Начальная страница  |   Структура курса   |   Литература

назад содержание вперед

Как составить бизнес - план?

Начать свое дело не так просто - половина новых предприятий терпит крах в первые два года своей деятельности. Лучший способ повысить шансы на успех - составить план и действовать в соответствии с ним.

Бизнес, как и любое другое жизненное дело, требует детального плана, тщательно и хорошо продуманного. Бизнес - план - это основа, на которой вы будете воплощать в жизнь ваши проблемы в развитии бизнеса, даст возможность продумать свои действия. А необходимость в этом возникнет и до открытия вашего дела, когда надо будет ответить на вопрос: принесет ли бизнес доход, и в процессе деятельности, когда, начав реально работать, вы увидите собственные недоработки, узкие места своего бизнеса, сможете перепроверить, подкорректировать и уточнить замысел, определить направление дальнейшего развития; и если вам потребуется источник финансирования, ведь практически перед каждым предпринимателем встает эта проблема, а в банке за красивые глаза кредит не дадут.

Бизнес - план убедит инвестора в том, что вы способны сделать то, что обещаете.

Бизнес - план помогает решить целый ряд задач:

  • изучить ситуацию на рынке;
  • оценить затраты на изготовление и сбыт продукции;
  • соизмерить затраты с возможными ценами продаж и определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
  • определить основные показатели, по которым можно будет оценивать состояние своих дел.

Бизнес - план поможет вам не начать дела, которые обречены на неудачу. Если намечаемое предприятие в лучшем случае рискованное, бизнес - план покажет вам, почему именно и поможет ощутить потери.

Для решения этих задач бизнес - план должен содержать несколько положений:

  1. Описание целей и задач операции. Составляя план необходимо задуматься о масштабах и сроках операции, возможной материальной прибыли и социальной пользе.
  2. Характеристику предпринимательского продукта (т.е. продукции, товаров, услуг).
  3. Расчеты ожидаемых результатов и требуемых ресурсов. Чем долее полно и точно будут определены ресурсы (финансы, сырье, кадры и пр)., тем реальнее будут результаты.
  4. Программу действий и реализации плана. Предприниматель должен заранее

представлять, как этапы собственной деятельности, так и взаимодействие с другими участниками бизнес - операции.

К сожалению бизнес - плана предприниматель приступает как правило, после того как он хотя бы внутренне сформулировал ожидаемый результат реализуемого проекта и "зарядился" убежденностью в успехе. При составлении бизнес - плана следует обратить внимание на психологический аспект. Большинство из тех, кто возьмет его в руки не станет читать далее первой страницы, если не увидит для себя ничего интересного. Поэтому не рекомендуется перегружать начало бизнес - плана, привлекательная информация дается именно на первой странице.

Какие аспекты охватывает бизнес - план?

В нем определяется стратегия применительно к таким функциям, как производство, маркетинг, организация, правовые аспекты, финансирование. Бизнес - план должен среди прочего содержать ответы на следующие вопросы:

  • Что я хочу и могу делать?
  • Каковы наиболее реалистичные способы достижения моих целей?
  • На что я могу рассчитывать в будущем?

Структура бизнес - плана бывает разная. Предлагаем вам вариант, который поможет вам, как начинающему предпринимателю.

  1. раздел представляет основные факторы перспективности начатого вами дела. Как правило, его называют "резюме", т.к. писать его стоит после завершения всей работы по составлению плана. В лаконичной форме необходимо подчеркнуть привлекательность бизнес - идеи.
  2. раздел посвящается описанию предприятия и его целей, анализу общей ситуации на рынке.
  3. раздел описывает продукцию с точки зрения потребителей, делается акцент на ее уникальных качествах.
  4. раздел дает оценку рыночных возможностей бизнеса, т.е. кто будет покупать и сколько? Дается точная и реалистическая оценка возможностей конкурентов.
  5. раздел включает основные составляющие маркетинга: ценообразование, сбыт, система продвижения товара на рынке.
  6. раздел определяет потребность в трудовых ресурсах, оборудовании и т.д., а также системы снабжения; последовательность действий.
  7. раздел посвящен определению организационно-правовой формы и организационной структуры управления.
  8. раздел содержит финансовые показатели, как обоснование всего бизнес - плана. Этот раздел является ключевым с точки зрения эффективности проекта. В этом разделе просчитывается вероятная степень риска.

Бизнес - план может иметь приложения, которые содержат полезную при анализе информацию, но не включенную в основной текст из-за большого объема и детализации.

Наши рассуждения еще не убедили вас в необходимости бизнес - плана? Тогда попробуем сформулировать ряд преимуществ в планировании собственного дела:

- план состоит из взаимосвязанных, обдуманных решений, показывающих, как, используя ограниченные возможности своего предприятия, добиться отличных результатов;

- планирование само по себе дисциплинирует, заставляет объективно оценить свои возможности;

- планирование связывает ваши идеи с идеями других людей - партнеров, посредников, финансистов;

- оно заставляет вас нести личную ответственность за достижение цели и распределять обязанности между коллегами;

- психологически легче осуществлять замыслы, когда они сформулированы и записаны;

- бизнес - план - это рекламный документ и инструмент сбыта.

Помните: подобно тому как театр начинается с вешалки, так предпринимательство начинается с бизнес - плана.

Обычно бизнес - план содержит 20 - 40 страниц, мы предлагаем вам пример упрощенного, укороченного варианта.

Пример:

1,2,3 разделы: Описание бизнеса.

Продажа пирожков и булочек возле автобусной остановки, для того чтобы заработать деньги.

4 5 разделы: План маркетинга.

Покупать булочки будут те, кто возвращается вечером с работы, водители автотранспорта. Привлекать покупателей можно с помощью красивого, яркого лотка. Конкуренты - магазины, которые располагаются довольно-таки далеко.

6,7 разделы: Организационный план.

Бизнес будет организован, как товарищество. Вкладами всех будут деньги и работа. Все решения будут приниматься вместе, и в конце будет делиться прибыль равными частями. Членами товарищества станут три девочки - старшеклассницы. Выпечка пирожков и булочек будет осуществляться у одной из девочек дома.

8,9 раздел: Финансовый план.

Предполагаемый объём продаж 10 булочек в 1 час. Торговля будет осуществляться по 3 часа в день, в течение месяца. Цена в ближайшем магазине 2р 50 коп.

Выручка от реализации булочек:

10 шт. * 3 час/в 1 день * 30 дн. * 2р50коп = 2250руб.

Затраты исходя из рецепта на 900 штук

(10 шт * 3час/в 1 день *30 дней = 900 шт):

Мука (33 кг) - 198 руб. Сахар (2 кг) - 16 руб. Соль (0,5 кг) - 3 руб.

Маргарин (1,5 кг) - 60 руб. Дрожжи (1 кг) - 40 руб.

Жир для смазки (150 г) - 10 руб.

Яйцо для смазки (24 шт) - 25 руб. Вода

Итого затрат на 900 шт = 352 руб. Затраты на 1 шт. = 39 коп.

Затраты на рекламу (2 плаката, покраска лотка) = 1000 руб.

Прибыль = 2250 руб. - 352 руб. - 1000 руб. = 895 руб.

Необходимый первоначальный капитал:

1000 руб. на рекламу и 352 руб. на запасы, т.е. 1000 + 352 = 1352 руб.

Эти два варианта бизнес - плана имеют отношение к предпринимателям, которые хотят заниматься производственной деятельностью.

Вопросы на засыпку...

  1. Почему каждый начинающий предприниматель должен составлять бизнес - план?
  2. Зачем составлять бизнес план в письменном виде?
  3. В каких ситуациях используется бизнес - план?
  4. Какую информацию необходимо собрать начинающему предпринимателю?
Наверх страницы