Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

Занятие N 25

Знакомство с миром профессий

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с классификацией профессий по Е.А. Климову.
  2. У учащихся сформированы навыки составления формулы профессии.

Рекомендуемая литература:

  1. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". - Санкт-Петербург, ООО "СЛП", 1998. - 144с.
  2. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
  3. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999. - 352 с.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.

 

Ход занятия.

В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В основу данной классификации положен критерий "объекта труда", т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется ввиду "живая" природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различны виды энергии), человек, знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ. Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек -знак", "Человек - художественный образ".

Профессии типа "Человек - природа".

Это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.

Данная профессиональная сфера включает в себя такие виды труда, как лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, плодоовощевод, виноградарь, цветовод - декоратор, шелковод, чаевод, животновод, биолог, химик, генетик и др.

Человек, выбирающий профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.

Профессии типа "Человек - техника".

Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии:

  • связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, шахтер, бульдозерист),
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик),
  • профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов,
  • строительные профессии,
  • профессии в транспорте,

Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность и быть направленным на осуществление измерительных действий.

Профессии типа "Человек - человек".

Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание и др.

Профессиональную сферу "Человек - человек" составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг.

Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Профессии типа "Человек - знак".

Это профессии, связанные с сознанием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).

Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр.

Профессии типа "Человек - художественный образ".

Это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной деятельностью и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специалистами или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.

 

Рекомендации педагогу-психологу: для наилучшего понимания классификации профессий следует провести с учащимися методику ДДО Е.А. Климова.

 

Схема анализа профессий.

Рекомендации педагогу-психологу: следует познакомить учащихся с анализом профессий путем составления таблицы. Затем, в пустых колонках следует потренироваться при составлении кода профессии - необходимо ставить плюсы напротив тех характеристик, которые присутствуют в данной профессии.

 

Характеристика профессии

Учитель истории

1. Предмет труда:

  • неживая природа;
  • живая природа;
  • материалы и заготовки;
  • дети;
  • взрослые;
  • техника;
  • знаковые системы;
  • художественный образ.

 

 

 

+

 

 

+

2. Цели труда:

  • контроль, оценка;
  • преобразовательные;
  • изобретательные;
  • транспортирование;
  • обслуживание;
  • собственное развитие и самосохранение.

 

+

+

 

 

 

+

3. Внешние средства труда:

  • ручные и простые приспособления;
  • механические;
  • автоматические;
  • компьютерные;
  • переносные;

 

+

4. Внутренние средства труда:

  • средства общения;
  • анализаторы;
  • интеллект;
  • внешние данные;
  • физическая сила;
  • быстрота реакции;
  • координация движений;
  • выносливость;
  • волевые качества;
  • аккуратность, спокойствие;
  • здоровье;
  • нравственные качества.

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

5. Условия труда:

  • бытовой микроклимат;
  • большие помещения с людьми;
  • производственный цех;
  • необычные производственные условия;
  • экстремальные условия;
  • открытый воздух;
  • домашние условия.

 

 

+

 

 

 

 

 

 

6. Характер общения в труде:

  • минимальное;
  • клиенты, посетители;
  • обычный коллектив;
  • аудитории;
  • дисциплина, субординация;
  • небольшой коллектив в замкнутом пространстве.

 

 

+

+

+

 

 

 

 

7. Характер подвижности в труде:

  • преимущественно сидя;
  • преимущественно стоя;
  • разнообразные движения;
  • длительная ходьба;
  • вынужденная статичная поза;
  • высокая избирательность в движении определенных мышц.

 

+

+

 

 

 

 

 

8. Ответственность в труде:

  • материальная;
  • моральная;
  • жизнь и здоровье людей;
  • обычная, невыраженная ответственность.

 

 

+

+

 

 

9. Особенности труда:

  • большая официальная зарплата;
  • льготы;
  • "соблазны";
  • встреча со знаменитостями;
  • высокий общий престиж;
  • ярко выраженная полезность;
  • рискованная работа.

 

 

 

 

 

 

+

 

10. Требуемые знания для работы:

  • математика;
  • физика;
  • химия;
  • литература, русский язык;
  • иностранный язык;
  • биология;
  • эстетические предметы;
  • физическая культура;
  • правоведение.

 

 

 

+

+

 

 

+

11. Типичные трудности в работе:

  • нервное напряжение;
  • профессиональные заболевания;
  • повышенный риск судимости;
  • невысокий престиж;
  • очень маленькая зарплата;
  • общественно презираемый труд;
  • монотонная работа;
  • необходимость унижаться;
  • тяжелый физический труд.

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

12. Минимальный уровень развития образования:

  • без специального образования;
  • краткосрочные курсы;
  • начальное профессиональное;
  • среднее профессиональное;
  • ВУЗ;
  • Ученая степень;
  • Дополнительное образование.

 

 

 

 

 

+

 

 

Задание:

  1. Закодировать желаемую профессию.

Наверх страницы