Тема 1 - Модель, алгоритм, программа. Освоение среды, простейшие программы.
Тема занятия |
Количество часов |
Учебный материал |
Некоторые методические замечания |
Занятие 1 (2 часа) Общая теория по введению в программирование и освоение среды исполнителя "робот". |
1-ый час |
Теоретический материал: этапы решения задач, понятие информационной модели, простейший пример модели - модель исполнителя, алгоритм - виды алгоритмов, способы записи алгоритмов (понятие блок-схемы алгоритма), понятие оптимизации алгоритмов, программа, ошибки, типы ошибок. |
В качестве конкретного примера модели можно взять задачу о коммивояжере, которому необходимо объехать, например, 10 городов. На этом примере удобно рассуждать о множестве алгоритмов реализации поставленной задачи и критериях оптимизации: минимизация затрат денег, времени; максимизация удобства передвижения и т.д.(весом в граф-схеме будет являться выбранный критерий). |
2-ой час |
Основные управляющие клавиши в среде КуМир. Система команд исполнителя Робот. Реализация простой задачи в среде названного исполнителя каждым учащимся на своем рабочем месте. |
В качестве задачи можно предложить нарисовать из стенок фигуру в виде какой-либо буквы и написать программу, с помощью которой осуществить обход нарисованной буквы и закраску всех клеток вокруг нее. |
Занятие 2 (2 часа) Освоение среды исполнителя "чертежник". |
1-ый час |
Теоретический материал: величины, типы величин, понятие аргумента, команды с аргументами, система команд исполнителя "чертежник". Освоение среды исполнителя. |
Следует обратить особое внимание на команду "сместиться на вектор (Х,У)" и рассмотреть ее подробно. |
2-ой час |
Реализация задачи в среде названного исполнителя каждым учащимся на своем рабочем месте. |
Для практической реализации используются задачи из приложения 1. Следует обратить особое внимание на то, что результат должен быть получен наименьшим количеством шагов - действий - команд. |
Занятие 3 (2 часа) Зачетная работа. |
2 часа |
За два часа учащимся предлагается реализовать две задачи: в среде исполнителя "робот" и в среде исполнителя "чертежник". Каждая задача оценивается отдельно. Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание. |
Для практической реализации используются задачи из приложения 2 (среда исполнителя "робот") и приложения 3 (среда исполнителя "чертежник"). Следует обратить внимание на то, что текст, который записан справа, пока читать не следует - мы к этим задачам вернемся, когда изучим команды повтора. |