<<< назад   содержание   вперед >>>

"Час-Пик с Екатериной Великой"
Е.В. Астраханцева Урок-диалог

 

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся.

2. Продолжить развитие умений учащихся сравнивать исторические события, давая им собственную оценку.

3. Продолжить работу по формированию навыков ведения дискуссии.

Оборудование урока. Технические средства. Выставка научно-исторической и художественной литературы. Портреты. Костюмы Екатерины II, Е.Пугачева, А.Суворова.

Вводное слово учителя: (Ставятся цели и задачи).

Задача нашего урока систематизировать знания: условия, при которых Екатерина II взошла на престол характер экономических преобразований во 2-ой половине 18 века, социальная политика Екатерины, внешняя политика. Поискать ответ на вопрос, почему мы, живущие в 20 веке, даем оценку Екатерине II как Великой и мудрой правительнице, достойной продолжательницы начинаний Петра I. Наш урок - это ваше творчество, основанное на знаниях. У вас есть возможность побеседовать с самой Екатериной. Как вы это сделаете, хватит ли у вас знаний, умеете ли вы вести достойный диалог - мы увидим в конце урока. А я передаю слово ведущим "Час-Пик", (звучит музыка из программы).

Ведущий 1. Добрый день. У нас в гостях выдающийся деятель отечественной истории, продвинувший Россию вперед на пути к цивилизованному государству, время правления которого названо "золотым веком", вошедший в историю как просвещенный монарх Екатерина Великая, (входит Екатерина, ее приветствуют стоя).

Ведущий 2. Читает биографию Екатерины на фоне музыки. В это время через эпидиаскоп демонстрируются иллюстрации по теме.

Принцесса Софья-Августа Ангельт-Цербтская, при святом миропомазанье наречена Екатериной Алексеевной, родилась 21 апреля 1729 года в семье прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой девочкой. Отец был усердный служака, а мать, Иоанна-Елизавета неуживчивая женщина, ходячая интрига, воплощенное приключение. Умерла она в Париже незадолго до воцарения дочери на Русском пристоле. Тайно под чужими именами Екатерина с матерью спешно пустились в Россию. В феврале представились Елизавете в Москве. К Екатерине были назначены учителя Закона Божьего, русского языка и танцев - это были три основных предмета высшего образования при дворе Елизаветы. 29 июня 1744 года ее обручили с Петром III, а в августе 1745 и обвенчали.

После свадьбы 16-летняя мечтательница вступила в продолжительную школу испытаний. "Не проходило дня, пишет Екатерина, - чтобы меня не бранили". Как бы ни была она гибка, как ни гнулась она по-русски, придворные давали ей понять, что она чужая. Один иностранец, боясь влияния тлетворного двора, посоветовал ей читать книги. Екатерина раньше не читала книг. Через некоторое время Елизавета выразила окружающим свой отзыв о молодой чете, что ее племянник - дурак, а великая княгиня умна.

Екатерина благополучно прошла через все превратности и к концу царствования Елизаветы прочно укрепила свое положение при дворе. После смерти Елизаветы на престол взошел Петр III. Он пробыл у власти 186 дней. 28 июня 2762 года в результате государственного переворота Екатерина оказалась у власти.

Ведущий 1. Еще раз здравствуйте! (обращаясь к Екатерине) Добавьте, что вы считаете нужным, к сказанному о вас.

Возможный вариант ответа. Я могу добавить, что родилась в городе Штептене. В Россию я приехала в 15 лет. По настоянию Елизаветы я приняла христианство и стала изучать русский язык.

В чем было сходство вашего вступления на престол и воцарение Анны Ивановны? Возможный вариант ответа. Анне Иоановне и мне предложили подписать кондиции. Определенные условия восхождения на трон. Анна Иоановна, когда оказалась на троне, разорвала кондиции, тем самым подтвердив единовластие. Я также надорвала свою подпись под указом о создании Имперского совета. Перспектива раздела долгожданной власти не устраивала меня, но поскольку сначала я не была уверена в поддержке дворянства и гвардии, я подписала этот указ. Однако вскоре убедилась, что никакой опоры у Панина нет, я отказалась от создания Имперского совета, надорвав свою подпись.

Расскажите, что такое Имперский совет? Возможный вариант ответа. Н.И. Панин в самом начале моего царствования, считающий мои права на престол сомнительными, подал проект указа о создании Имперского совета, сводившийся к тому, что править страной должны 6-8 высших сановников, облеченных полным доверием монарха. Предлагалась своеобразная аристократическая конституция по образу кондиций 1730 года.

И, как вы сказали, вас это не устраивало, и своеобразным способом вы утвердили свою единоначальную власть. Да, именно так.

Вероятно, в студии возникли вопросы, пожалуйста.

Вопросы из студии и , возможные варианты ответов.

Виноваты ли вы в смерти мужа? Косвенно, да. После переворота 28 июня 1762 года сломленный Петр III молил лишь пощадить и отпустить его в чужой край. Однако, о том чтобы отпустить свергнутого монарха не могло быть и речи: а если он изменит решение, найдет поддержку в России и за ее пределами? Я всего лишь немецкая принцесса, не имеющая прямого отношения к российской правящий династии, и поэтому должна была опасаться всех, кто мог оспаривать у меня трон. Для меня был выгоден такой исход, как смерть Петра III.

Почему у вас не сложилась семейная жизнь, и вы были вынуждены пойти на такой рискованный шаг, как заговор против собственного мужа. Петр III никогда не любил меня. Ограниченные интересы мужа были мне чужды и смешны. Петр относился ко мне с вызывающим безразличием, ухаживал за придворными дамами. После смерти Елизаветы наши отношения еще больше ухудшились. Петр не скрывал пренебрежения ко мне, прилюдно оскорблял. Я могла опасаться самого худшего: развода, высылки, а то и монастырской кельи. Я не любила мужа, но зато любила власть. Используя недовольство Петром 111 среди дворян, я смогла организовать заговор против мужа, который успешно осуществился.

А сейчас небольшая ваша цитата. На фоне музыки читает второй ведущий. "Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; этого легко достигнуть: примите за правило ваших действий... благо народа и справедливость неразлучные друг с другом, - свобода, душа всех вещей! Без тебя все мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, а не рабов..."

Именно так изъяснялись вы незадолго до переворота. А так ли вы поступили после, придя к власти? Я искренне считала себя ученицей европейских просветителей. Со многими знаменитыми философами того времени: Вольтером, Дидро, Д'Аламбером - я состояла в переписке. И я не жалела сил, чтобы предстать в их глазах именно тем просвещенным монархом, тем философом на троне, о котором грезили просветители. Дело было не только в честолюбии и лицемерии. Я действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Я полагала, что все препятствия к этому могут быть преодолены путем принятия хороших законов.

То есть , вы пытались создать в России правовое государство, где верховенство закона прежде всего? Да, я пыталась это сделать

В студии возникло в связи с вашим высказыванием много вопросов. Возможные вопросы и варианты ответов .

Почему вы решили изменить российское законодательство? Российское законодательство было запутанным. Все еще продолжало действовать, принятое в 1649 году Соборное Уложение, но за прошедшие с тех пор более, чем 100 лет, было издано множество новых законов и указов, часто несогласующихся друг с другом. Как вы подошли к созданию нового свода законов?. Я решила созвать выборных представителей всех сословий и поручить им выработать новое Уложение с учетом интересов населения. Вы в течение двух лет работали над составлением Наказа депутатам, что вы взяли за его основу? За основу этого документа я взяла знаменитый трактат французского мыслителя Ш.Монтескье "О духе законов". Но взгляды Монтескье и ваши полностью не совпадают относительно монархии. Да, это так. Я считаю, что государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства. А что в вашем понимании вольность? Вольность в моем понимании - право все то думать, что законы позволяют. Все рассуждения о законах, о свободе странно звучат в стране, где большинство населения находилось в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Указы 1765 и 1767 года еще больше усилили эту зависимость. Как вы можете это прокомментировать? Я видела в крепостном праве несносное и жестокое иго, человеческому роду нестерпимое подложение, чреватое серьезными потрясениями государства. А почему вы его не отменили?. О, я и думать об этом не могла. Отмена крепостного права была бы несвоевременной и опасной. Ну а каким-нибудь образом вы решали крестьянский вопрос? В моем Наказе я предлагала смягчить положение крестьян, предоставить им право собственности на имущество, оградить их от насилий. Но это не попало в окончательный вариант Наказа. Скажите, почему вы распустили Уложенную комиссию. Депутаты не сходились во мнении, высказывались либеральные речи. Я убедилась в неосуществимости выработки нового Уложения.

Давайте поговорим на другую тему. В ваше правление была Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Что вы можете об этом рассказать? Я полагаю, что сам Пугачев может рассказать об этом, (входит Пугачев).

На фоне музыки звучит биография Пугачева. На экране его портрет и иллюстрации из истории восстания.

Второй ведущий. Емельян Иванович Пугачев - донской казак из станицы Зимовейской. К 30 годам у этого человека за плечами был немалый опыт: участие в двух войнах (Семилетней и Русско-турецкой), попытка перебраться с Дона на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из-под стражи. Он появился на реке Яик и назвал себя именем Петра III... Возможные вопросы и ответы. Работа со студией.

Емельян Иванович, почему вы начали свою рискованную игру именно на реке Яик? Были благоприятные условия для поднятия восстания, а Дон, утратив самостоятельность, стать центром восстания не мог. Почему вы действовали от имени Петра, издавали царские манифесты, указы? За Емелькой Пугачевым мало бы кто поднялся, а поскольку вера народа в справедливого и доброго царя сильна, то я и воспользовался этим. Что бы вы сделали, оказавшись у власти? Не я один мечтал о создании справедливого царства во главе с "мужицким царем", о введении в государстве порядков казачьего круга с выборностью должностных лиц, о передачи земли тем, кто на ней работает. Но если бы я победил, то избежать того, что мое окружение превратиться в новых вельмож, было бы нельзя. Ведь другой жизни мы не знали. В условиях нашего времени могло бы возникнуть такое же государство. Истребив дворян, мы лишились образованных людей. Россия была бы отброшена назад на века, а ее культура уничтожена. Да и территориальная целостность оказалась бы под угрозой: соседние государства обязательно бы воспользовались ослаблением Российской державы. А сколько бы пролилось крови! Как говорил Пушкин, много писавший обо мне: "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный". Вы считаете свое восстание бессмысленным? Окончательная оценка Крестьянской войны не может быть такой однозначной. Сопротивление крестьян вынудило помещиков и правительство одновременно с расправой умерить степень эксплуатации. На уральских заводах повышена оплата труда. Ожесточенность и массовость нашего восстания показала, что жизнь народа требует перемен.

Другие возможные вопросы. Когда дорога на Москву была расчищена, причем крестьянских районов поддержавших вас было много, почему вы повернули на юг, на Дон? В чем была ваша роковая ошибка? Что означают ваши слова, произнесенные перед арестом: "Я не ворон, я вороненок, а ворон-то еще летает" и другие. Ведущий благодарит Пугачева. Он уходит. Все внимание к Екатерине П.

Ведущий 1. (к Екатерине II) Крестьянская война подтолкнула вас на преобразования. Что это были за реформы? Это были губернская и судебная реформы, жалованная грамота дворянству и жалованная грамота городам. Эти ваши преобразования, укрепили власть, и упрочили позиции дворянства - вашей опоры? Да, это действительно так.

Если заострять внимание учеников на этих реформах, то вопросы могут быть такие: В чем заключалась губернская реформа? Почему вы ликвидировали петровские коллегии? Действительно ли вы пытались внедрить разделение властей? Почему суд в России не воспринимался как место, где можно искать справедливости? Расскажите о грамоте дворянству? Для чего население городов делилось на шесть разрядов? Какие были даны привилегии купцам? Для чего? и другие вопросы.

Ведущий. Мы ничего не говорим о российской экономике. А вы, как известно, пытались поднять российскую экономику подобно Петру I , у нас в студии есть экономисты. Они хотели бы с вами побеседовать.

Продолжают диалог с Екатериной экономисты (группа подготовленных учащихся). Возможный вариант беседы. Вопросы из студии. Для чего вы вводили большие пошлины на одни товары, а другие разрешали ввозить беспошлинно? Ввозили много товаров, и которых хватало, и которых не хватало в России. Таможенный тариф 1767 года совсем запретил ввоз товаров, которыми в собственном государстве по изобилию довольствоваться можем. Нельзя было ввозить соль, водку, скипидар, а за бумагу нужно было платить пошлину в 200%. Напротив, сырье для промышленности облагалось пошлиной в 6%, а некоторые изделия, которых не хватало, можно было ввозить беспошлинно. Для чего вы повелели выпустить бумажные деньги-ассигнации? Многочисленные войны, которые были в России во второй половине 18 века и рост бюрократического аппарата требовали больших расходов. Доходы от налогообложения возросли в 4 раза. Денег не хватало. Приходилось занимать у иностранных банкиров. Образовался значительный внешний долг. Поэтому выпустили ассигнации. Какое значение для российской экономики имело освоение Новороссии? Это имело большое значение. Плодородный край принес доходы казне, поставлял зерно на российский рынок и заграницу. Сходна ли ваша экономическая политика с политикой Петра I? В своей политике я исходила из теории естественных прав, к которым я относила и права частной собственности. С моей точки зрения, правительственное вмешательство в экономическую жизнь, ограничения и регламентация хозяйственной деятельности были нарушением естественных прав. Напротив неограниченная конкуренция соответствовала естественному праву. По-моему этим моя политика отличается от политики Петра. Как вы поощряли предпринимательство? Поощрение предпринимательства обещало казне пополнение доходов за счет налоговых поступлений. В 1767 году были отменены откупа и монополии. В 1775 году царский манифест разрешил всем и каждому заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделья. Значит, русская буржуазия стала пополняться выходцами из крестьян? Да. Обычно все начиналось с 1-2 ткацких станков, но которых трудилась семья. Наиболее умелым и оборотистым удавалось накопить денег и расширить производство, нанять работников. Постепенно из кустарной мастерской вырастала мануфактура.

Возможные вопросы для продолжения беседы группы экономистов из студии с Екатериной II: Как сказывалось крепостное право на становление российской буржуазии? Кто такие капиталистые крестьяне? и другие.

Ведущий. Благодарит экономистов за участие в диалоге и продолжает беседу с Екатериной. Таким образом, ваша политика в области экономики положила начало становлению русской буржуазии, развитию предпринимательства и торговли, но экономическое развитие страны тормозило крепостное правo Да, в этом я должна согласиться с вами и историей.

Теперь предлагаю остановиться на вашей внешней политике. Это не менее интересная тема. В студии к диалогу с вам и готовились наши ведущие политики. Пожалуйста, поговорим и на эту тему. Я готова.

Возможные варианты вопросов и ответов. (В этой части урока в студии появится А.Суворов.) Назовите основные направления вашей внешней политики. В области внешней политики я и мое окружение ставили 2 задачи: добиться выхода к Черному морю и распространить власть на все восточнославянские земли с православным населением. Их решение, скажу забегая вперед, потребовало длительной борьбы с Турцией и вовлекло Россию в раздел Польши, чего мы вначале не предполагали. Что означало для  Польши "liberum veto"? Почему соседние с Польшей державы противились отмене "liberum veto"? Какие противоречия были у России с Турцией? Какой характер войн был со стороны России? Думаю, что о войнах лучше меня поведает один из моих доблестных полководцев Александр Васильевич Суворов. (Исторический персонаж появляется в студии).

Второй ведущий на фоне музыки зачитывает биографию Суворова, на экране одновременно идут кадры из фильма "Жизнь Суворова".

У нас в гостях известный полководец 18 века. Он совершил ряд больших завоеваний на благо России и был удостоен почетной приставки к фамилии граф Рымнинский. Родился Александр Васильевич в 1729 году. Назовите, пожалуйста, ваши самые выдающиеся победы. Первой победой назову разгром турецкого корпуса при Козлудте в 1774 году. Русских было 24 тысячи, а турок 40 тысяч солдат. И все же мы одержали победу. В 1789 году наши и австрийские войска под моим предводительством наголову разгромили 30-тысячную турецкую группировку у Фокшан. В этом же году мы одержали победу числом в 25 тысяч русских штыков над 80 тысячами турок. Что считаю важным, в этой битве наших потерь было 45 убитых и 133 раненых. Это действительно выдающаяся победа. Я участвовал в боях при разделах Польши и взятии Измаила. Вы говорите, что численностью враг чаще превосходил вас и все же вы побеждали. В чем секрет? Русская боевая армия была лучше турецкой. Приходилось проявлять смекалку, действовать по обстоятельствам, отступая от правил, создавая новые военные правила. Победы русских достигнуты благодаря искусному маневру, умелым действиям артиллерии в сочетании с пехотой, и мужеству русских солдат в штыковом бою. Здесь нам не было и нет равных.

Ваши враги-турки прозвали вас за мужество и отвагу "топал-паша". Что это значит? Я хромой, а слово "топал" на турецком означает "хромой", а паша - значит, главный. Получилось - "главный хромой". Они боялись меня и несмотря на хромоту, считали хорошим полководцем. Вашей любимой поговоркой были слова: Тяжело в ученье, легко в бою. Почему? В детстве я был хилым мальчиком и никто даже не представлял меня великим полководцем. Но усердие и настойчивость в преодолении трудностей помогли мне добиться такого результата, прежде всего победы над собой. Поэтому и солдат, обучавшихся военному делу, я заставлял каждый день делать зарядку, закаляться и подбадривал их моей поговоркой.

Возможны и другие вопросы, например: Кого из современных вам полководцев вы считаете своими учениками? Это правда, что вы участвовали в подавлении восстания Пугачева?.

Ведущий благодарит полководца и возвращается к разговору с Екатериной П.

Ведущий. Хотелось бы затронуть и такую тему, как ваш двор. О нем ходило много легенд. Звучит музыка, второй ведущий зачитывает сообщение о дворе Екатерины Великой.

"ЕЕ великолепие ослепляло, приветливость привлекала", - писал Пушкин. Роскошь и изящество составили характернейшую черту эпохи, которую потомки стали называть "екатерининской". Императрица была ласкова и проста в обхождении с придворным и даже слугами, что после грубости монархов предшествующего времени казалось удивительным и даже пугающим. Сама Екатерина с тоской рассказывала: "Когда я вхожу в комнату, можно подумать, что я медузина голова: все столбенеют, все принимают напыщенный вид... Я часто кричу против этого обычая, но криком не остановишь их, и чем больше я сержусь, тем менее они непринужденны со мной, так что приходится прибегать к другим средствам.

О придворных нравах времени Елизаветы Екатерина презрительно писала: "Остерегались говорить об искусстве и науке, потому что все были невеждами: можно было побиться об заклад, что лишь половина общества еле умела читать, и я не очень уверена в том, чтобы треть умела писать". Теперь при дворе начитанность, образованность оказалась в цене. В домах столичной знати появились обширные библиотеки, где почетные места заняли сочинения французских классиков, а рядом встали произведения отечественных авторов. Екатерина не менее Елизаветы любила балы, маскарады, развлечения, но при этом была натурой деятельной. "Для Екатерины жить-смолоду значило - работать", - писал Ключевский. Пожалуй, единственный из российских монархов она профессионально владела пером и сама пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изысканиях. Но конечно, главной работой императрицы было управление своей обширной империей. Она постоянно уделяла много внимания и сил, и времени государственным делам, не отдавая их на откуп приближенным.

Ко времени вступления Екатерины на пристол фаворитизм стал уже привычным. Историки насчитывают 15 фаворитов Екатерины за время с 1753 по 1796 год. Многие из них, особенно в конце царствования, были значительно (на 30 лет и более) моложе императрицы.

Ведущий. Наверняка, после такой информации в студии возникло много вопросов. Предоставим слово студии. Примерные вопросы, которые могут задать Екатерине II слушатели. Какую роль в вашей жизни играли фавориты? Почему вы не вышли замуж за графа Орлова?

Ведущий переводит разговор в другое русло, задавая свой вопрос. Что вы пытались делать, чтобы казаться или быть подлинно русской? Затем вновь работает студия, переводя беседу в контекст нашего времени. Устраивает ли вас сегодняшнее развитие России? Какую роль вы бы выбрали для себя в наше время: президента или домохозяйки? Урок подходит к концу.

Ведущий благодарит Екатерину Великую. Она покидает студию-класс, ее провожают стоя. Предоставляется слово экспертам. (Это группа учащихся, следившая за ответами и вопросами всех участников большого диалога. Их цель - найти неточности, исправить, прокомментировать).

Выступают эксперты.

Заключительное слово учителя по результатам работы.

 
Наверх страницы