Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Некоторые методические приемы работы

В основу данной разработки положена концепция развивающего обучения. В русле данной концепции используется дифференцированный подход как к содержанию, так и к методам обучения в зависимости от уровня развития мышления каждого конкретного ребенка. Содержательная насыщенность рекомендуемых базовых курсов такова, что для успешного (на 4 и 5) его усвоения необходимы как минимум два условия: достаточно хорошо сформированный уровень мыслительных операций обобщения, классификации и т.д., а также наличие достаточно высокого уровня мотивации на получение хорошего объема знаний по предмету. Понятно, что не все учащиеся (по тем или иным причинам) обладают высоким уровнем развития мышления или достаточным уровнем мотивации. Индивидуальный подход и дифференцированная структура программы - эти два фактора положены в основу предлагаемой модели обучения. Модель состоит из трех основных блоков:

  1. Психологическая диагностика на момент начала обучения. Работа в этом направлении состоит из:

    • работа с классным журналом - важно понять какова "научная направленность" каждого ученика (гуманитарные науки, естественно-научные или точные);

    • на первых уроках работа над построением простейших блок-схем, в основу которых положены как модели явлений и закономерностей некоторых классических наук, так и "бытовые" - это дает возможность составить представление о способности учащихся к анализу и обобщению уже имеющегося материала из других областей знаний;

    • беседа с каждым ребенком на тему о том, определился ли он в выборе профессии - эта часть работы дает возможность определить уровень мотивации на изучении предмета.

  2. Различное содержание и методы обучения не только в разных классах одной параллели, но и в разных группах одного класса. На основе диагностики выделяются как минимум три группы: учащиеся с низким, средним и высоким уровнем развития мышления.

    Первоочередная задача и основное содержание обучения в первой группе - формирование творческого мышления; во второй - формирование "системного" мышления.

    Для успешного решения поставленных задач используются :

    • введение системы индивидуальных заданий для каждого ученика (это дает возможность непрерывной диагностики уровня усвояемости материала и уровня изменения "склада мышления");

    • создание такого психологического климата, когда нет хороших или плохих учеников, а есть те, кому этот предмет "дается легче" и те, кому предмет "дается труднее"(это достигается исключением такого метод опроса, как ответы у доски, и внедрением системы зачетных недель);

    • усиление внимания на практическую значимость получаемых знаний (это дает возможность повысить уровень мотивации).

  3. Непрерывное определение соответствия выбранной стратегии обучения уровню развития учащегося и при необходимости корректировка программы.


предыдущая | следующая