Назад | Вперед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К оглавлению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие N 26Стратегия профессионального выбораЦели занятия:
Рекомендуемая литература:
Ход занятия. Необходимо проведение опросника - шутки "Моды - 2". Он используется с целью ориентировочного индивидуального прогнозирования престижности тех или иных профессий и видов труда. Этот опросник ориентирован только на те профессии, которые значимы для данного человека. Бланк:
Итак, учащиеся самостоятельно выписывают 7 - 10 профессий, которые наиболее интересны для них и заносят их в графу бланка "Профессии". Слева, в графе "+/-" бланка выбираются 1-2 профессии, предполагаемая престижность которых в будущем будет высокой (помечаются знаками "+"), и 1-2 профессии с предполагаемой низкой престижностью (помечаются знаками "-"). Далее учащиеся сами выбирают из своего списка и подчеркивают 3-4 профессии, которые лично для них являются самыми привлекательными. Психолог знакомит учащихся с общими правилами работы с опросником: "Нам необходимо посмотреть, как меняется престижность (мода) различных профессий со временем. Рассмотрим следующие три эпохи: 1 - прошлое (начиная с конца 50-ых годов до середины 80-х годов - назовем его "СССризмом". 2 - Настоящее, с середины 80-ых годов до наших дней - назовем "СШАизмом". 3 - Будущее - "Лучшие времена". По каждой профессии необходимо дать оценку ее престижности в каждой их выделенных эпох по 10-балльной шкале. Далее подводятся подсчеты. Общая формула подсчетов баллов предполагаемой престижности по каждой профессии следующая: Престиж= (СССР + США + Лучшие времена) / 3 + (СССР - США) + (Лучшие времена - США). В правой части бланка, в колонке "+/-" напротив 1-2 профессий, набравших наибольшее количество баллов (самых престижных в предполагаемом будущем) проставляются знаки "+", а напротив 1-2 профессий с наименьшим количеством баллов (скорее всего с отрицательными значениями) проставляются знаки "-". В итоге можно сравнить первоначальные представления подростка о будущей престижности профессий с результатами прогнозирования, а также соотнести это с наиболее привлекательными для себя профессиями. Рекомендации педагогу-психологу: на этапе подведения итогов опросника психолог может столкнуться с некоторыми трудностями, с некоторым непониманием смысла опросника со стороны аудитории. Лучше всего рассматривать возникшие спорные вопросы на конкретных примерах самих учащихся. Общий смысл опросника: поговорить в ироничной форме о престижности, а также о сильно зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих... Выбор профессии- сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию- значит найти своё место в жизни.
Выводы: Ответить на вопрос "Кем быть?" фактически означает способ реализации собственного "Я". Однако на пути свободного поиска своего "Я" люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, предъявляемых ими к работающим. Свобода профессионального выбора имеет ряд существенных ограничений, продиктованных субъективными и объективными обстоятельствами. Первые во многом зависят от позиции человека, его знаний, умений, навыков, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Вторые диктуются жизненными условиями требованиями, которые предъявляют профессии к личности. В связи с этим, подлинная свобода действий - это выбор вида и места работы с учетом реальных личностных возможностей и существующих ограничений. Нахождение путей реального преодоления возникших трудностей. Наибольшую информацию о себе в ситуации профессионального выбора каждый может получить, участвуя в профессиональных пробах. Прежде всего, каждый должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, каковы условия труда, требования, которые предъявляет профессия к человеку. Где можно получить информацию о этих профессиях?
Понятие престижности как явление моды приходит и уходит. Правильнее, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что является самым главным, что необходимо для вас - размеренная, спокойная работа или, например, постоянные командировки, экспедиции; независимость и самостоятельность в работе, творчество или выполнение четко определенных обязанностей. Самое ценное при выборе профессии - определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, важные. Что же касается моды, то, как говорил К.С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх страницы |