|
||
Цель: - Расширить знания детей о различных деревьях : лиственных, хвойных; обратить внимание на то, каких деревьев больше, почему? Объяснить в случае необходимости. Рассказать детям о празднике второй встречи осени - Осенинах (Оспожниках) Ребята, вы, наверное, заметили, что теперь Осень уже не долгожданной гостьей, а полноправной хозяйкой к нам явилась. Она обошла все свои владения и всюду навела свои порядки... Поля опустели, хлеб уже весь свезен в амбары и только высокие стога остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, а пожелтевшая трава клонится к земле и как будто просится на покой. Всё пустеет и мало-помалу теряет свои яркие цвета. В это время природа похожа на усталого , много поработавшего человека, которого одолевает сон. Как вы думаете, почему говорят "Холоден сентябрь, да сыт"? Правильно, потому что урожай собран. - Красная девица сидит в темнице, Люди в руки брали, косы рвали (морковь) Последняя загадка была особенная, потому что с праздника Осенин начинается луковая неделя: кто ещё не собрал - убирает лук с грядок. А вот еще одна загадка, которая поможет нам открыть еще один секрет праздника Осенин: -Жевать не жую, а всё поедаю ( огонь) Про огонь я потому загадку загадала, что этот день и для огня особенный: в Оспожники в избах старый огонь гасили, а новый зажигали. "Осень золотистая, хлебом колосистая",- говорят в народе. И чтобы открыть для вас секреты Осенин или, как их ещё называют, Оспожинок, я расскажу вам о некоторых старых русских обычаях, связанных с уборкой урожая . В Осенины все обязательно ходят в гости и принимают гостей у себя, стараясь угостить друзей и соседей как можно лучше. А ещё в этот день у реки дети играли в "Кострому". Дети делали из соломы кукол и наряжали их в красивые одежды. У нас с вами тоже есть такая кукла. А условия игры такие: Водящий держит в руках куклу "Кострому". Остальные ходят вокруг него хороводом и поют:
В конце песни дети разбегаются, водящий их ловит. Пойманный берет у водящего "кострому" и игра повторяется. Наблюдаем за небом, природными явлениями. Продолжаем знакомиться с календарем природы. 27.12 Воздвиженье. Все приметы и особые черты этого дня связаны со словом "двигаться". В Воздвиженье осень начинает путь навстречу зиме. Иногда в этот день и холод и снег бывает. Народные приметы говорят, что колив Воздвиженье холодно - то лето теплое будет. Ну, да лето когда ещё к нам придет, а зима с этого дня всё ближе и ближе придвигается: то ветром холодным подует, а то и снежком припорошит. Птицы одни за другими собираются в дальний путь. Какие птицы первыми улетают и почему?
Именной в день Воздвиженья медведь в берлогу спать ложится и спит до самой весны.
Молодцы, знаете. Теперь их чаще змеями зовут. Считают, что в день Воздвиженья все змеи сползаются в одно место под землю, где и проводят всю зиму до первого весеннего грома, который и служит сигналом, разрешающим им и прочим гадам выползать из земли и жить на воле. А если змея в этот день ужалит кого-нибудь, то ей не разрешается уползать под землю и в наказание она остаётся мерзнуть на поверхности всю зиму. А теперь попробуйте отгадать и последнюю загадку:
Знаете, почему я эту загадку вам загадала? А потому что в день Воздвижения "первая барыня - капуста" Сейчас и мы поиграем в игру "Вейся, капустка" Провести экскурсию в краеведческий музей (отдел фауна) с целью закрепления и систематизации знаний о птицах и животных Томской области. Старинное русское название месяца-Октобрь. Октябрь- Листопад, Свадебник, Зазимье и др. По Бианки: (до 20 числа) "месяц прощания перелетных птиц с родиной", (с 21 октября до 20 ноября) - "месяц полных кладовых" В народном месяцеслове об октябре говорено так: Плачет Октябрь холодными слезами. Обратить внимание детей на то, какие на диво погожие, сухие стоят дни. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая кроткое прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. И уже иногда свищут ветры, словно перебраниваясь с падающей листвой. Скоро зачередит дождь со снегом, и не миновать времени, когда целиком оправдается народная поговорка: "В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет". А пока октябрь тешит сухими отменными деньками и цветами хладолюбивыми. В синем поле холодные тени
Обратить внимание детей на то, что последние цветы года - хризантемы - появляются с первыми заморозками и потому, по-осеннему холодны и притягательны. Рассказать о полезных и даже кулинарных свойствах этого растения. П/и "Вершки-корешки" - (морковь - садятся; помидор - стоят) Продолжаем знакомиться с историей деревьев и кустарников. На сей раз это шиповник. Продолжаем знакомить детей с народным календарем. 1 октября - Арина - журавлиный лет. Арина - шиповница. В этот день издревле собирали и сушили плоды шиповника. Рассказать детям об этом растении, о целебных свойствах его плодов. 2 октября - Зосима - заступник пчел. Продолжаем собеседование на тему "Кто как (где) зимует?" На сей раз речь пойдет о насекомых. Особое внимание - пчелам. Для начала вспоминаем, откуда берется мед; как пчелы собирают нектар с цветов, как строят соты - ячейки для меда. Затем рассказываем детям о том, как пчелы готовятся к зиме. П/и "Птицы и автомобиль"
Развлечение "Осенний марафон" Наблюдаем за ветром. Смотрим, как перемещаются облака, покачиваются ветви деревьев. Прислушиваемся к звукам ветра. Он ли это шумит или шелестят опавшие листья? Когда ветер можно назвать ласковым, когда игровым, а когда - пронизывающим?
Познакомить с пословицей. Ветра не видно, а следы оставил. Определяем направление ветра, уточняем, откуда чаще дует ветер. П/и "Ловишки" 8 октября - Сергий - рубят капусту. В этот день замечали: "Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день - 28". П/и "След в след" - равновесие. Отметить, что на многих кустарниках остались семена. Выяснить какую пользу они принесут зимой. П/и с мячом "Выбивала" 10 октября Савватей - пчельник, пчелиная девятина. Напомнить разговор предыдущей недели. Рассказать о преклонении древних перед пчелами (пчелы - персонаж, упоминаемый в закличках. В сказках пчелы помогают герою преодолеть возникшие на его пути трудности. П/и "Выше ноги от земли"
Уточняем, а чем же собственно нравится осень каждому из детей. П/и по желанию детей. Продолжаем знакомиться с народным календарем 14 октября - Покров день. На Покров - до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима. Обратить внимание на то, как люди готовятся к предстоящим холодам. "В Покров натопи хату без дров" (что это означает?). К Покрову старались утеплить дом. В зазимье судили-рядили о предстоящей зиме. "Каков Покров - такова и зима". "Ветер с севера - к холодной зиме; с юга - к теплой, с запада - к снежной". При переменном ветре и зиме быть непостоянной. П/и "Перелетные птицы" - внимание, бег, координация.
Определяем с детьми направление ветра, строим прогнозы. П/и "Не урони мяч". Броски, реакция, внимание. Продолжаем наблюдение за птицами. Загадки. Кто два раза на свет родился. Экскурсия в рощу. Цель: отмечаем, каких птиц уже не видно, какие новые появились. Обратить внимание на то, как мало слышно птичьих трелей. Пословица: "Первый снежок - не лежок". П/и "Разрывные цепи". Определить направление ветра. Как изменилась погода? Поговорить с детьми о том, от чего бывает ветер. Уточнить, какая польза от ветра.
П/и "Волк во рву" 27 октября - Параскева - Пятница. Рассказать о пятницах посиделках.
"Листогной"- от чахнущих листьев. Обратить внимание детей на то, как значительно похолодало. Ноябрь словно предупреждает, что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу. Начинаем наблюдение за зимующими птицами. Загадать загадку:
Чаше всего встречаемая в городе птица - воробей, домовый и полевой. Самец и самка домового воробья хорошо различается окраской .У самца верх головы серый, грудка черная, от угла клюва через глаз к затылку проходит коричневая полоса. Самка окрашена скромнее - в неброские буровато-серые тона. Молодые самцы расцветкой похожи на самок. Полевой воробей немного мельче домового, и окраска его наряднее: спина буровато-коричневая с темно-бурыми пестринами, верх головы каштаново-коричневый, грудь и брюшко беловаты, на белых щеках - черные пятнушки. Причем самец и самка имеют одинаковую окраску. При наблюдениях за воробьями выяснить с детьми, какой именно, домовый или полевой воробей перед ними. Продолжить знакомство с растениями. Сосна.
Рассказать детям об особенностях этого дерева, его чудесных свойствах. С давних времен люди оценили чудесные свойства сосны. И даже теперь в ней открываются все новые и новые качества. Много очень нужных вещей делают из сосны. Но есть у дерева еще одно необыкновенное качество - стойкость. Недаром древние римляне называли ее "палас", что означает "скала". Сосне и в самом деле не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного только боится сосна - тени. Ей нужно много солнца и света. Еще одно важное свойство сосны - она очищает воздух от вредных бактерий. Это дерево здоровья и т.п. Напомнить детям, что листочки у сосны называются хвоей. Хвоя у нее осыпается только через несколько лет и то не сразу. Вот почему мы видим сосну всегда зеленой. Растения, у которых осенью не опадает листва, называют вечнозелеными. Семена у сосны дозревают в шишках, которые открываются лишь на третий год. Каждое семечко имеет крылышко. И потому ветер относит его далеко от дерева. (Вместе с детьми подумать, какое это имеет значение для сосны). У сосны за год нарастает лишь один ярус веток. Если пересчитать эти ярусы, можно узнать, сколько лет дереву. Провести экскурсию в рощу с целью наблюдения и сопоставления различных деревьев. Определить возраст растущих там сосен. Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Сметливые да приметливые замечали: Из народного календаря: 8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли поминки по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла "дедовой". О погоде в этот день говорили следующее:
10 ноября - Нелины льняницы. Мастерица демонстрировала вытрепанные льняные пасьма, горсти и опышки - заготовки льна для пряжи, сравнивали чьи лучше. 11 ноября - Настасеи-овчарницы. В этот день кормили пастухов в благодарность, что овец сберегли. 12 ноября - Зиновей-синичкин праздник. "Не велика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит". 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы. "Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать". Но народ тут же заметил: "Демьянов путь - не путь. А только зимы перепутье". Кузьминки славились петушиными именинами: отмечались кочеты. Загадка: Какую воду можно носить в решете? Провести опыты по сравнению снега и льда. Понаблюдать за небом. Обратить внимание, что оно пасмурно. Часто идет снег. Причем его формы и размеры зависят от погоды. Холодно - снег колючий и мелкий, оттепель - пушистый и крупный. Уточнить, какую роль играет снег для растений и животных. Снежная шуба нужна для защиты посевов от холода. Она помогает бороться с засухой. Хорошо под снегом. Снаружи бывает холод до 20-30 градусов, а на земле под снегом - не более чем два градуса мороза. В суровые морозные зимы в снегу прячется много птиц. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночь и спят там до утра и т.п. Экскурсия по территории детского сада. Определить, где снега больше, почему? Предложить детям "укутать в шубу" цветник (многолетние растения). Наблюдение за синицей. Отметить особенности окраса, внешнего состояния. Чем кормится и т.п. Напомнить. Что синицы - насекомоядные, стало быть зимой, на воле, они питаются в основном оцепеневшими насекомыми, их яйцами и куколками. Как бы не трещал мороз, если синицы могут добывать пропитание - холод им не страшен. Но вот беда: нет-нет и обледенеют зимой деревья. Ледяная корка тогда заволакивает кормные угодья синички, делает их недоступными. Не лучше гололеда и сильный снегопад. Вот тогда-то и надо прийти им на помощь. Соорудить кормушку и подкармливать птиц. Предложить детям найти место, где это лучше сделать и вывесить кормушку (позднее). Сразу после праздников наступает пора делом заниматься. 15 ноября - "Акундин разжигает свой овин", начинается зимняя работа - у кого по дворам да ригам, у кого- в избе за пряжей. 19 ноября - ледостав 20 ноября - "Федот лед на лед ведет". 21 ноября - а за ним Михайло мосты мостит. Замечали и такое: "Коли на Михайлов день -да иней -ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом - ростепели быть. С Михайлова дня зима морозы кует, земля стынет. Часты туманы". Загадка: "серое сукно тянется в окно".
Походить по снегу, оставить следы. (Затем поиграть в игру "След в след".) Обратить внимание на то, что снег скрипит под ногами. Объяснить детям почему. Для этого рассмотреть снежинку. Она как будто соткана из мелких белых иголочек. Иголочки и придают снежинке причудливую форму. Когда в большой мороз идешь тропинкой, под ногами ломаются хрупкие звездочки. Если сломается одна, то, конечно не услышишь - чересчур слабый звук получается. Но когда их очень много, уже слышится треск. Вот почему снег скрипит под ногами. Это ломаются лучи нежных, изящных снежинок. Погулять с детьми по участкам, постараться по кронам и расположению веток определить породы деревьев. Наблюдение за елью.
Рассмотреть строение дерева, форму и положение ветвей. Рассказать об особенностях ели, ее свойствах. Когда-то по веточке ели священники предугадывали смену погоды. Когда была засуха, они заставляли людей молиться, устраивали крестные походы в поле, но делали это лишь тогда, когда веточка ели от влажного воздуха изменяла свое положение и предсказывала дождь. И когда он выпадал, говорили, что его "послал Бог". - Определить, что общего между елью и сосной? Напомнить детям о значении снега. Он нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снегу прячется много птиц. Да и не только они (мышонок, например, медведь). В снежном домике прячется в непогоду зайчик. Настоящая стужа устанавливается с 22 ноября, с Матрен. С зимних Матрен зима встает на ноги. Налетают морозцы. От оттепелей и стужи образуется наст. 23 ноября -Ераст. С Ераста жди ледяного наста. Ераст на все горазд: и на холод и на голод, и на бездорожную метелицу. 24 ноября - Федор-Студит. Поговорка: "На Студита стужа, что ни день, то хуже". "Федор - не Федора - знобит без разбора". 25 ноября - Иоанн Милостивый. Поговорка: "Иоанн опрокинул осень на стылую землю". 28 ноября - Гурьян Присловье: "Приехал Гурьян на пегой кобыле. С коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекам-озерам ледяные мосты, сыплет из правого рукава снег, из левого- иней". 30 ноября - Платон и Роман. "Каков Платон и Роман - такова и зима". "Платон ясен, стоит сухая погода - значит будет он опасен для урожая следующего года". Отметить, что ноябрь - последний осенний месяц. Последние числа месяца уже не имеют осенних черт. Найти этому доказательства. Отметить погоду. Часто ли идет снег. Обратить внимание на то, что снег в морозные дни сухой и легкий. Когда он падает в ветреную погоду, ветер подхватывает его и долго носит. Но и упавши, снег не остается на месте. Новый порыв ветра подхватывает его, поднимает вверх и снова уносит далеко. Снежинки оседают на землю только тогда, когда утихнет ветер. А ветер стихает за какой-нибудь преградой: кустами, щитами, оградами, домами. За ними снег, падая, образует холмики. Такие холмики называют сугробами. Наблюдение за снежинками. (Отметить форму, количество лучиков) Напомнить пословицы, поговорки. Приметы, загадки и т.п., услышанные за месяц во время прогулок и наблюдений. |
||
|