|
Тематика экологических наблюдений и исследований
Тема: Неживая природа
Цели и задачи:
Формировать понятие "неживая природа", умение видеть взаимосвязь между живой и неживой природой.
Дать первоначальные знания о Вселенной, познакомить с планетами солнечной системы.
Знакомить с Солнцем, воздухом и водой, как основными источниками жизни, с их свойствами и ролью в жизни живых существ
Учить определять основные источники и последствия загрязнения воды, воздуха (космоса), а также меры по охране их чистоты.
Знакомить детей с разными типами почв и горных пород, дать элементарные знания об их происхождении.
Формировать познавательный интерес и эмоциональный отклик к объектам неживой природы.
Изучаемые природные объекты: камни (глина, песок), воздух, вода, Солнце, звездное небо, Луна
Тема: Знакомьтесь: лес.
Цели и задачи:
Знакомить детей с разными видами лесов, произрастающих на территории нашей области, деревьев (сосна, ель, лиственница, пихта, осина, береза), кустарников (рябина, калина, черемуха), травянистых растений (клюква, брусника, ежевика, голубика), грибов; с разными видами животных, населяющих леса (хищники, всеядные, травоядные), птиц (лесные, болотные).
На примере растений и животных края дать понятие о том, что лес представляет собой сообщество растений и животных, которые находятся в тесном взаимодействии, где жизнь одних зависит от жизни других, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Учить устанавливать причинно - следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных.
Показать зависимость жизни природы от человека, хрупкость этой жизни.
Развивать познавательный интерес к природе родного края, учить детей видеть её красоту, лденностность.
Формировать навыки эколого-практической деятельности, естественно-правильного поведения в природе.
Развивать образное мышление, воображение и фантазию.
Вызывать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным словом.
Изучаемые природные объекты: сосна, ель, лиственница, пихта, елка, осина, береза, рябина, калина, черемуха, клюква, брусника, княженика, голубика, съедобные грибы (боровик, подосиновик, подберезовик, рыжик, лисичка, опенок), несъедобные грибы, лиса, заяц, еж, медведь, волк, лось и др.
Тема: Не просто лес, а тайга
Цеди и задачи:
Дать детям первоначальные знания о тайге, помочь понять, что тайга очень щедра, но ранима.
Систематизировать знания детей о хвойных деревьях (сосна, пихта, ли ственница, ель).
Познакомить с кедром, дать представление о многообразии связей кедра с другими живыми организмами леса, его значении в жизни человека.
Знакомить детей с особенностями внешнего вида, образа жизни птиц и зверей, проживающих в Сибири (волк, медведь, росомаха, рысь, лиса, кедровка, филин и др), их приспособительными особенностями к условиям обитания.
Развивать познавательные способности, экологическое мышление
Воспитывать бережное отношение к тайге, продуктам переработки древесины.
Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Изучаемые Природные Объекты: хвойные деревья (особое внимание - кедр), волк, медведь росомаха, рысь, белка, песец, кедровка, филин и др.
Тема: Наши зеленые друзья
Цели и задачи:
Расширить знания детей о растениях, произрастающих на территории города, их значении для человека.
Знакомить детей с лекарственными растениями области, их целебными свойствами, правилами заготовки для лечения, использованием для здорового образа жизни.
Формировать представления детей о цветах, помочь им понять, что цве ты самая нежная и хрупкая часть природы, нельзя им дать исчезнуть навсегда.
Знакомить детей с разнообразием окружающих их растений, учить ви деть связь растений со средой обитания, зависимость от нее. Формировать эстетическое отношение к растениям, умение видеть их красоту и неповторимость.
Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу, осознание своей зависимости от благополучия окружающих растений. Развивать познаваемую активность, экологическое мышление в процес се исследовательской деятельности, прививать к ней интерес. Развивать интерес к выращиванию растений.
Изучаемые Природные Объекты: береза, тополь, ива, ши повник, подорожник, зверобой, календула, крапива, лопух, одуванчик, цве ты - первоцветы (прострел, ветреница, кандык, венерин башмачок), садо вые цветы.
Тема: В мире птиц и насекомых
Цели и задачи:
Развивать представление детей о многообразии птиц и насекомых родного края, их приспособленности к условиям жизни, взаимосвязи с животным и растительным миром.
Учить составлять группы по разным основаниям (особенностям внешнего вида, местам обитания, способу передвижения и т.д.)
Показать зависимость жизни птиц и насекомых от условий среды обитания и от деятельности человека.
Воспитывать интерес к птицам и насекомым, бережное отношение к ним.
Упражнять в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранительной деятельности.
Формировать знания и умения позитивного взаимодействия с природой.
Изучаемые Природные Объекты: кукушка, кедровка, филин, аист, стриж, глухарь, жук - носорог, мертвоед, жужелица, шмель, стрекоза, кузнечик, пчела, муравей, божья коровка, златоглазка, павлиноглазка и др.
Тема: В царстве Водяного
Цели и задачи:
Знакомить детей с различными видами водоемов области, учить видеть их сходства и отличия, экологическое состояние.
Углубить и обобщить представления детей и животных и растениях, обитающих в воде, их приспособленности к среде обитания и зависимо сти от нее.
Познакомить с представителями различных систематических групп жи вотных, обитающих в воде (земноводных, насекомых и др.)
Формировать эстетическое восприятие экосистем: пруд, озеро, река.
Развивать любознательность, познавательную активность в процессе формирования представлений об охране водных ресурсов.
Закладывать основы природоохранительной деятельности.
Формировать экологическое мышление и экологическую культуру.
Изучаемые природные объекты: пруд, озеро, река, бобр,утка, аист, лягушка, стрекоза, плавунец, водный скорпион.
Тема: Мир под ногами
Цели и задачи:
Познакомить детей с понятием "почва", ее свойствами, структурой и составом, путях образования.
Познакомить с обитателями почвы, их приспособленными свойствами к условиям среды обитания.
Формировать представление о значении почвы для растений, животных и человека, их взаимосвязи и взаимозависимости.
Используя метод эксперимента показать, как загрязняющие вещества попадают в почву и как долго она остается загрязненной.
Формировать ценностное отношение к земле, как источнику благополу чия растений, животных и человека.
Воспитывать экологическую культуру.
Изучаемые Природные Объекты: почва (лесная, город ская), грибы, жук - мертвоед, дождевые черви и др.
Тема: Как живешь ты, край родной?
Цели и задачи:
Выяснить зоны экологического бедствия, упражнять в применении при обретенных знаний и умений и посильной практической природоохран ной деятельности.
Знакомить с охраняемыми видами животных и растений Томской об ласти.
Формировать представление о зависимости жизнедеятельности живых организмов от состояния окружающей среды, потребность в поддержа нии чистоты окружающей среды, эстетическом преобразовании дейст вительности.
Воспитывать ответственность за окружающую природу, согласно прин ципу "не навреди".
Изучаемые Природные Объекты: растительный и живот ный мир, водоемы области.
|
|