Начальная страница  |   Содержание  
  
   Назад      Вперед   
  

Введение

Проблема творчества в образовании является весьма актуальной в настоящее время. Творчество - это не только успех, а долгий процесс познания, установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: "Сотвори себя сам...". Именно это самотворение себя - главное на уроках словесности.

Слово - великая сила.
Сегодня, когда так резко меняется отношение к русскому языку, литературе, нам, учителям, нужно сделать все, чтобы ученики любили язык, читали и анализировали художественные произведения. А затем это находило бы отклики в их душах.

Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики - выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет, и ни одна учебная дисциплина не располагает системой обучающего материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть увлеченным человеком и любящим свой предмет.

Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие поисков работы. Для того, чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, чтобы и в материале каждого урока, и в способе его разнообразие сами, и зачастую их активность оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно в классе создать определенные ситуации. Так в 5-ом классе, например: по теме: "Правописание безударных гласных" можно на уроке закрепить через комментированное письмо, в других случаях по "ключу", в третьих - по перфокарте. Эти виды работ ребята очень любят, ждут порой.

Правописание предлогов и приставок удачно закрепить на таких примерах:

	Солнце спряталось за бор
	Чьи глаза сверкают?
	Кот забрался на забор
или:
	Хороша у Алены коса
	И трава на лугу ей по косу
	Скоро лугом пройдет коса
	Приближается время к покосу

Такие примеры дают возможность учащимся размышлять, формировать самим правильный вариант выбора.
Или следующее задание: "Помогите Пете Незнайкину найти ошибку".

Задание: Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните. Подберите проверочные слова. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

	Деревенский ст...рожил    (      )
	Сад колхозный ст...рожил    (       )
или...
	Я подошел к калитке
	С огромным лаем навстречу мне выбежал Барбос
или...
	Кот залез под дом, который украл нашу колбасу.

Интерес у учащихся вызывают индивидуальные задания под названием "Я работаю волшебником", которые способствуют формированию интереса развития речи, рассуждению, умению определить главные и второстепенные члены предложения.

Задания N 1: По данному началу придумайте и запишите 2 предложения, подчеркните грамматические основы.

В прошлое воскресенье наша семья...
Мы собрали...

Задание N 2: Из данных слов образуйте предложение, запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.

  1. Хорошо, идти, по осенней, лес.
  2. Земля, устлана, разноцветный, листья.

Развитию мышления способствуют "Грамматическая мозаика": ученик из разрозненных различных форм бумаги (на обратной - слова) собирает одну, а, собрав получает предложение и затем выполняет задание. Выработке орфографической зоркости помогает "Орфографическое домино", одновременно играющие проверяют друг друга, ассистируют, а в уме подбирают проверочные слова, что способствует правильному выбору нужного "домино".

Каждодневный спрос правила неинтересен, скучен, это вызывает механическое запоминание. Стала в 5 классе практиковать кроссвордные диктанты (лучше на обобщающих уроках).

Например:

  1. 1. Разговор двух или нескольких лиц (диалог).
  2. 2. Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис), таких вопросов подбирают по теме 5-6.

Одновременно проверяю знание правил и написание слов. Каждый ответ записывают в тетради и получается в виде словарной работы. Средством, позволяющим предупредить ошибки учащихся, являются поисковые задачи. Хотя по программе в 5-ом классе на уроки отводится 7 часов, но что бы развить интерес, недостаточно. Поэтому на кружке "Занимательная грамматика" стараюсь продолжить эту работу. Ученики с огромным интересом при изучении темы "Алфавит" выполняли следующие задания:

  1. Угадай букву
  2. Какие буквы спрятаны?
  3. Сквозной алфавит

Или такие задания: Назвать слова, в которых вторая (третья) буква расположена в алфавитном порядке: (санки, сбор, иволга и т.д.).

2. Добавь букву

К названым словам добавить одну букву, что бы получились новые слова:
рот - крот
вал -
том -
рубка -


3. Метаграммы

с Л - лить слезы заставляю (лук)
с Ж - по воздуху летает (жук)
с Е - колючий (ежик)
с У - ползучий и др. (уж)

4. Составляют анограммы. Задания.

Переставив буквы, образуйте новые слова. Например: салат-атлас, деталь-дельта и др.

5. Любимое занятие ребят

Разгадывание кроссвордов. Многие ребята подбирали кроссворды сами из журналов.

Все данные виды работ на уроке и во внеучебное время не дают ученикам думать, что русский язык - свод сухих правил и упражнение неинтересного содержания. Любая получаемая человеком информация интересна для него тогда, когда в ней есть и новое, и старое, уже знакомое. У учителей русского языка цель одна, а путей к ней множество. Одним из таких являются нестандартные уроки: "Уроки обобщающего характера", уроки-зачеты, "редакция", уроки-ответы, "мозговой штурм", "конструкторское бюро". Особенно удачны такие уроки, которые полюбились детям любого возраста - это уроки литературы. Сегодня можно говорить, об очередном витке повышенного интереса к урокам литературы.

По русскому языку и литературе работают дифференцированно. Каждая группа получает свое индивидуальное задание. По литературе это способствует работе с справочной и дополнительной литературой, чтению материала, иногда это целые исследования, литературоведческие задания. По результатам таких поисков учащиеся оформляют рефераты.

Так, в 10-ом классе был проведен урок-лаборатория по творчеству Н.Г. Чернышевского и его роману "Что делать?".

Фрагмент урока: Весь класс поделен на группы, часть ребят получила индивидуальные задания. 10 человек проводят кропотливые опыты (вопросов по карточкам).

Первая группа - ваш творческий эксперимент "Любить человека" - значит желать ему счастья. От лица Кирсанова, Лопухова, В.П. защитите эту точку зрения.

Вторая группа - защитите проект будущей семьи будущего (сокровенные мысли автора о семье).

Третья группа - Вы на выставке проектов "Аллее славы литературных героев". Кому бы вы поставили памятник из литературных героев? Почему?

Четвертая группа - Составьте схему - карту каторжного маршрута Чернышевского.

Пятая группа - Чернышевский и Забайкалье.

Между работой групп свои исследования представляют отдельные "члены" лаборатории. Вся работа сводится в лаборатории к защите и составлению морального кодекса героев.

Роман "Что делать?" Чернышевского (что скрывать?) старшеклассники не любят, а вот такая творческая, исследовательская работа вызывает интерес. Литературный анализ, знакомство с творчеством писателей, с работой воображения, привлекают учащихся. Порой такое воображение требует литературных источников, повышает интерес к героям, ситуациям.

Но такие уроки ежедневно проводить нельзя. Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности - ее разнообразие. Для того, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, стараюсь разнообразить формы проведения урока, но не развлекаю. Стремлюсь ставить школьников в такие условия, когда они убеждаются в необходимости получить те или иные знания. Иногда у старшеклассников несколько лет назад возникали мысли: зачем это мне надо? Шел обычный лекционный материал, опрос, не было какой-то "изюминки", что могло бы ученика захватить и проникнуться интересом, теперь таких остались единицы.

"Всякое знание превращать в деяние", считаю, что эти слова удачны в работе над произведением "Горе от ума" А. Грибоедова. Урок - режиссура (9 класс) сплачивает ребят, их деянием во второй части урока становятся инсценировки. Это развивает память и сосредотачивает обращение к старому багажу при получении новых знаний, в проведении литературных игр, литературных салонов, гостиных они могут быть разной степени трудности.

Обращаясь к интеллектуальному багажу детей, нельзя упускать из виду, что в нем есть не только приобретенные в школе знания и учебные интересы. Рядом с книгами конкурируют марки, спорт..., радиолюбительство.

Нам важно опереться на своих питомцев и использовать другие интересы при изучении литературы: увлечь чтением, перекинув прочный мостик, соединяющий духовный багаж ребят с тем, чему учим. Так, мальчику, увлекающемуся военным делом, в 9-ом классе при изучении "Слово о полку Игореве", дала задание: отметить на карте путь войск князя Игоря в Половецкую степь и начертить схемы расположения войск русских и половцев в первом и втором бою.

Умеющему прекрасно рисовать, нарисовать портреты Чацкого, Молчалина, Скалозуба при изучении "Горе от ума" Грибоедова.
При такой работе каждый ученик вносит что-то свое, личное, звучит живая речь, мысли ребят, а не пересказ тусклых учебников.
Чем чаще ученик отвечает, тем чаще он узнает правильно или не правильно понял, сделал, подобрал материал, тем интереснее ему учиться.

И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно, на других уроках уже к полученным знаниям дополняет другими. Дети должны овладевать совокупными знаниями, которые избавят его от одностороннего подхода к предмету.

Этому способствуют интегрированные уроки.
Ежегодно работая в старших классах, заметила, что резко снизился интерес к классической литературе.

Учащимся не привита с младших классов любовь к чтению. А впереди творчество Л. толстого и его роман - эпопея "Война и мир". Долго думала с чего начать? Как расшевелить ребят, заинтересовать, чтобы учащиеся прочитали ранние произведения Л. Толстого, затем "Войну и мир". Решила остановиться на интегрированном уроке посвященному творчеству Л.Н. толстого. Данная форма проведения в познавательном отношении понравилась 10-ти классникам, вызвала интерес. Итак, урок по творчеству Л.Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л.Н. Толстого.

Цель урока:

  1. Формировать умение в понимании эпохи, в которой жил Л. Толстой.
  2. Учить учащихся понимать взгляды писателя и его героев.
  3. Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого.

Методы: беседа, рассказ.

Оборудование: д/ф, иллюстрации, карта-схема.

Эпиграфом к уроку взяла слова М. Горького: "Л.Н. Толстой - это целый мир".
На уроках пытаемся доказать правоту слов А.М. Горького.

Задание: В процессе рассказа в тетрадях учащиеся записывают план по данной теме. На доске: "Личность Л.Н. Толстого и его раннее творчество" (2 часа).

Данный урок проводила совместно с учителем истории, музыки и рисования. Учитель истории рассказала об эпохе, в которой жил Л.Н. Толстой и его взглядах. Ученица продолжила рассказ о личности писателя, его сотрудничестве в журнале "Современник", службе в Армии, путешествии за границу, переломе в творческой деятельности, встречах с писателями, задуманных преобразованиях для крестьян, последних днях его жизни.

Ученик дополнил о потомках Л.Н. Толстого, рассказал об увлечении семьи.

Учитель изобразительного искусства рассказала, что мало кто знает об увлечениях Л. толстого живописью, показала рисунки Л. Толстого и остановилась на интересных случаях из жизни писателя, связанными с живописью, встречах в салонах с известными художниками, учеными.
О дружбе со многими учеными высказала свое суждение ученица, подготовившая интересный материал о Л. Толстом - ученом.

В истории русской литературы не найти, пожалуй, писателя на жизнь и творчество которого музыка оказала бы столь заметное влияние, как на Л. Толстого. Учитель музыки (под звуки мелодий Ф. Шопена). Рассказала о любимых композициях Л.Н. Толстого и его увлечении музыкой.

Музыка не является оторванной от произведений Толстого, она становится составной художественного образа, поступков его героев.
Так, в повести "Детство" описывается музыка Филда, наслаждение героя ею. Ученица зачитывает эти эпизоды, комментирует: "Толстой очень любил русские народные песни, называл их удивительным сокровищем". "Ничего так не люблю, как наши простые, деревенские песни". Поэтому многие герои его поют нередко народные песни. Многие песни писатель знал сам, сборник с записями народных песен подарил П.И. Чайковскому.

Звучит "Дубинушка" (русская народная песня).

О тонком понимании народной музыки зачитывают воспоминания сына - Сергея Толстого. Исполнению классической музыки на различных инструментах в произведениях Толстого посвящено много страниц. Они свидетельствуют о глубоком понимании музыки, о мастерском переживании человека (звучит "Лунная соната" Бетховена).

Толстой неоднократно использует описание исполнения произведений Бетховена в своих произведениях. Музыка - одно из средств психологического анализа.

Давайте проследим, в каких ранних произведениях эта музыка находит отражение. Учащиеся на примерах следующих произведений доказывают: "Семейное счастье", "Альберт", "Крейцерова соната", "Люцерн". В более трудное время музыка отражается в романе-эпопее "Война и мир".

Ученик зачитывает эпизод. Дом Толстого в конце ХIХ - начале ХХ века становится своеобразным центром музыкальной культуры. В доме собирались знаменитые певцы и композиторы. Здесь звучала музыка Моцарта, Глюка, Бетховена, Чайковского, Гайдна, Шопена (демонстрируются портреты композиторов).

Самым любимым композитором Толстого был Шопен. Толстой говорил: "Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии".

У Толстого в течение всей его долгой жизни было много увлечений, но главное-любовь к литературе, взяло верх.

Вопрос: Итак, из чего складывается мир Толстого?

Вывод: Л.Н. Толстой смысл жизни видел в служении народу. Каждое время, эпоха рождает свой идеал, но есть красота вечная, непереходящая, нетленная. Это красота души. Л. Толстой своей жизнью, своими героями, произведениями объясняет и доказывает эту красоту. В сегодняшнее смутное время, когда обесценились красота, чувства, добрые отношения, мне бы хотелось, чтобы вы этим качествам поучились у писателя и его героев.

Разговор о красоте души русского человека, его патриотизме мы продолжим разговор на следующем уроке.

Так был проведен первый урок интегрированный по творчеству Л.Н. Толстого, который вызвал активность учащихся на уроке, заинтересованность. Многие учащиеся прочитали ранние произведения писателя, пытались разобраться и анализировать повести и рассказы.

В 11 классе решила учащимся дать сатирические произведения В. Маяковского "Клоп" и "Баня".

Предлагаю фрагмент нестандартного урока:
Представим, что идет заседание Художественного Совета театра. Для всего класса проблемный вопрос: Почему так долго живет сатира В. Маяковского? На него учащиеся ответят в конце урока.

Нам предстоит поставить в театре сатиры "Клоп" и "Баню". Художественный Совет рассматривает эти произведения. Ученики получили задания. Индивидуальные задания были следующими:

  1. Зав. литературной частью, который рассказывает и вводит труппу (класс) в историю сатиры.
  2. Театральный критик рассказывает о сценической истории "Бани" и "Клопа".
  3. Режиссер N 1 рассказывает о произведении, композиции, основном содержании "Бани".
  4. Режиссер N 2 рассказывает о комедии "Клоп", главной проблеме.
  5. Слово предоставляется актерской труппе (читаем по ролям наиболее интересные отрывки из "Бани" и "Клопа".

В заключении отвечаем на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

По творчеству С. Есенина провела урок-литературный салон
"Раздумья о Есенине"

Фрагмент урока: класс представляет собой литературный салон -ученик- "ведущий". Учащиеся беседуют по следующим вопросам друг к другу в свободной, непринужденной обстановке, дополняют друг друга:

  1. Что помогло Есенину сформироваться как поэту?
  2. Пушкин и Есенин - люди, которых отделяло 100 лет. Но, что их связывало?
  3. Что известно вам о первых стихах, книгах С. Есенина?
  4. Давайте вернемся в то далекое время. Есенин и Октябрь.
  5. Чем объяснить, что в стихах С. Есенина о Родине часто встречаются слова: голубое, синий...?
  6. Расскажите об эволюции темы Родины в творчестве поэта.

Слово литературоведам (2 чел.)
Традиции Есенина в творчестве Н. Рубцова, Вас. Федорова.

Ведущий - "хозяин" салона (ученик) делает вывод, связывает с сегодняшним днем свои раздумья о Есенине - с человечностью, милосердием, любовью.

Интересная беседа увлекла школьников. Здесь гармонично сочеталась мысль и образ, научное сообщение и эмоциональное чтение стихов, слуховое восприятие. Велением жизни воспитывать у учащихся мировоззренческую концепцию.

В наше время художественная литература - как предмет "человековедение", как могучий фактор воспитания личности, формирования духовного мира человека играет главную роль в процессе гуманизации образования. Особенно в такое сложное время хочется увлечь ребят, зажечь огоньком. Есть много интереснейших идей, хотелось бы не оставить их невостребованными.

Дети приходят учиться в школу, конечно, с разными способностями. Прошло время, когда мы равнялись на среднего ученика, занимались больше только со слабыми. Их мы тоже не забываем, развиваем интерес. Но более талантливым мы обязаны создать условия, выбрать оптимальные варианты и формировать заинтересованно познавательную деятельность, а они, в свою очередь, - творить, быть любознательными, мыслить, фантазировать. Школьников мы должны научить на уроках литературы правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, брать на себя определенную роль, быть талантами, которых пока сегодня так мало. Другие ребята тоже не останутся просто наблюдателями, они будут вовлечены в поисковую деятельность. А развить познавательный интерес к предмету поможем им мы - учителя на различных видах как стандартах, так и нестандартных уроках.

Нестандартные уроки - это уроки-праздники, когда активны все учащиеся класса, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда класс становится творческим коллективом, подобные уроки обеспечивают ненасильственное усвоение изучаемых предметов.

  
Наверх страницы