|
ТЕМА: ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ (обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского, 10 клас
Цель:
- Формировать у учащихся понятия эпохи, в которой жил и создавал свои произведения Ф.М. Достоевский.
- Учить учащихся видеть особенности литературного творчества Достоевского. Проверить знание биографии, творческой деятельности писателя.
- Воспитывать у учащихся интерес к деятельности Достоевского, заинтересовать, облегчить процесс чтения.
Методы: беседа, рассказ. Оборудование: иллюстрации художников-современников Достоевского, портрет Достоевского, д/ф, г/з, иллюстрации, карта-схема, карточки, вырезки из газеты, посвященные творчеству Достоевского, подборка газетного материала.
ХОД УРОКА Слово учителя: (кадр д/ф) Имя великого писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Поисками ответа на "жгучие вопросы жизни" пронизаны все его произведения. В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки разрешить проблемы времени. Его произведения оказали не только огромное влияние на мировую литературу, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества. Достоевский постоянно обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, материалы газетной хроники, отталкивался от реальных фактов окружающей действительности. Достоевский настойчиво искал выход на кричащих противоречий современной действительности, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью. На доске: Да, "Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру" - М. Горький
Достоевский - писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических столкновений.
Поражает предельнаяискренность писателя, его честность, умение с потрясающей силой и глубиной раскрыть самые сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него. Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.
Давайте сегодня на уроке и мы постараемся еще на один шаг приблизиться к разгадкам тайн творчества Достоевского и доказать следующие слова:
"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
Ф. Достоевский
(Из письма к брату в 1833 году)
"Если даже у тебя семь пядей во лбу, обязательно найдется кто-то осьми прядей".
Ф. Достоевский
"Мир спасет красота".
Ф. Достоевский
"Он весь - дитя добра и света, он весь свободы торжество".
А. Блок
Работу организуем следующим образом: класс поделен на три группы. 2 группы возглавляют лидеры, 3-я группа единомышленники, получают индивидуальные задания. Независимые эксперты (судьи, комиссия) оценивают ответы по 5-ти бальной системе. В конце выставляется зачет. Кадр д/ф - видеовопрос: 1821 год - о чем говорит эта дата? (30 октября 1821 г. в семье лекаря на Божедомке родился Ф.М. Достоевский). Ответившая группа первой начинает отвечать.
I. Вспомните, как охарактеризовал Л.Н. Толстой Достоевского? ("человек, который весь борьба")
| I. Назовите произведение Достоевского, напечатанное Н. Некрасовым? ("Бедные люди")
|
II. "Самою восхитительною минутой своей жизни" назвал Достоевский знакомство с кем? (с Белинским) назовите друзей Достоевского? (Некрасов, Григорович)
|
II. Как назывались журналы, которые издавали братья Достоевского (Федор и Михаил) в 1860 году? ("Время", "Эпоха")
|
III. "Вошел мужчина, лет 40, среднего роста, несколько сутуловатый, с бледным, больным, изнеженным лицом, русый, с рыжеватою бородой. Поразили меня его глаза: - они были разные - один был карий, а в другом зрачок был чрезвычайно расширен" Кто это? (Достоевский)
|
III. Как назывался кружок, который наследовал декабристские идеи? В честь кого назывался? Какое отношение имел к Достоевскому? (Петрашевцы; Петрашевский-сверстник Достоевского. "Общество молодых людей в Петербурге")
|
IV. Как называется произведение, в котором Достоевский поведал, что это была за жизнь? Когда написано? ("Записки из "Мертвого дома", 1859-1861 гг) Кем была дана высокая оценка этому произведению? (Лениным. Мертвый дом, в котором жил народ)
|
IV. "Я был виновен, я осознаю это вполне; я был уличен в намерении (но не более) действовать против правительства. Я знаю, что был осужден за мечты, за теории". Кому принадлежат эти слова? Как связаны с его именем города Омск, Тобольск? (Достоевский был на каторге в 1856 году. После каторги писал генералу Гиотлебену)
|
V. Член прокурорского надзора Впангель стал советником Достоевского во всех действиях, помогая ему, поддерживал. О каком этапе жизни идет речь? (В Семипалатинске, рядовой Достоевский)
|
V. Кому из друзей обращены над могилою слова: "Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывшаяся рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает" (речь над могилой Некрасова)
|
VI. Какие герои из творчества Достоевского с задатками человеколюбцев и сострадальцев? (Соня, дополнит, образ Алеша "Братья Карамазовы", Лев Николаевич Мышкин "Идиот")
|
VI. "Главная мысль романа изобразить прекрасного человека" - писал Достоевский, - труднее этого ничего нет, а особенно теперь". О каком романе идет речь? ("Идиот", главный герой князь Мышкин)
|
VII. "Подросток", "Отцы и дети", "Брак". Все ли произведения, замыслы здесь уместны? Кто автор? (Достоевский)
|
VII. Какой единоличный журнал мечтал создать Достоевский "нечто вроде газеты". Печатать в нем свои дневники, записки? ("Записная книга")
|
VIII. Попытайтесь вспомнить в каком произведении Достоевский пытается анализировать духовное состояние общества, высказывает свои мысли о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, Толстом и их героях? ("Дневник писателя")
|
VIII. Кому и когда посвящена речь Достоевского, в которой он провозглашает идеал всемирного, всечеловеческого братства людей через сострадание к смирению гордости человека, но призыв позже в 80-е годы был отвергнут? (Пушкину, 1881 год)
|
XI. Какой год можно считать годом Достоевского по решению Юнеско? В честь какого юбилея Достоевского? (1981 год - 100 лет со дня смерти писателя)
|
XI. Достоевский за границей. Что вы знаете об этом периоде? (В 1862 году выехал за границу, побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, встречался с Герценом, сатирически изображал жизнь Франции времен Наполеона. 1867-1871 г. скрывался от кредиторов, уезжает с женой за границу, расплатившись с долгами в 1871 году возвращается в Петербург)
|
X. Творческое задание для обеих групп: Представьте, пожалуйста, что идет заседаний в редакции. Какое бы произведение Достоевского вы бы включили в серию "Классики-современники" в план этого года? (Называют произведения, доказывают почему)
Достоевский прошел трудный путь, сомневаясь, но любовь к жизни и к человеку взяло вверх. К добру, правде он стремился постоянно, даже обращаясь к теме маленького человека.
XII. Звучит г/з. Задание:Кому принадлежит этот монолог? (Мармеладов о нищите в разговоре с Раскольниковым) роман "Преступление и наказание".
Итак, переходим к роману "Преступление и наказание" - роману, который открывает период великих романов в творчестве Достоевского.
I. "И вдруг я остался один, я стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно". О каких событиях пишет другу в письме Достоевский в период написания романа "Преступление и наказание"? (1856-1866 г. умирает первая жена Мария Дмитриевна Исаева, брат Михаил, друг, поэт, критик Апполон Григорьев).
|
I. Какое первоначальное название романа было задумано? В каком журнале впервые был опубликован роман? Как называется одна из первых критических статей, кто автор? ("Пьяненькие" в "Русском вестнике". Писарев, "Борьба за жизнь" 1867 г)
|
II. Назовите хронологические рамки создания романа. Попробуйте создать логическую схему. (1859 г. задумал на каторге, начал писать в Виобадане в 1865 г., Закончил в Петербурге в 1866 г.)
|
II. Кто из писателей, с творчеством которых вы знакомились, ранее изображал Петербург в своих произведениях? (Пушкин, Некрасов, Гоголь, Салтыков-Щедрин "Тихое пристанище")
|
Достоевский подобно Моцарту из пушкинской трагедии "Моцарт и Сальери", абсолютно убежден, что гений и злодейство две вещи несовместимые. Гениальность не дает право на злодейство. Нарушение этих истин имеет трагическое значение судьбы. Психологический диалог Раскольниковым и Порфирием Петровичем основан на данной мысли.
III. Как относится Достоевский к Раскольникову? Какое чувство вызывает у вас герой? (Да, он убийца, эксперимент бесчеловечен, но мы ему сочувствуем, т.к. он пытается изменить жизнь. У него душа болит, когда он видит несправедливость. Этим он близок к Достоевскому. Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливостью строя.)
|
III. Почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? (В ней он считает олицетворение для него всех сил зла, населяющих мир, в котором живут и страдают все)
|
IV. Как вы думаете, почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не скажем нож или другое оружие? Встречали ли вы в русской литературе образ топора? (Герцен и Чернышевский, Некрасов призывали Русь к топору. "Наши топоры лежали до поры" - Савелий из поэмы Некрасова. Топор - образ аллегористический, имеющий идейную определенную нагрузку. Это символ борьбы с несправедливостью)
|
IV. Почему Раскольников сделал явку с повинной? (Страх быть разоблаченным,. У Порфирия Петровича нет твердых доказательств психологически его вычислил. Ощущение после убийства - одиночество, как ножницами себя отрезал, встреча с родными - ощущение отчуждения после33-х летней разлуки, разговор превращается в пытку, разъединенность с людьми)
|
V. Раскольников обвиняет весь мир в жестокости, сам же иногда проявляет гуманизм. По отношению к кому? (Самые гуманные - это дети: дети Катерины Ивановны, девочка в аллее. Раскольников как Достоевский видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Соня и Лизавета похожи на ребенка.)
|
V. "Я буду счастлив тогда, когда живущие вокруг меня будут счастливы". Так говорили и поступали герои Чернышевского. Есть ли близкие к этой мысли действия и поступки в романе "Преступление и наказание" Достоевского? Докажите мысль автора, что его героев "воскресила любовь". (В эпилоге "Сердце отданного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого)
|
VI. Каким предстает перед нами Петербург Достоевского? (Карта путешествия.)
|
VI. Кто из героев назвал Петербург "городом полусумасшедших"? (Свидригайлов)
|
Задание: "Мой литературный герой" (по описанию внешности отгадайте героя)
I. Кто из героев выглядел так: "Это был человек за 50, среднего роста и плотного сложения, с большой лысиной... Руки были грязные, жирные, с черными ногтями". Как звали его? (Мармеладов Семен Захарович)
|
I. Кто из героев романа была штабс-офицерской дочерью, воспитывалась в благородном губернском двор. институте и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе. Получила Золотую медаль и Похвальный лист? (Екатерина Ивановна)
|
II. О ком идет речь? "он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной даже и придирчивый человек, посовестился бы к людям выходить в таких лохмотьях.". "Шляпа была высокая, круглая, цилиндрическая, циммермановская, но вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах". (Родион Романович Раскольников)
|
II. Кто из героев все проиграл и его могли бы посадить в тюрьму за 70 тыс. долга? Сам о себе говорит так": Да, я человек развратный и праздный". (Свидригайлов Аркадий Иванович)
|
III. "Советник служил в 2-х местах, имел свой капитал, стремился открыть в Петербурге публично-адвокатскую контору, жиниться удачно". (Петр Петрович Лушин)
|
III. "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно направленное, какое-то востренькое с маленьким вострым носом и подбородком, но за то глаза были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось добрым". (Соня Мармеладова)
|
IV. "Одет он был по-домашнему, в халат, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет 35, росту пониже среднего, без усов, гладко выбрит и без бакенбард, с брюшком..." (Георгий Петрович)
|
IV. "Богата, как джин, злая и капризная. Сделала завещание в м-ский монастырь". (Алена Ивановна)
|
Для обеих групп: Литературная мозаика (задание в конвертах, отвечают по одному человеку, составляют мозаику, получают высказывания героев)
I. От лица Раскольникова защитите его идею. Что этому способствовало? В чем он заблуждался и ошибался? (Встреча с обесп. дев., подслуш. Разговора студента и офицерами, обстановка 60-х годов, положение людей в городе, семья Мармеладовых теория Наполеона, статья "О преступлении"
|
I. Для чего Достоевскому пришлось заглянуть в потайные уголки души Свидригайлова? (Что человек с черной душой способен сострадать и милосердничать). Можно ли назвать его двойником Достоевского? Почему Свидригайлов говорит, что они одного поля ягода? (Нравственная позиция Достоевского поставлена с моралью Свидригайлова. Свидригайлов совершает преступление во имя "жить весело", а Раскольников во имя идеи, рожденной мучительными раздумьями о судьбах человечества в обществе, где все дозволено.
|
II. По словам Достоевского, Лебезятникова принадлежит не к породе Базаровых, а к породе Кужиных. Что хотел показать этим образом автор? (Карикатура на революционно-демократические идеи, взгляды, некоторые его выступления - прямая породия на высказывания героев Чернышевского и Тургенева, Базарова. Это человек, который "прикомандировался... к прогрессу"... карикатура на молодое поколение, хотя благородно по отношению к Соне)
|
II. Авдотья Романовна, Марфа Петровна, Настасья Никифоровна (хозяйка), Амалия Федоровна, Катерина Ивановна, Лизавета Ивановна, Алена Ивановна, Соня, Пульхерия Александровна. Все ли эти героини романа? Какое отношение они имеют к Раскольникову? Подробнее остановитесь на образе Сони; на народной основе, отсюда просит показаться Р. Наполеоном, хотел сделаться. Почему Раскольников считал, что идти им надо по одной дороге? (одному не выдержать)
|
Давайте же попытаемся сделать вывод, исходя из нашего проблемного вопроса: "Человек есть тайна..."
Итак, Достоевский никогда не принимал окружающую его жизнь и никогда примирялся с ней. "Лик мира сего, - писал он, - мне самому даже очень не нравится". Поэтому все творчество писателя понизано острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным.
Читателей равнодушных не может быть, так как герои пробуждают чувства самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в буржуазном обществе.
Достоевский считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги.
Человек живет тогда, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем проявляется естественное желание гармоничного спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие. Следуя мучительным путем познания зла, писатель тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании красотой и любовью.
Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своего значения.
Немудрено, что традиции Достоевского живо восприняты современной советской литературой.
Достоевский и его герои, мне кажется, то и делают, что проверяют, есть ли правда на земле и мир человеческих состраданий.
Немецкий философ Кант : "Не заслуженное зло, которое ты причиняешь другому, ты причинишь и себе..." Зло, причиняемое другому человеку, всегда оборачивается в него, убивая часть души его. Зло, что существует пагубно было в то время и теперь то же. Голос Достоевского продолжает и сегодня предупреждвть: преступление - это гибель души, полное его одиночество, отчуждение от всей его красоты.
Сегодня и нам не хватает качеств красоты, любви, доброты друг к другу, внимания.
Наша пресса (подборка газетного материала) свидетельствует, что и сегодня общество больно. Если нет критерия добра и зла, то "все дозволено".
Уходя с урока, задумайтесь над этими проблемами и пусть ваши молодые души по новому осмыслят Достоевского, и живите по совести, без душевного дефицита.
Слово экспертам-фиксаторам (называют оценки учащимся, комментируют ответы).
| |