<<< назад  |   cодержание  |   вперед >>>  
  

Экскурсия по городу

Цель:

- Расширить знания детей о различных деревьях : лиственных, хвойных; обратить внимание на то, каких деревьев больше, почему? Объяснить в случае необходимости.
- Напомнить правила дорожного движения.

4 НЕДЕЛЯ

Рассказать детям о празднике второй встречи осени - Осенинах (Оспожниках)

Ребята, вы, наверное, заметили, что теперь Осень уже не долгожданной гостьей, а полноправной хозяйкой к нам явилась. Она обошла все свои владения и всюду навела свои порядки... Поля опустели, хлеб уже весь свезен в амбары и только высокие стога остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, а пожелтевшая трава клонится к земле и как будто просится на покой. Всё пустеет и мало-помалу теряет свои яркие цвета. В это время природа похожа на усталого , много поработавшего человека, которого одолевает сон.

Как вы думаете, почему говорят "Холоден сентябрь, да сыт"? Правильно, потому что урожай собран.
Вот вам несколько загадок:

- Красная девица сидит в темнице, Люди в руки брали, косы рвали (морковь)
- В землю крошки - из земли лепёшки (репа)
- Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)
- Сидит бабка на грядках вся в заплатках, кто заплатку оторвет - всяк заплачет и уйдет (лук)

Последняя загадка была особенная, потому что с праздника Осенин начинается луковая неделя: кто ещё не собрал - убирает лук с грядок.

А вот еще одна загадка, которая поможет нам открыть еще один секрет праздника Осенин:

-Жевать не жую, а всё поедаю ( огонь)

Про огонь я потому загадку загадала, что этот день и для огня особенный: в Оспожники в избах старый огонь гасили, а новый зажигали.

"Осень золотистая, хлебом колосистая",- говорят в народе. И чтобы открыть для вас секреты Осенин или, как их ещё называют, Оспожинок, я расскажу вам о некоторых старых русских обычаях, связанных с уборкой урожая .

В Осенины все обязательно ходят в гости и принимают гостей у себя, стараясь угостить друзей и соседей как можно лучше. А ещё в этот день у реки дети играли в "Кострому". Дети делали из соломы кукол и наряжали их в красивые одежды. У нас с вами тоже есть такая кукла. А условия игры такие:

Проводится игра "Кострома"

Водящий держит в руках куклу "Кострому". Остальные ходят вокруг него хороводом и поют:

Костромушка-кострома, Свет-государыня моя. У нас есть для тебя И кисель и вода. Каша масляная, Ложка крашеная, Творога кувшин И прог один Кострому мы наряжали Весну, лето провожали.

В конце песни дети разбегаются, водящий их ловит. Пойманный берет у водящего "кострому" и игра повторяется.

Наблюдаем за небом, природными явлениями. Продолжаем знакомиться с календарем природы.

27.12 Воздвиженье.

Все приметы и особые черты этого дня связаны со словом "двигаться". В Воздвиженье осень начинает путь навстречу зиме. Иногда в этот день и холод и снег бывает. Народные приметы говорят, что колив Воздвиженье холодно - то лето теплое будет. Ну, да лето когда ещё к нам придет, а зима с этого дня всё ближе и ближе придвигается: то ветром холодным подует, а то и снежком припорошит.

Птицы одни за другими собираются в дальний путь. Какие птицы первыми улетают и почему?

А теперь отгадайте загадку: На воздвиженский денёк, Под собой, не чуя ног, На бочок , забыв о многом, Лёг медведь в свою ....(берглогу)

Именной в день Воздвиженья медведь в берлогу спать ложится и спит до самой весны.

А вот ещё одна загадка: У него есть сильный яд, И никто ему не рад. Длинный, скользкий, как канат Звать его - ползучий ... (гад)

Молодцы, знаете. Теперь их чаще змеями зовут. Считают, что в день Воздвиженья все змеи сползаются в одно место под землю, где и проводят всю зиму до первого весеннего грома, который и служит сигналом, разрешающим им и прочим гадам выползать из земли и жить на воле. А если змея в этот день ужалит кого-нибудь, то ей не разрешается уползать под землю и в наказание она остаётся мерзнуть на поверхности всю зиму.

А теперь попробуйте отгадать и последнюю загадку:

Сто одёжек, боже мой, А застежки ни одной. Дети кушают со хрустом Эту вкусную ...( капусту).

Знаете, почему я эту загадку вам загадала? А потому что в день Воздвижения "первая барыня - капуста"

Сейчас и мы поиграем в игру "Вейся, капустка"
Условие:
дети делятся на равные по количеству участников команды и выстраиваются в шеренги друг напротив друга и начинают "закручивать капустку" ("улитка" ) Когда оба "кочана" полностью "завьются", дети по сигналу возвращаются в исходное положение.

Провести экскурсию в краеведческий музей (отдел фауна) с целью закрепления и систематизации знаний о птицах и животных Томской области.

Октябрь

Старинное русское название месяца-Октобрь.

Октябрь- Листопад, Свадебник, Зазимье и др.

По Бианки: (до 20 числа) "месяц прощания перелетных птиц с родиной", (с 21 октября до 20 ноября) - "месяц полных кладовых"

В народном месяцеслове об октябре говорено так:

Плачет Октябрь холодными слезами.
Октябрь - грязник, ни колеса, ни полоза не любит.
Если в октябре лист с березы и дуба упадет не чисто - жди суровой зимы.
Октябрь землю покроет. Где листком, где снежком.

1 НЕДЕЛЯ

Обратить внимание детей на то, какие на диво погожие, сухие стоят дни. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая кроткое прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. И уже иногда свищут ветры, словно перебраниваясь с падающей листвой. Скоро зачередит дождь со снегом, и не миновать времени, когда целиком оправдается народная поговорка: "В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет".

А пока октябрь тешит сухими отменными деньками и цветами хладолюбивыми.
Познакомимся с одним их них: ХРИЗАНТЕМА

В синем поле холодные тени

Белый иней в саду на заре ... Хризантемы цветут, хризантемы, День осенний стоит на дворе ...

Обратить внимание детей на то, что последние цветы года - хризантемы - появляются с первыми заморозками и потому, по-осеннему холодны и притягательны. Рассказать о полезных и даже кулинарных свойствах этого растения.

П/и "Вершки-корешки" - (морковь - садятся; помидор - стоят)
Продолжаем работу на цветнике, собираем остатки растений, а так же семена.
Уточняем, для чего мы это делаем.
Готовим листья хризантемы для гербария.
П/и "Попади в цель" (глазомер).

Продолжаем знакомиться с историей деревьев и кустарников. На сей раз это шиповник.
П/и "У медведя во бору"

Продолжаем знакомить детей с народным календарем.

1 октября - Арина - журавлиный лет. Арина - шиповница. В этот день издревле собирали и сушили плоды шиповника.

Рассказать детям об этом растении, о целебных свойствах его плодов.
На примере этого растения отметить разницу между деревом и кустарником.
С каким растением у шиповника наибольшее сходство?

2 октября - Зосима - заступник пчел. Продолжаем собеседование на тему "Кто как (где) зимует?"

На сей раз речь пойдет о насекомых. Особое внимание - пчелам. Для начала вспоминаем, откуда берется мед; как пчелы собирают нектар с цветов, как строят соты - ячейки для меда. Затем рассказываем детям о том, как пчелы готовятся к зиме.
Наблюдаем за небосклоном. Осматриваем его на востоке и западе. Красиво ли сегодня небо? Каков его цвет? Какова прозрачность. Всюду ли небо окрашено одинаково.
Есть ли облака? Какого они цвета, формы, редкие или густые? Как это сказывается на погоде?
(По возможности провести эти наблюдения при различных погодных условиях, чтобы дать возможность детям увидеть связь между состоянием небосвода и погодой).

П/и "Птицы и автомобиль"

2 НЕДЕЛЯ

Е.Благинина Если встанешь на заре - Крыши в белом серебре ... Длинно тень ложится, Долго лист кружится. Если выйдешь по утру - Галки стынут на ветру. Разгуляется денек - В полдень сядешь на пенек, Смотришь - на припеке Прыгают сороки. А в обед совсем теплынь- Пахнет горькая полынь, Пахнет медом, мятой. И травой примятой, Только этому не верь ... Осень все - таки теперь! Солнышко бледнее, небо холоднее.

Развлечение "Осенний марафон"
(ходьба, прыжки, лазание, метание)

Наблюдаем за ветром. Смотрим, как перемещаются облака, покачиваются ветви деревьев. Прислушиваемся к звукам ветра. Он ли это шумит или шелестят опавшие листья? Когда ветер можно назвать ласковым, когда игровым, а когда - пронизывающим?
Какими еще словами можно описать ветер?
Говорим с детьми о том, откуда берется ветер. Каково его значение для растений и человека. Определяем его направление при помощи заранее приготовленных вертушек. Чья быстрее вертится.

Е.Благинина Без рук, без ног, под окном стучит, В избу просится Без рук, без ног, а ворота открывает.

Познакомить с пословицей.

Ветра не видно, а следы оставил.

Определяем направление ветра, уточняем, откуда чаще дует ветер.

П/и "Ловишки"

8 октября - Сергий - рубят капусту. В этот день замечали:

"Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день - 28".
Отметить погоду, определить направление ветра, отметить, что он несет тепло или холод.

П/и "След в след" - равновесие.

Отметить, что на многих кустарниках остались семена. Выяснить какую пользу они принесут зимой.
Знакомство с тополем. Характерные особенности этого растения (тополь называют деревом будущего, говорят, что он может спасти от лесного голода).
В 30 лет тополь уже можно разбить, а в жарких странах - в десять. За год его древесины нарастает в восемь раз больше, чем у сосны. Итальянцы за неимением другого сырья научились делать их него писчую бумагу. Кое-где тополиным спиртом заправляют автомобили. При ООН существует уже 30 лет специальная тополевая комиссия и каждый год собираются всемирные конгрессы. На нашей планете очень много видов и разновидностей тополя.
Для нас характерны серебристый и пирамидальный (значение этого дерева)

П/и с мячом "Выбивала"

10 октября Савватей - пчельник, пчелиная девятина.

Напомнить разговор предыдущей недели. Рассказать о преклонении древних перед пчелами (пчелы - персонаж, упоминаемый в закличках. В сказках пчелы помогают герою преодолеть возникшие на его пути трудности.
Убираем падалицу (листья) на участке, цветнике, объясняем почему это необходимо делать.
Отметить неустойчивость на годы. Объяснить детям, почему осенью часто идут дожди.

П/и "Выше ноги от земли"

3 НЕДЕЛЯ

...Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса - В их сенях ветра шум и свежее дыханье И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы И отдаленные седой зимы угрозы ...

Уточняем, а чем же собственно нравится осень каждому из детей.

П/и по желанию детей.

Продолжаем знакомиться с народным календарем

14 октября - Покров день.

На Покров - до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима. Обратить внимание на то, как люди готовятся к предстоящим холодам. "В Покров натопи хату без дров" (что это означает?). К Покрову старались утеплить дом.

В зазимье судили-рядили о предстоящей зиме. "Каков Покров - такова и зима". "Ветер с севера - к холодной зиме; с юга - к теплой, с запада - к снежной". При переменном ветре и зиме быть непостоянной.

П/и "Перелетные птицы" - внимание, бег, координация.

Определяем с детьми направление ветра, строим прогнозы.
Отмечаем, что дожди иногда идут со снегом, а иногда идет просто снег. С чем это связано?
Из чего образуется снег?
Загадка: Какую воду можно носит в решете?

П/и "Не урони мяч". Броски, реакция, внимание.

Продолжаем наблюдение за птицами. Загадки.

Кто два раза на свет родился.
Рук нет, а строить умеет.

Экскурсия в рощу.

Цель: отмечаем, каких птиц уже не видно, какие новые появились. Обратить внимание на то, как мало слышно птичьих трелей.
Отметить, когда закончился листопад. Напомнить несколько народных примет: октябрьский гром - к бесснежной зиме и т.п.

Пословица: "Первый снежок - не лежок".

П/и "Разрывные цепи".

4 НЕДЕЛЯ

Определить направление ветра. Как изменилась погода? Поговорить с детьми о том, от чего бывает ветер. Уточнить, какая польза от ветра.
П/и "Спасатели"(бег с препятствиями, лазание).
Отметить с детьми, что день становится все короче, а ночь длиннее. Напомнить пословицу:

"В осенее ненастье семь погод сеет, веет, крутит, мутит И ревет. И льет, и снизу метет" Загадка: Вьется, извивается, в небо устремляется.

П/и "Волк во рву"

27 октября - Параскева - Пятница. Рассказать о пятницах посиделках.

Ноябрь

"Листогной"- от чахнущих листьев.
"Грудень" - от смершихся груд земли на дорогах.
Пословицы и поговорки:
- Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
- Ноябрь-полузимник: и колесо и полоз любит. Мужик с телегой прощается, в сани забирается.
- Холоденек батюшка - октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
- Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тороват.

1 НЕДЕЛЯ

Обратить внимание детей на то, как значительно похолодало. Ноябрь словно предупреждает, что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу. Начинаем наблюдение за зимующими птицами. Загадать загадку:

"Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает.(Воробей)

Чаше всего встречаемая в городе птица - воробей, домовый и полевой. Самец и самка домового воробья хорошо различается окраской .У самца верх головы серый, грудка черная, от угла клюва через глаз к затылку проходит коричневая полоса. Самка окрашена скромнее - в неброские буровато-серые тона. Молодые самцы расцветкой похожи на самок. Полевой воробей немного мельче домового, и окраска его наряднее: спина буровато-коричневая с темно-бурыми пестринами, верх головы каштаново-коричневый, грудь и брюшко беловаты, на белых щеках - черные пятнушки. Причем самец и самка имеют одинаковую окраску. При наблюдениях за воробьями выяснить с детьми, какой именно, домовый или полевой воробей перед ними.
Обратить внимание на неустойчивость погоды. Холода сменяются потеплениями, даже бывают дожди. Но зима берет верх. Светоносный солнечный луч заметно слабеет. "В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются".
В полдень взглянуть на тень. Отметить, что она стала значительно длиннее, чем была летом. Объяснить это тем, что солнышко низко поднимается над горизонтом. Теперь оно появляется реже и греет мало. День стал короче. Земля почти не нагревается, и воздух от этого с каждым днем становится холоднее. Понаблюдать за направлением ветра. Отметить, что ветер, несущий холод - чаще всего северо-восточный.

Продолжить знакомство с растениями.

Сосна.

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень быстро я расту в высоту. Если я не на опушке - Ветки только на макушке.

Рассказать детям об особенностях этого дерева, его чудесных свойствах. С давних времен люди оценили чудесные свойства сосны. И даже теперь в ней открываются все новые и новые качества. Много очень нужных вещей делают из сосны. Но есть у дерева еще одно необыкновенное качество - стойкость. Недаром древние римляне называли ее "палас", что означает "скала". Сосне и в самом деле не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного только боится сосна - тени. Ей нужно много солнца и света.

Еще одно важное свойство сосны - она очищает воздух от вредных бактерий. Это дерево здоровья и т.п.

Напомнить детям, что листочки у сосны называются хвоей. Хвоя у нее осыпается только через несколько лет и то не сразу. Вот почему мы видим сосну всегда зеленой. Растения, у которых осенью не опадает листва, называют вечнозелеными. Семена у сосны дозревают в шишках, которые открываются лишь на третий год. Каждое семечко имеет крылышко. И потому ветер относит его далеко от дерева. (Вместе с детьми подумать, какое это имеет значение для сосны). У сосны за год нарастает лишь один ярус веток. Если пересчитать эти ярусы, можно узнать, сколько лет дереву.

Провести экскурсию в рощу с целью наблюдения и сопоставления различных деревьев. Определить возраст растущих там сосен.
Напомнить детям, что ноябрь все-таки еще осенний месяц. О том, как развивается ноябрь, о его суровом характере и причудах , вот что рассказывает народный месяцеслов. Первые дни малоприметные, а вот 4 численник указывал.

Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Сметливые да приметливые замечали:

  • До Казанской - не зима - а с Казанской не осень.
  • С Казанской тепло морозу не указ.
  • С Казанской мороз не велик, да стоять не велит.
  • 2 НЕДЕЛЯ

    Из народного календаря:

    8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли поминки по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла "дедовой". О погоде в этот день говорили следующее:

    "Дмитрий на снегу - весна поздняя", "До Дмитровой субботы зима не становится"

    10 ноября - Нелины льняницы. Мастерица демонстрировала вытрепанные льняные пасьма, горсти и опышки - заготовки льна для пряжи, сравнивали чьи лучше.

    11 ноября - Настасеи-овчарницы. В этот день кормили пастухов в благодарность, что овец сберегли.

    12 ноября - Зиновей-синичкин праздник. "Не велика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит".

    14 ноября - Кузьминки, встреча зимы. "Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать". Но народ тут же заметил: "Демьянов путь - не путь. А только зимы перепутье". Кузьминки славились петушиными именинами: отмечались кочеты.

    Загадка: Какую воду можно носить в решете?

    Провести опыты по сравнению снега и льда.
    -Сравнить снег и лед. Какого цвета снег? А лед?
    -Сожми снег и лед. Какая тут разница?
    -Брось льдинку на землю. Что произойдет? Как назвать это свойство льда?
    -Подержи снег и лед в руке. Что случилось? Что раньше изменилось - снег или лед?
    -Что общего между снегом, льдом и водой? Чем они отличаются?

    Понаблюдать за небом. Обратить внимание, что оно пасмурно. Часто идет снег. Причем его формы и размеры зависят от погоды. Холодно - снег колючий и мелкий, оттепель - пушистый и крупный.

    Уточнить, какую роль играет снег для растений и животных. Снежная шуба нужна для защиты посевов от холода. Она помогает бороться с засухой. Хорошо под снегом. Снаружи бывает холод до 20-30 градусов, а на земле под снегом - не более чем два градуса мороза. В суровые морозные зимы в снегу прячется много птиц. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночь и спят там до утра и т.п.

    Экскурсия по территории детского сада. Определить, где снега больше, почему? Предложить детям "укутать в шубу" цветник (многолетние растения).

    Наблюдение за синицей. Отметить особенности окраса, внешнего состояния. Чем кормится и т.п. Напомнить. Что синицы - насекомоядные, стало быть зимой, на воле, они питаются в основном оцепеневшими насекомыми, их яйцами и куколками. Как бы не трещал мороз, если синицы могут добывать пропитание - холод им не страшен. Но вот беда: нет-нет и обледенеют зимой деревья. Ледяная корка тогда заволакивает кормные угодья синички, делает их недоступными. Не лучше гололеда и сильный снегопад. Вот тогда-то и надо прийти им на помощь. Соорудить кормушку и подкармливать птиц. Предложить детям найти место, где это лучше сделать и вывесить кормушку (позднее).

    3 НЕДЕЛЯ

    Сразу после праздников наступает пора делом заниматься.

    15 ноября - "Акундин разжигает свой овин", начинается зимняя работа - у кого по дворам да ригам, у кого- в избе за пряжей.

    19 ноября - ледостав

    20 ноября - "Федот лед на лед ведет".

    21 ноября - а за ним Михайло мосты мостит. Замечали и такое: "Коли на Михайлов день -да иней -ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом - ростепели быть. С Михайлова дня зима морозы кует, земля стынет. Часты туманы".

    Загадка: "серое сукно тянется в окно".
    Прочитать стихотворение И.Сурикова. Затем его выучить.

    Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело. Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно...

    Походить по снегу, оставить следы. (Затем поиграть в игру "След в след".) Обратить внимание на то, что снег скрипит под ногами. Объяснить детям почему. Для этого рассмотреть снежинку. Она как будто соткана из мелких белых иголочек. Иголочки и придают снежинке причудливую форму. Когда в большой мороз идешь тропинкой, под ногами ломаются хрупкие звездочки. Если сломается одна, то, конечно не услышишь - чересчур слабый звук получается. Но когда их очень много, уже слышится треск. Вот почему снег скрипит под ногами. Это ломаются лучи нежных, изящных снежинок.

    Погулять с детьми по участкам, постараться по кронам и расположению веток определить породы деревьев.

    Наблюдение за елью.

    Ее всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

    Рассмотреть строение дерева, форму и положение ветвей. Рассказать об особенностях ели, ее свойствах.

    Когда-то по веточке ели священники предугадывали смену погоды. Когда была засуха, они заставляли людей молиться, устраивали крестные походы в поле, но делали это лишь тогда, когда веточка ели от влажного воздуха изменяла свое положение и предсказывала дождь. И когда он выпадал, говорили, что его "послал Бог".

    - Определить, что общего между елью и сосной?
    - Чем ель отличается от сосны ?
    - Растут ли под елями другие растения и какие именно?
    - Какие изменения происходят у еловых шишек в пасмурную и сухую погоду?

    Напомнить детям о значении снега. Он нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снегу прячется много птиц. Да и не только они (мышонок, например, медведь). В снежном домике прячется в непогоду зайчик.
    Вместе с детьми подумать, всегда ли снег полезен? Пояснить, почему вдоль железных и шоссейных дорог высаживают деревья и кусты.

    4 НЕДЕЛЯ

    Настоящая стужа устанавливается с 22 ноября, с Матрен. С зимних Матрен зима встает на ноги. Налетают морозцы. От оттепелей и стужи образуется наст.

    23 ноября -Ераст. С Ераста жди ледяного наста. Ераст на все горазд: и на холод и на голод, и на бездорожную метелицу.

    24 ноября - Федор-Студит. Поговорка: "На Студита стужа, что ни день, то хуже". "Федор - не Федора - знобит без разбора".

    25 ноября - Иоанн Милостивый. Поговорка: "Иоанн опрокинул осень на стылую землю".

    28 ноября - Гурьян Присловье: "Приехал Гурьян на пегой кобыле. С коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекам-озерам ледяные мосты, сыплет из правого рукава снег, из левого- иней".

    30 ноября - Платон и Роман. "Каков Платон и Роман - такова и зима". "Платон ясен, стоит сухая погода - значит будет он опасен для урожая следующего года".

    Отметить, что ноябрь - последний осенний месяц. Последние числа месяца уже не имеют осенних черт. Найти этому доказательства.

    Отметить погоду. Часто ли идет снег. Обратить внимание на то, что снег в морозные дни сухой и легкий. Когда он падает в ветреную погоду, ветер подхватывает его и долго носит. Но и упавши, снег не остается на месте. Новый порыв ветра подхватывает его, поднимает вверх и снова уносит далеко. Снежинки оседают на землю только тогда, когда утихнет ветер. А ветер стихает за какой-нибудь преградой: кустами, щитами, оградами, домами. За ними снег, падая, образует холмики. Такие холмики называют сугробами.

    Наблюдение за снежинками. (Отметить форму, количество лучиков)

    Напомнить пословицы, поговорки. Приметы, загадки и т.п., услышанные за месяц во время прогулок и наблюдений.

      
    Наверх страницы