Начальная страница  |   Структура курса   |   Литература

назад содержание вперед

Маркетинг - это всё, и всё - это маркетинг

В условиях рыночных отношений деловое предпринимательство включает в себя ряд аспектов. Среди них важная роль отводится менеджменту, инновациям и маркетингу. Под менеджментом понимают фактическое руководство и управление предприятием. Менеджмент во всех решениях руководствуется только экономическими соображениями, управляя движением средств, учитывая, каким ожидается приток и отток средств. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы поставлять для потребителей товары лучшего качества по более низким ценам и предоставлять лучшие услуги, чем конкуренты. На менеджмент возлагаются две важнейшие функции: маркетинг и инновации. Об инновации уже упоминалось. Это разработка новых товаров и услуг, обладающих более высокими качествами. В рамках инновации особое внимание обращается на повышение рентабельности использования материальных средств и соблюдение требований экологии. Все виды инноваций представляют собой средство, обеспечивающее выживание предприятия, а также являются решающим компонентом маркетинга.

Прежде чем решиться заняться тем или иным бизнесом, необходимо провести маркетинговые исследования и точно определить, что происходит на том конкретном рынке, где вы собираетесь действовать. Маркетинг (от англ. market) - рынок. Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности. Поэтому занимающийся в этой области человек должен обладать не только "рыночной" интуицией, но и обширными знаниями. Маркетинг - это наука. Без неё сегодня не обойтись бизнесмену, тем более молодому. Это дело непростое и очень важное, заниматься им необходимо серьёзно. Без качественного маркетинга предприятие не может рассчитывать на успех. Чем же занимается эта наука?

Маркетинг имеет свои направления, цели и принципы. Очень важно не ошибиться в поисках своего рынка.

Каковы направления маркетинга?

  1. Маркетинг, ориентированный на продукт, т.е. на создание, усовершенствование, приобретение товара (продукции).
  2. Маркетинг, ориентированный на потребителя, т.е. на удовлетворение потребностей в найденной рыночной нише. Так мировая практика справедливо различает промышленный маркетинг и маркетинг потребительских товаров. Эти два рынка заметно разнятся и требуют к себе различных подходов.
  3. >

Выбор того или иного направления зависит от характера деятельности конкретного предприятия.

Цели маркетинга видны в следующей таблице:

Как видим, маркетинг охватывает почти все сферы деятельности предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость изготовленных товаров: от исследований и разработок до закупки сырья, производства, упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания, поставки запчастей и т.п. Компонентами маркетинга являются оперативные решения, направленные на достижение выбранных целей.

Это:

  1. продукт;
  2. цена;
  3. продвижение;
  4. место (включая каналы сбыта).

Целью маркетинга является движение товаров или услуг от предпринимателя к потребителям. Это движение формирует круг потребностей тех и других.

Какие же принципы используются в борьбе за победу на рынке?

  1. Учёт существующей ситуации на рынке.
  2. Для изучения спроса желательно поинтересоваться мнением потенциальных покупателей, побывать в местах

    Реализация продукции того вида, который вас интересует. Например, если вечером вы частенько слышите около своего дома, что в это время трудно купить хлеб, то появление в вашем районе пекарни, работающей допозна, наверняка будет обусловлено с точки зрения спроса.

    Важно оценить уровень конкуренции: Кто мои конкуренты? Насколько сильны? Оцените способность предприятия конкурировать, определить преимущества.

  3. Борьба за потребителя всеми доступными средствами. Повышение конкурентоспособности товаров.
  4. Формула конкурентоспособности: качество + цена + сервис + реклама.

    В совершенствовании этих параметров - залог успеха. Уверенность в качестве продукции - важнейшее условие победы. Интересно, что в коммерческом словаре опубликованном в прошлом веке, нет слова "качество товаров". Русские промышленники, ремесленники, купцы потребляли в этих целях такие слова, как "добро", "доброта". Отсюда синоним - качество товара - добрый, добротный.

  5. Максимальное приспособление своей деятельности с потребностям рынка. Постоянное улучшение системы производства и обслуживания, чтобы улучшить производительность, и таким образом снизить издержки, увеличить объем продаж и снизить цены. Для того чтобы предприятие было финансово стабильным, необходимо знание сроков, объемов денежных поступлений и расходов. Это дает возможность всякие гадания, заменить хорошим прогнозом. Особенно важно для этого преодоление стартовой фазы, развития предприятия, когда убытки практически неизбежны. Ошибки в управлении потоком денежных средств служат наиболее частой причиной банкротств мелких предприятий.
  6. Прибыльность и долговременная перспектива. Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен создать полезный товар или услугу, разработать эффективную технологию производства, финансировать производство и продать товары и услуги по цене, превышающую себестоимость. Чтобы производить прибыль надо или производить продукцию с наименьшими затратами, или предлагать на рынке то, чего нет у конкурентов.

Доходы определяются величиной объема продаж - чем больше продал, тем большую выручку получил, также чем выше цена, тем выручка больше.

Что лучшие фирмы делают для того, чтобы поддерживать свой уровень?

Вырабатывают четкие цели.

Конкурируют по ценности продукции, а не по ценам.

Действуют так, как это нужно клиентам.

Строго соблюдают финансовую дисциплину с целью обеспечения движения денежной наличности, что необходимо для укрепления организационной структуры.

Поощряют экспериментирование.

Рассматривают введение новшеств как образ жизни.

Живое отношение к делу демонстрирует руководитель, задает тон всему.

Маркетинг выполняет множество разнообразных функций, которые представлены в следующей таблице:

Маркетинг включает все, начиная с осознания потребностей потребителей и заканчивая определением способа их удовлетворения так, чтобы он чувствовал, что получил реальную ценность. Довольный покупатель - это лучшая реклама из всех возможных, основа той всесильной молвы, которая создает репутацию любому делу.

Пофантазируем...

Вы - глава крупнейшей фирмы. Подумайте как вы организуете свою службу маркетинга.

Вопросы на засыпку

  • Считается, что в России выгоднее торговать, чем производить. Согласны ли вы с этим утверждением и почему?
  • Как выд умаете, какие внешние силы могут оказать влияние на ваш бизнес?
  • Как вы представляете себе успешно функционирующий рынок?
  • На какой вопрос позволяет ответить изучение рынка?
  • Почему исследование является наиболее важным средством маркетинга?
  • Что необходимо для продвижения вперед в малом бизнесе?
  • Каким образом предприниматель может способствовать достижению максимальной прибыли?
Наверх страницы