Начальная страница  |   Содержание  |   Уроки  
  
   Назад      Вперед   
  

Этапы исследовательской работы (на примере темы "Ермаков сюжет"в литературе Сибири)

I. Выбор темы, определение задач, разделение на творческие группы по темам:

  1. "История Государства Российского" Н.М. Карамзина о ермаковом походе.
  2. Дума К. Рылеева "Смерть Ермака".
  3. Трагизм и судьба Ермака в творчестве поэта-сибиряка П.П. Ершова.
  4. "Ермаков сюжет" в творчестве Д. Кедрина.
  5. Стихотворение Л. Мартынова "Ермак".

II. Работа по темам в группах:

  1. сбор информации;
  2. работа над собранным материалом, анализ, обобщение, обсуждение в группах;
  3. оформление материалов.

III. "Защита" тем в группах, подведение итогов поиска.

Итог работы:

    • рефераты по данным темам,
    • рисунки учащихся, сообщения,
    • доклады,
    • чтение наизусть поэтических строк.

Итак, научные изыскания и экскурсии по литературным местам в Томске, уроки в краеведческом музее и встречи с писателями-земляками, творческие рефераты и краеведческие исследования в рамках спецкурса - всё это способствует достижению главной цели литературного образования: формированию читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Думается, что спецкурс "Литература Сибири" имеет огромную воспитательную ценность, помогает ребятам почувствовать любовь к родному краю, понять, что литература Сибири - это часть нашей жизни, живое дыхание истории.

Из методической папки учителя

Тема: Бурятский героический эпос "Гэсэр" (5 класс)

НАГЛЯДНОСТЬ

  1. Иллюстрации, фото.
  2. Слайды.

ТСО

  1. Проигрыватель, пластинка "Отрар-Сазы". Кроссворды, тексты - каждому учащемуся.

ЦЕЛИ

  1. Воспитание патриотизма.
  2. Расширение знаний о культуре родной Сибири.
  3. Работа над выразительным чтением, осмысление художественных особенностей фольклора.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Мы с вами, ребята, живём на удивительной земле, имя которой - Сибирь.

Нет, нет, Сибирь - не просто слово, Не смена вёрст. Не их повтор. Нет, тут всему первооснова - Душа! А уж потом простор. А уж потом - земли светанье, Снежинь. И кедры-крепыши. Сибирь - не просто расстоянье, А состояние души! А у неё свои приметы. Свои цветы. Своя полынь. И те иртышские рассветы, И та байкальская глубынь. И тот размах, что чтится свято. И честь в чести. Таков закон. И я горжусь, что был когда-то Сибирской женщиной рожден.

(С. Островой. 1980)

Тема нашего урока - изучение бурятского героического эпоса "Гэсэр".

(Звучит негромкая музыка)

Показ слайдов

II. 1-й ученик: Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. Это преимущественно горная страна. Самое низкое место - побережье озера Байкал. Климат Бурятии резко континентальный. Зима продолжительная, морозная, безветренная и малоснежная. Лето короткое, теплое. Важнейшие притоки озера Байкал - реки Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Витим, Иркут, Ока, Китой. Север и запад Бурятии - тайга, а южная и центральная часть - степная и лесостепная зоны. В горно-таёжных районах обитают соболь, белка, колонок, заяц-беляк, россомаха, рысь, медведь. Коренное население - буряты. Столица - Улан-Удэ.

2-й ученик: Древнейшие поселения, обнаруженные на территории Бурятии, относятся к эпохе палеолита, с III в. до н. э. до XI в. н.э. территорию Бурятии населяли, сменяя друг друга, различные племена: гунны, уйгуры, эвенки. В начале XIII в. Прибайкалье и Забайкалье были заняты многоязычными бурятскими племенами.

Буряты были прекрасными скотоводами, занимались охотой, рыболовством, вели меновую торговлю с соседними сибирскими народами, с Китаем, Монголией. В начале XVII века в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, продвижение которых сопровождалось строительством опорных пунктов - острогов. Вокруг них селились русские крестьяне, служилые и промысловые люди, переселявшиеся в Сибирь из центральной России. Буряты восприняли от русских пашенное земледелие, орудия и навыки земледельческого хозяйства, оседлый быт. Вместе с тем, присоединение к России усиливало классовое расслоение бурят. Религия - шаманство, но с XVII в. православие от русских, и буддизм из Тибета и Монголии.

III. 3-й ученик: До октябрьской революции буряты не имели развитой художественной литературы. Но подлинным богатством национальной духовной культуры бурят является устное поэтическое творчество. В многочисленных песнях, легендах, преданиях, мифах, сказках, эпических песнях-улигерах народ выражал свои стремления, мысли, мечты, старался объяснить происхождение мира и человека. Мифы бурят оригинальные и красочные. Вот как, например, в бурятских мифах рассказывается о происхождении мира.

Вначале был хаос, из которого возникли "великие воды". В недрах этих вод зародился и вырос цветок священный. Из цветка появилась девушка несравненной красоты, давшая начало солнцу, луне, земле и первой человеческой паре.

IV. 4-й ученик: В другом мифе рассказывается, что существовали 2 "замби" - 2 мира, две плоскости вселенной. На нижней находились "четыре счастья". Первое счастье произвело моря, второе - золотую иву, третье - человеческую форму, четвертое - огонь.

Из человеческой формы появилась богиня-Мать, сотворившая сына Бударга, огромную космическую птицу и мифическую рыбу. Птица достала со дна моря комок глины и укрепила его на спине рыбы. Так сотворилась наша Земля.

(Слайд "Небесный бой". Н. Рерих)

Ребята, Рустам расскажет ещё одну легенду - о Байкале, а вы рассмотрите картину художника Н. Рериха. Она называется "Небесный бой". Здесь 2 стихии, 2 мира: вечное движение небес и земли. Единоборство.

VI. 6-й ученик: На протяжении многих веков бурятский народ создавал песни разных жанров: трудовые, свадебные, исторические, лирические. Национальный героический эпос "Гэсэр" насчитывает десятки тысяч стихотворных строк. Они называются улигерами - эпическими напевами. Улигеры исполнялись сказателями - улигершинами, часто под звуки музыкального инструмента - морин хур.

О морин хур, ясна и проста Степная песня твоя. В ней рек, и неба, и гор чистота, Родные цветут края. Из конского волоса три струны Рукою тронь - запоют, И из начала в конец степной стороны Печальный напев прольют. Сквозь струны твои, душа степняка, Текут тяжёлой рекой Тысячелетия и века - Печали горькой настой.

Посмотрите слайд. Вот как внимательно слушают улигершина собравшиеся, его степные напевы, а может, он исполнит эпическую песнь Гэсэра? Обратимся и мы к страницам эпоса.

Разгадывание кроссворда. Иллюстрации на доске, комментарии. Кроссворд.

ПО ВЕРТИКАЛИ. 1. Эпический бурятский напев, песня (улигер). 2. Республика, расположенная в южной части Восточной Сибири (Бурятия).

ПО ГОРИЗОНТАЛИ. 2. Уникальное озеро на территории Бурятии (Байкал). 3. Бурятский певец-сказитель, хранитель нар. эпоса (улигершин). 4. Главный герой бур. нар. эпоса. (Гэсэр). 5. Название отдельной эпической песни Гэсэра (ветвь).

Проверка. Читаем слово и его значение.Сеанс фантазирования.

    Сядьте удобно, расслабьтесь.
  1. Закройте глаза.
  2. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
  3. Дыхание становится ровным и глубоким.
  4. Почувствуйте, как на выходе от вас уходит все неприятное и плохое.
  5. Каждый вдох несет вам покой и удовольствие. Тело отдыхает, а ум готов активно работать.

Попытайтесь увидеть на своем внутреннем экране то, о чем говорит музыка.

(Слушаем музыку).

Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели.

А теперь послушаем, как звучит поэтическое слово эпоса. Ветвь шестая. Битва Гэсэра с чудовищем.

(Чтение отрывка).

Прекрасно звучит эпическая песнь "Гэсэра". Какие же художественные приёмы характерны для эпоса? Вспомним.

Ответы учащихся

  • а) зачин и концовка;
  • б) повторы:
      • одинаковое начало строки;
      • одинаковый конец строки;
      • повторение отдельного слова;
      • повторение целых строк: троекратное повторение эпизодов.
  • в) символы (богатырский конь, сила богатыря);
  • г) изобразительно-выразительные средства:
      • сравнения;
      • эпитеты;
      • гиперболы.

IV. Перед вами тексты. Ветвь девятая "Рукотворная птица".

Задание.

Прочтите внимательно. Найдите в тексте худ. приемы, характерные для эпоса. Работайте карандашом. Приготовтесь читать выразительно.

(Ответы учащихся).

V. Итог урока

VI. Домашнее задание:

  1. Закончить работу с текстом.
  2. Выучить отрывок наизусть.
  3. По желанию - создать иллюстрацию.
  
Наверх страницы