества и соли, вызывающие торможение и усиление работы сердца.
Проверь себя. (самопроверка) шах. 5 баллов Вместо точек вставьте нужные термины:
а) Ацетилхалин и ионы калия ... работу сердца. б) Цетр регуляции сердечно-сосудистой системы находится в ... в) Адреналин и ионы кальция ... работу сердца. г) Деятельность сердца изучают с помощью ... д) Деятельность сердца находится под контролем нервной и ... регуляцией.
Подведение итога урока, подсчёт баллов и выставление оценок:
Мах. 26-23 балла - оценка 5;
22-18 баллов - оценка 4.
|