Движение крови и лимфы в организме
Задания для учащихся 1 уровня
Тема:
Движение крови и лимфы в организме. Строение и работа сердца.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно прочитайте цель каждого задания.
- Прочитайте каждое задание: обратите внимание на характер задания, на работу с учебником, с тетрадью.
- После выполнения каждого задания, приступайте к его проверке ("Проверь себя"). Работу выполняй на листочке, при этом закрой учебник и тетрадь.
- Как только выполните задание, возьмите в конверте код правильного ответа и проверьте
- Подсчитайте число баллов, запишите их. Если вы неправильно ответили на какой-либо вопрос, вернитесь к нему снова.
После выполнения первого задания, приступайте ко второму и т.д. В конце последнего задания подсчитайте общее число баллов и поставьте себе оценку.
Задание 1
Цель:
Выяснить, каким образом строение кровеносных сосудов соответствует выполняемой ими функции, почему кровь в организме человека движется всегда в одном направлении.
- Допишите определение (с. 56): Кровообращение - это ...
Запишите в тетради органы кровообращения, их функции:
а) артерии ... б) вены... в) капилляры ...
- На с. 56 (второй и третий обзац учебника) внимательно прочитайте "строение стенок кровеносной системы". Из каких тканей состоят стенки сосудов? (устно, ответ обсудите в паре) Проверь себя. (самопроверка) тах. 5 баллов Вместо точек поставьте нужные термины.
а) Сосуды, по которым кровь выходит из сердца ... б) Самые мелкие сосуды ... в) Сосуды, имеющие внутри клапаны ... г) Сосуды, по которым кровь заходит в сердце ... д) Сосуды, стенки которого содержат много мышечных клеток ...
Задание 2
Цель:
Закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения, выяснить, как происходит движение лимфы в организме и какую важную функцию она выполняет.
- На с. 57 рис.33 найдите большой и малый круг кровообращения.
- Запищите в тетрадь ответы на вопросы (о большом круге кровообращения), ответы давать полные.
а) В каком отделе сердца начинается большой круг кровообращения? б) Какая кровь находится в левой половине сердца? в) Куда кровь поступает из левого желудочка? г) По каким сосудам кровь поступает к органам тела? д) В каких сосудах происходит газообмен? е) По каким сосудам и какая кровь поступает в правое предсердие?
- Запишите в тетрадь ответы на вопросы (о малом круге кровообращения):
а) Как называется сосуд, по которому кровь и", правого желудочка поступает в лёгкие? б) Где происходит превращение веночной крови в артериальную? в) По какому сосуду и какая кровь возращастся в сердце?
- На с.59 рассмотрите рис.37. Запишите в тетрадь состав лимфы и её важную функцию
- Устно. Почему лимфа движется только в одном направлении? Проверь себя. (самопроверка) гпах. 6 баллов. Выбери номера правильных ответов:
- Артериальная кровь течет но лёгочным артериям.
- Большой круг кровообращения начинается с левого предсердия.
- В правое предсердие поступает венозная кровь.
- В левое предсердие кровь заходит по лёгочным венам.
- Малый круг кровообращения начинается с правого желудочка.
- Превращение венозной крови в артериальную происходит в клетках органов тела.
- Лимфа по сосудам впадает в вены.
- Лимфа по составу близка к крови.
- Венозная кровь течёт по лёгочным венам.
- Превращение венозной крови в артериальную происходит в капиллярах лёгочных пузырьков.
Задание 3
Цель:
Выяснить особенности строения сердца в связи с его функциями.
- На рис,39 рассмотрите строение сердца. Запишите, чем сердце покрыто сверху (с.60)
- На рис.40 с.62 Рассмотрите строение клапанов сердца. В тетрадь запишите названия клапанов и место их расположения в сердце.
- На рис.39 с.61 рассмотрите строение стенок предсердий и желудочков. Почему стенки желудочков толще стенок предсердий, особенно стенки левого желудочка? (ответ объясните, работая в паре)
- На с.62 Прочитайте текст "Сердечный цикл", изучите рис.41, заполните таблицу:
Фаза |
Предсердие |
Желудочек |
Продолжительность фазы (время) |
Первая Вторая Третья |
|
|
|
- Устно, работая в паре, обсудите вопрос: Почему сердце работает без усталости?
Проверь себя. (самопроверка) мах. 5 баллов
Выбери номер правильного ответа:
- Какие клапаны находятся между предсердием и желудочком:
а) створчатые; б) полулунные; в) карманообразные?
- Какие клапаны находятся между желудочками и артериями:
а) створчатые; б) полулунные?
- В каком направлении движется кровь в сердце:
а) из предсердия в желудочек -> артерии; б) из желудочка в предсердие -> вены; в) из желудочка в предсердие -> артерии?
- Какой отдел сердца имеет наиболее мощный мышечный слой:
а) правый желудочек; б) правое предсердие; в) левый желудочек; г) левое предсердие?
- В каком состоянии находятся клапаны сердца во время паузы (3-й стадии);
а) все клапанызакрыты; б) все клапаны открыты; в) полулунные закрыты, створчатые открыты; г) полулунные открыты, створчатые закрыты?
Задание 4
Цель:
Выяснить, за счёт чего сердце может самопроизвольно ритмически сокращаться.
- В статье "Автоматизм сердца" с.64 найдите слова, выделенные курсивом. Запишите определения в тетрадь.
- За счёт чего сердце может ритмически сокращаться? (устно, работая в паре)
- Прочитайте статью "Нервная регуляция работы сердца" ответьте на вопросы (устно);
а) Что расположено внутри мышечных стенок сердца? б) Где находится центр, регулирующий работу сердце? в) Как происходит перераспределение крови в организме в зависимости от работы сердца? г) Какую деятельность оказывает симпатическая и парасимпатическая нервная система в работе сердца? д) Какую роль играет гумолярная регуляция в работе сердца?
Проверь себя. (самопроверка) тах. 7 баллов
Выбери номера правильных ответов:
- Автоматизм сердца - это способность сердца сокращаться.
- Усиливают работу сердца парасимпатические нервы.
- Ослабляют работу сердца симпатические нервы.
- Вещество, тормозящее работу сердца - ацетилхалин.
- Вещество, усиливающее работу сердца - адреналин.
- Содержание солей кальция усиливает работу сердца.
- Содержание солей калия усиливают работу сердца.
- Содержание солей калия ослабляет работу сердца.
- Парасимпатические нервы ослабляют работу сердца.
- Симпатические нервы усиливают работу сердца.
Подведение итога урока, беседа по вопросам учителя, подсчёт количества баллов и выставление оценок:
Мах. 23-20 баллов - оценка 5;
19-16 баллов - оценка 4.
|