|
УРОК - ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева и А.Н. Островского
Цель:
- Формировать у учащихся понятия эпохи, в которую жили писатели.
- Учить учащихся видеть особенности литературного творчества. Проверить знания биографии произведения писателя.
- Воспитать у учащихся интерес к русской литературе.
Методы: игра. Оборудование:
- Портреты писателей.
- Грамзаписи (романсы Тургенева, Прокофьева).
- Карточки.
ХОД УРОКА
- Создать две команды, выбрать капитана, группу "Сопричастность" - шесть человек.
Звучит мелодия-романс на слова Тургенева. Задание: Кто первый из команд назовет автора слов в известной опере, и начинает игру.
Магистры (2-3 учителя) оценивают каждый ответ по 5-ти бальной системе.
|
Группа "Сопричастность" получает задание.
|
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ КАРТОЧЕК:
- Где прошли детские годы И.С. Тургенева?
- Какие факты жизни и какие люди воспитывали в Тургеневе любовь к родине и к своему народу?
- Какие произведения И.С. Тургенева ты знаешь?
- Почему так сказал Белинский: "Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него ни кто не заходил"?
- Общественно-политические и эстетические взгляды Базарова (в каждой карточке пять заданий).
КОМАНДЫ, ВНИМАНИЕ!
Прочитать слова Островского написанные на доске: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку, для сцены создали свой особый мир". Кому принадлежат эти слова? (И. Гончарову" Команды, ответившая верно начинает первой.
ВОПРОСЫ КОМАНДАМ:
I. Назовите произведения А.Н. Островского, не менее 5. ("Свои люди сочтемся", "Гроза", "Бесприданница", "Бедность - не порок", "На всякого мудреца довольно простоты", "Волки и овцы").
|
I. Назовите героев драмы.
|
II. В каких журналах печатал свои произведения Островский? ("Современник" - 6 пьес, "Отечественные записки" - 13 пьес).
|
II. Кому принадлежат высказывания: "Островский ударил по болячке, пропущенной до него в литературе"? (Огарев)
|
КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ
Обе команды выбирают художников, которые рисуют одного из героев по произведениям Тургенева, Островского.
III. Назовите две критические статьи, посвященные драме "Гроза". Кто был автором? (Добролюбов "Луч света в темном царстве", "Темное царство").
|
III. Критики о романе "Отцы и дети" (Писарев "Реалисты" "Базаров")
|
КОКУРС ДУЭЛЯНТОВ И СЕКУНДАНТОВ
Заключается в следующем: каждая команда представляет сцену или диалог двух героев. Другая отгадывает произведение и наоборот. "Сражаются" в знании художественных произведений, авторов.
IV. Тургенев много и плодородно сотрудничает в области драматургии (с 1840 г.) Какие пьесы вы знаете? ("неосторожность", "Безденежье", "Холостяк", "Месяц в деревне")
|
IV. За что был сослан Тургенев в 1852 г. (За "Записки охотника", некролог Гоголю)
|
V. "В будущий вторник исполнится 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас... И мне радостно сказать Вам... что встретить Вас на своем пути - было величайшим счастьем моей жизни". Кому адресовано это письмо? (П. Виардо)
|
V. Критик о И.С. Тургеневе сказал, что лучшим памятником ему был бы кусочек разбитой цепи на мраморной плите. Почему он так сказал? (Свяжите с биографией).
|
БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК
Кто из ваших героев забыл свои вещи? Гитара - Огудалов Маникюрный набор - Н. Петрович Ключи - Катерина Птица "Галка" - Базаров дарит Аркадию
VI. Чьим другом был Бакунин? Где с ним встретился?
|
VI. Назовите произведения Тургенева, названные именем главного героя ("Параша", "Андрей Колосов", "Рудин", "Ася")
|
VII. У кого из героев Тургенева были белокурые волосы, длинные и густые не скрывали выпуклость просторного черепа?
|
VII. Кому было подарено кольцо с вырезанным на камне сфинксом? (П. Петровичем княгине)
|
VIII. Кому посвящается роман "Отцы и дети"?
|
VIII. Как называется место, куда приезжает молодое поколение в романе "Отцы и дети".
|
IX. Кто из героев называет себя старинным знакомым Базарова и даже учеником, обязан перерождением? (Ситников)
|
IX. "Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, сны, верила в юродивого, домовых, в молодости была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась по французски, но в течении многолетних странствий со своим мужем расплылась и позабыла про музыку и французский язык". Кто эта героиня? (Арина Васильевна Базарова)
|
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Получают по конверту, отгадывают "Кто это?". Важную роль сыграл в жизни писателя (Белинский).
X. Он старается внушить всем и каждому, что он не принадлежит к числу руженеров и отсталых бюрократов, что он не оставлял без внимания ни одного, важнейшего проявления общественной жизни. Метил в государственные люди. О ком идет речь? (О Матвее Ильиче Колязине - сыне Колязина под попечительством которого некогда были братья Кирсановы).
|
X. Назовите имя и отчество Базарова? (Евгений Васильевич).
|
ХУДОЖНИКИ ЗАЩИЩАЮТ СВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК
XI. Продолжите следующую мысль из произведения: "Николай Петрович представил его Базарову. П. Петрович наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся... (но руки не подал и положил ее обратно в карман).
|
XI. Продолжите следующую мысль: "Ваш брат, дворянин дальше благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь и уж воображаете себя модами, а мы драться хотим. Ты славный малый... (но ты все-таки мякенький, либеральный барин).
|
Группа "Сопричастность" сдает задания и участвует в соревновании команд.
XII. Музыкальный конкурс. На каком инструменте играют? Кто из героев романа "Отцы и дети" любил в свободное время играть на этом инструменте? (Николай Петрович).
|
XII. Звучит романс. Как называется? На чти слова написан?
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО
Кому принадлежат слова?
XIII. Как вы понимаете название романа "Отцы и дети"? (Название говорит о борьбе 2-х направлений и социально-политических взглядов. В основе-конфликт).
|
XIII. О чем был спор Базарова с Павлом Петровичем? (Об искусстве, народе, судьбе России, философии, культуре, общественном строе).
|
Магистры анализируют ответы, оценивают. Присваивают I, II место. Награждаются книгами капитаны команд.
| |