Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

Дополнительные занятия

Игра "Продавцы - покупатели"

Диагностическая роль игры:

Игра обладает богатыми диагностическими возможностями (определение сплоченности класса, его лидеров и т.п.), кроме того, она позволяет определить некоторую готовность к социальной активности (не бояться спорить с бездельниками, перешагнуть через стеснение для достижения общей цели и т.п.). Можно надеяться, что и сами школьники узнают о себе что - особое и увидят себя с новой стороны, выявят свой темперамент и характер.

Воспитательные цели игры:

  1. Обеспечить старшим школьникам познание сложных и важных сторон профессиональной сферы "человек - человек" путем постановки их в позицию реально действующих лиц.
  2. Способствовать формированию должных образцов профессионального поведения, основанных на уважении ко всем без исключения людям.
  3. Способствовать формированию умений строить созидательные способы взаимодействия с различными людьми в процессе своей жизнедеятельности.
  4. Активизировать профессиональное самоопределение учащихся путем выявления своих личностных достоинств, недостатков.

 

Карточка - задание для первой команды "Покупатели":

Каждый из играющих должен определить, каким из перечисленных дефектов он обладает как покупатель:

  • плохо видит,
  • плохо слышит,
  • сразу забывает,
  • невнятно говорит,
  • заикается,
  • с трудом понимает по - русски,
  • очень любопытный (все пытается посмотреть, обо всем выспросит и ничего не покупает)
  • раздражительный,
  • требует повышенного внимания к своей персоне,
  • пришел пообщаться на посторонние темы.

Ваша задача - придумать возможный диалог выбранного персонажа с продавцом. Проиграть небольшой диалог надо максимально достоверно.

В случае несдержанности, невнимания или нетактичности со стороны работников торговли вы вправе заявить жалобу экспертам. Если признают её обоснованной, то команда "Продавцы" признается проигравшей.

 

Карточка - задание для команды "Продавцы":

 

Перед началом игры прикрепите жетоны с указанием занимаемой должности; из подручных средств (доски, мела и др.) оформите витрины различных секций большого универсального магазина.

На коротком собрании работников магазина вы выбираете руководство: директора магазина, его заместителя, завотделом.

Распределите между собой роли: товароведа, кассира, администратора, старших и младших продавцов, милиционера.

Ваш основной девиз - "Каждый покупатель уходит с лучшим настроением, чем пришел".

Для этого постарайтесь приветливо встретить каждого, проявить участие к его просьбам, не обижаться на не всегда тактичное поведение, помогите выбрать покупателю лучший товар, поблагодарите его за покупку, пригласите посетить ваш магазин еще раз.

Вы не вправе обвинять в чем - либо покупателя, он может обидеться. Вы должны быть вежливы и уважительны к любому человеку.

Если вы допустили оплошность или не можете выполнить требование покупателя, постарайтесь признать свою вину перед ним так, чтобы он не остался раздраженным.

В случаях, когда возникает серьёзное затруднение, с которыми продавец не в силах справиться, он обязан срочно пригласить заведующего отделом. Последний вправе советоваться с товароведом и экспертами.

Директор магазина - последняя инстанция, где еще можно спасти команду от поражения.

Если покупатель нарушает нормы поведения в общественных местах, работники магазина вправе обратиться к участковому милиционеру.

 

Дополнительная карточка для команды "Продавцы"

Если команда продавцов действует намного успешнее покупателей, то могут быть предложены руководителем игры вводные задания, осложняющие деятельность работников торговли.

Краткий перечень возможных команд:

  1. директора срочно вызвали в налоговую инспекцию
  2. заболел заместитель
  3. товаровед уехал на базу за товаром
  4. закончился товар
  5. нужно сочно провести собрание "О повышении культуры обслуживания покупателей в нашем магазине"
  6. продавца как не справившегося со своими обязанностями уволить, перевести на менее оплачиваемую должность (например, уборщицей)

 

Карточка - задание для группы "Эксперты"

Зафиксируйте какими средствами общения пользуется каждый член команды продавцы.

Имя, фамилия продавца

Недопустимые средства общения

Отвлекающие средства

Созидательные средства общения

 

Раздражительный тон

 

Обвинения покупателя

 

Неуважительные выражения

 

Проявление невнимания

 

Оправдание своих неправильных действий

Переключение внимания на другой объект

Обращение всего в шутку

 

Отсылка к другому вышестоящему лицу

 

проявление ложной заинтересованности в человеке

Выяснение внешних поводов и подлинных причин

Проявление искреннего внимания и участия,

Извинения за некорректную форму выражения своих претензий,

Легкое признание своей неправоты и стремление исправить дело,

Создание ситуации выбора и предоставление покупателю выбора одного из двух вариантов

 

Фиксируются только действия продавцов, которое можно условно отнести к одному из трех видов: недопустимые (усугубляющие), отвлекающие (сглаживающие) и созидательные (снимающие возникающие противоречия). Единицей анализа является обмен репликами по типу "вопрос - ответ".

Ответ продавца отмечается в одной из трех колонок крестиком. После окончания взаимодействия необходимо подсчитать, сколько у команды продавцов было недопустимых, отвлекающих и созидательных ответов.

Этот количественный результат является одним из главных показателей при определении команды - победителя.

Наверх страницы