|
Область экспертизы : инновационный процесс.
Цель экспертизы - проявить результативность
нововведения (методи ческой культуры педагога,
соответствие выбранных методов заявленной
технологии).
Предмет экспертизы : нетрадиционный урок -
диалог культур, - на основе дидактического
реконструирования материала.
Инструментарий экспертизы : диагностика
эффективности внедрения нетрадиционной
технологии.
Место урока в технологической карте
(тематическом планировании).
Тип урока - повторительно-обобщающий, форма -
урок-диалог.
Экспозиция урока : класс рассажен
нетрадиционно - по кругу, в центре -место для
ведущих и гостей передачи " Час пик ". Главный
гость передачи -Екатерина II, в
ее рассказе принимают участие Емельян Пугачев,
Александр Суворов. Герои в костюмах своей эпохи.
Из числа слушателей назначена экспертная группа
экономистов, политологов (они занимают свои
места, обозначенные афишками). На доске : тема,
эпиграф, картины, отражающие эпоху Екатерины 11.
Музыкальное оформление : позывные известной
передачи.
Диагностическая карта.
1. Анализ
дидактических категорий |
Показатели |
Умение педагога
формулировать цель, основные задачи урока |
Сделано
обоснование темы. Определены цели работы, а
именно: Обучающая: систематизировать
знания : об условиях, при которых Екатерина II взошла на престол : экономические,
социальные, поли -тические преобразования во 2-й
половине XIX в. Развивающая:
способствовать формированию коммуникативных
навыков, культуры диалога. |
Отбор
адекватных целям, методов, приемов и средств
обучения (Дидактическая обработка материала) |
Словесные,
наглядные, репродуктивные, частично -поисковые. Методы контроля,
самоконтроля.
В соответствии с игровой технологией и
технологией "диалог культур" (см. ниже). |
Руководство
самостоятельной творческой деятельностью
учащихся в процессе организации учебной
деятельности детей
|
Система
опережающих заданий, организация ролевой игры. Создание
условий для самостоятельной познавательной
деятельности: определение тем самостоятельной
индивидуальной работы по изученному материалу. . |
Соответствие
методов обучения целям и задачам урока |
Дидактически
правильно организовано повторение: обеспечено
осознание учениками стоящих перед ними задач,
использование детьми плана повторения и его
важности, внесение в этот план элементов нового. |
Развитие
познавательных интересов восьмиклассников |
Обеспечено
проблемным методом обучения. Проблемное
изложение материала (самими учащимися),
рассчитанное на вовлечение всех в
познавательную деятельность в условиях
словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу
научно- доказательного поискового мышления. |
Реализация
педагогом воспитательной функции урока |
Реализовано
формирование гражданской зрелости,
зафиксировано личностное отношение к фактам
отечественной истории. |
Привлечение
учащихся к морально этической оценке изученного
материала |
В вопросах
и ответах учащихся звучали авторитетные оценки и
личностное отношение к обсуждаемым проблемам. |
Вариативность
использования способов, приемов и средств |
Обеспечена
в соответствии с типом и видом урока. |
Умение
вывести учебную ситуацию на поиск путей
совершенствования (решения, ответа...) |
Через
работу экспертных групп учащихся, которым
предоставлялось слово в процессе большого
диалога. |
Обучение
умениям самообразования |
Через
методы самостоятельной познавательной
деятельности (наблюдение, работа по образцу,
работа с книгой). |
Преемственность
в развитии орбщеучебных и исследовательских
умений |
Соблюдена.
Совершенствовались общеучебные умения и навыки :
излоизложение, повествование, рассуждение -
логика и аргументированность выводов на основе
имеющихся знаний и собственных предположений. Совершенствуются
навыки синтеза и анализа научного материала. |
Владение
методикой организации проблемного обучения |
Учитель
владеет методами проблем ного обучения, наиболее
полно решающего задачи развития учащихся. |
Владение
методикой организации исследовательского
обучения |
Эвристический
метод и частично -поисковый готовят учащихся к
исследовательской работе на более высоком
уровне. Учитель овладевает исследовательскими
методами. |
Внедрение
основ мировой культуры в учебный процесс |
На этом
построен урок |
2. Соответствие урока заявленной
технологии " Диалог культур"
Целевые
ориентации: |
Диалог как
двусторонняя информационная связь Формирование
диалогического мышления |
Состоялась
развивающая цель урока |
Обновление
предметного содержания через сопряжение двух
культур (18 и 20-го вв.) |
Состоялось |
Технология: |
Форма организаци
и обучения |
Урок-диалог |
Диалог культур в
контексте современности |
Диалог как смысл
усваиваемых и творчески формируемых понятий -
состоялся |
Особенности
организации содержания |
Проецирование на
процесс обучения культуры и мышления эпохи |
Голоса
исторических персон, голоса современников -
ведущие "Часа пик", эксперты, костюмы героев,
речь эпохи |
Обучение
строится на сквозном диалоге |
На уроке создана
речевая стихия, словесные методы доминируют |
Точки
удивления |
Материал,
на котором строится обучение не только на основе
учебника, но и текстов, воспроизводящих мысли
основных собеседников культуры XVIII в. |
Культура
нового времени. Почему мы, живущие в XX веке, воспринимаем Екатерину II как великую, мудрую правительницу,
достойную продолжательницу начинаний Петра. |
Особенности
методики |
Создание
ситуации диалога |
|
Готовность
учащихся к диалоговому общению |
Готовность
есть, так как есть базовые знания,
коммуникативные навыки и установка на
самоизложение |
Переработка
учебного материала |
Материал
переработан в систему проблемных вопросов |
Продумывани
е вариантов развития сюжетных линий диалога |
Варианты
продуманы. Сюжетные линии : Ведущие - Екатерина II, Екатерина II -
Суворов, Пугачев, Ведущие-эксперты, эксперты -
Екатерина II, зрители и герои,
учитель - зрители, эксперты и другие |
Проектирование
способов взаимодействия участников дискуссии,
их ролей |
Способы
взаимодействия учителем продуманы с учетом
индивидуальных способностей учащихся и их
интересов |
Выявление
зон импровизации |
Игровые
ситуации предусмотрены, спланированы заранее |
Игровые
средоточия |
Игра как
культурное действие лежит в основе урока
(словесные игры, театральное действо) |
Методические
особенности урока - диалога |
Позиция
учителя |
Учитель
выслушивает все варианты, во время урока ведет
наблюдение, помогает выявить точку зрения
группам экспертов в конце урока |
Позиция
ученика |
Ученик в
учебном диалоге оказывается в промежутке
культур. Осуществляется попытка посмотреть на
изученный материал в целом, осмыслить с разных
точек зрения и эпох. |
3. Выводы и предложения эксперта.
Методическая культура учителя высока (2-й год
совершенствует свое мастерство в овладении
развивающей технологией "Диалог культур",
достигнуты заметные успехи ). Учителю
предлагается продолжить работу над проблемой
преемственности в развитии общеучебных и
исследовательских умений. Заявленный урок по
всем параметрам соответствует технологии "Диалог культур". Эффективность урока высока.
Цели урока достигнуты.
|
|