Назад | Вперед | ||||||||||||||||||||||||||
К оглавлению | |||||||||||||||||||||||||||
Занятие N 25Знакомство с миром профессийЦели занятия:
Рекомендуемая литература:
Ход занятия. В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. В основу данной классификации положен критерий "объекта труда", т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется ввиду "живая" природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различны виды энергии), человек, знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ. Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек -знак", "Человек - художественный образ". Профессии типа "Человек - природа". Это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Данная профессиональная сфера включает в себя такие виды труда, как лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, плодоовощевод, виноградарь, цветовод - декоратор, шелковод, чаевод, животновод, биолог, химик, генетик и др. Человек, выбирающий профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность. Профессии типа "Человек - техника". Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии:
Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность и быть направленным на осуществление измерительных действий. Профессии типа "Человек - человек". Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание и др. Профессиональную сферу "Человек - человек" составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг. Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми. Профессии типа "Человек - знак". Это профессии, связанные с сознанием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник). Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр. Профессии типа "Человек - художественный образ". Это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной деятельностью и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специалистами или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.
Рекомендации педагогу-психологу: для наилучшего понимания классификации профессий следует провести с учащимися методику ДДО Е.А. Климова.
Схема анализа профессий. Рекомендации педагогу-психологу: следует познакомить учащихся с анализом профессий путем составления таблицы. Затем, в пустых колонках следует потренироваться при составлении кода профессии - необходимо ставить плюсы напротив тех характеристик, которые присутствуют в данной профессии.
Задание:
| |||||||||||||||||||||||||||
Наверх страницы |