|
|
||
| Назад Вперед | ||
I. Выбор темы, определение задач, разделение на творческие группы по темам:
II. Работа по темам в группах:
III. "Защита" тем в группах, подведение итогов поиска. Итог работы:
Итак, научные изыскания и экскурсии по литературным местам в Томске, уроки в краеведческом музее и встречи с писателями-земляками, творческие рефераты и краеведческие исследования в рамках спецкурса - всё это способствует достижению главной цели литературного образования: формированию читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Думается, что спецкурс "Литература Сибири" имеет огромную воспитательную ценность, помогает ребятам почувствовать любовь к родному краю, понять, что литература Сибири - это часть нашей жизни, живое дыхание истории. Из методической папки учителя
I. Вступительное слово учителя. Мы с вами, ребята, живём на удивительной земле, имя которой - Сибирь.
Тема нашего урока - изучение бурятского героического эпоса "Гэсэр". II. 1-й ученик: Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. Это преимущественно горная страна. Самое низкое место - побережье озера Байкал. Климат Бурятии резко континентальный. Зима продолжительная, морозная, безветренная и малоснежная. Лето короткое, теплое. Важнейшие притоки озера Байкал - реки Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Витим, Иркут, Ока, Китой. Север и запад Бурятии - тайга, а южная и центральная часть - степная и лесостепная зоны. В горно-таёжных районах обитают соболь, белка, колонок, заяц-беляк, россомаха, рысь, медведь. Коренное население - буряты. Столица - Улан-Удэ. 2-й ученик: Древнейшие поселения, обнаруженные на территории Бурятии, относятся к эпохе палеолита, с III в. до н. э. до XI в. н.э. территорию Бурятии населяли, сменяя друг друга, различные племена: гунны, уйгуры, эвенки. В начале XIII в. Прибайкалье и Забайкалье были заняты многоязычными бурятскими племенами. Буряты были прекрасными скотоводами, занимались охотой, рыболовством, вели меновую торговлю с соседними сибирскими народами, с Китаем, Монголией. В начале XVII века в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, продвижение которых сопровождалось строительством опорных пунктов - острогов. Вокруг них селились русские крестьяне, служилые и промысловые люди, переселявшиеся в Сибирь из центральной России. Буряты восприняли от русских пашенное земледелие, орудия и навыки земледельческого хозяйства, оседлый быт. Вместе с тем, присоединение к России усиливало классовое расслоение бурят. Религия - шаманство, но с XVII в. православие от русских, и буддизм из Тибета и Монголии. III. 3-й ученик: До октябрьской революции буряты не имели развитой художественной литературы. Но подлинным богатством национальной духовной культуры бурят является устное поэтическое творчество. В многочисленных песнях, легендах, преданиях, мифах, сказках, эпических песнях-улигерах народ выражал свои стремления, мысли, мечты, старался объяснить происхождение мира и человека. Мифы бурят оригинальные и красочные. Вот как, например, в бурятских мифах рассказывается о происхождении мира. Вначале был хаос, из которого возникли "великие воды". В недрах этих вод зародился и вырос цветок священный. Из цветка появилась девушка несравненной красоты, давшая начало солнцу, луне, земле и первой человеческой паре. IV. 4-й ученик: В другом мифе рассказывается, что существовали 2 "замби" - 2 мира, две плоскости вселенной. На нижней находились "четыре счастья". Первое счастье произвело моря, второе - золотую иву, третье - человеческую форму, четвертое - огонь. Из человеческой формы появилась богиня-Мать, сотворившая сына Бударга, огромную космическую птицу и мифическую рыбу. Птица достала со дна моря комок глины и укрепила его на спине рыбы. Так сотворилась наша Земля. Ребята, Рустам расскажет ещё одну легенду - о Байкале, а вы рассмотрите картину художника Н. Рериха. Она называется "Небесный бой". Здесь 2 стихии, 2 мира: вечное движение небес и земли. Единоборство. VI. 6-й ученик: На протяжении многих веков бурятский народ создавал песни разных жанров: трудовые, свадебные, исторические, лирические. Национальный героический эпос "Гэсэр" насчитывает десятки тысяч стихотворных строк. Они называются улигерами - эпическими напевами. Улигеры исполнялись сказателями - улигершинами, часто под звуки музыкального инструмента - морин хур.
Посмотрите слайд. Вот как внимательно слушают улигершина собравшиеся, его степные напевы, а может, он исполнит эпическую песнь Гэсэра? Обратимся и мы к страницам эпоса. ПО ВЕРТИКАЛИ. 1. Эпический бурятский напев, песня (улигер). 2. Республика, расположенная в южной части Восточной Сибири (Бурятия). ПО ГОРИЗОНТАЛИ. 2. Уникальное озеро на территории Бурятии (Байкал). 3. Бурятский певец-сказитель, хранитель нар. эпоса (улигершин). 4. Главный герой бур. нар. эпоса. (Гэсэр). 5. Название отдельной эпической песни Гэсэра (ветвь).
Попытайтесь увидеть на своем внутреннем экране то, о чем говорит музыка. Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели. А теперь послушаем, как звучит поэтическое слово эпоса. Ветвь шестая. Битва Гэсэра с чудовищем. Прекрасно звучит эпическая песнь "Гэсэра". Какие же художественные приёмы характерны для эпоса? Вспомним.
IV. Перед вами тексты. Ветвь девятая "Рукотворная птица". Прочтите внимательно. Найдите в тексте худ. приемы, характерные для эпоса. Работайте карандашом. Приготовтесь читать выразительно. V. Итог урока VI. Домашнее задание:
| ||