"Любовь - бездумье мудрое..." интегративное занятие спецкурса по трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" в 9 классе
В.А. Доманский (ТГУ), Л.Н. Матвеева (ЗАХЛ)
Тема: У. Шекспир. "Ромео и
Джульетта". Любовь, смерть и бессмертие.
Любовь - безумье мудрое: оно И горечи и сладости
полно.
У. Шекспир
Моя любовь без дна, а доброта, Как ширь морская.
Чем я больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и
богаче.
У. Шекспир
Цели и задачи: Помочь учащимся
почувствовать красоту и поэзию любви главных
героев трагедии Шекспира, раскрыть ее
гуманистический пафос, победу природы человека
над враждой и предрассудками. Каждому из
участников диалога определиться в своем
понимании сущности любви и рецепции пьесы,
ввести ее в вечный поток времени и культуры.
Тип урока: урок анализа и
интерпретации художественного текста.
Вид урока: урок-диалог с элементами
интеграции искусств.
Ход урока:
1. Выявление первичного читательского
восприятия учащихся.
Вступление (5 мин.). Слово учителя.
Нынешний урок наш необычный. И не только потому,
что он посвящен такому интересному произведению
мировой классики. Прежде всего он необычен
потому, что мы попытаемся его провести как
урок-диалог. И он уже заявлен тем, что его
проводят два учителя. Но, конечно, диалог сможет
получиться, если в нем будете участвовать вы,
ребята. Нам всем есть что сказать, есть о чем
поразмышлять и поспорить. И я вижу, как вам уже не
терпится высказаться.
...из нашей холодной Сибири конца XX века
в 16 век, в прекрасный итальянский Слово учителя. А
предстоит нам, ребята, как вы знаете, перенестись
город Верону, южную, благоуханную, кажется,
только и созданную для любви, радости и счастья
людей. Представьте себя героями пьесы Шекспира.
Это вы вместе с Меркуцио дышите душистым
воздухом южной ночи, слышите серенады
возлюбленных, принимаете участие в массовых
сценах. Нам предстоит прожить жизнью главных
героев пьесы, понять их судьбу. Может быть, именно
вам удастся глубже ее разгадать, нежели нам,
потому что вы почти ровесники героев, и вам
предстоит в жизни впервые узнать ослепление и
чудо любви, хотя это могло случиться и раньше.
Ведь узнал его, это чувство девятилетний Данте к
такой же юной Беатриче, воспев впоследствии ее в
божественных стихах.
Слово учителя. Я попрошу вас
поделиться своими впечатлениями от чтения пьесы
У. Шекспира. Что вам особенно запомнилось, что
взволновало в истории Ромео и Джульетты, над чем
вы размышляли, прочитав пьесу?
Некоторые ребята написали небольшую
работу о своем прочтении пьесы. Попросим их
поделиться своими впечатлениями.
2. Аналитическая беседа по углублению
восприятия пьесы (25 мин.).
Слово учителя. Пьеса была создана
автором свыше 400 лет тому назад, но интерес к ней,
судя по вашим отзывам, не иссякает. В чем
объяснение такой долгой жизни пьесы Шекспира? О
чем она?
Слово учителя. "Войдем" в текст
пьесы. Учащийся читает пролог.
Слово учителя. Обратите внимание, от
чьего лица звучит пролог. Почему от хора? Какую
роль в пьесе играет хор? (Объяснение назначение
хора в древнегреческом театре и значения слова
"демос"). Какая позиция народа в этой пьесе?
Слово учителя. Итак, пьеса о любви и
вражде двух родов, двух семей. И это уже заявлено
в прологе. В чем же причина этой непримиримой
вражды? К чему эта вражда приводит? Кто ее
разжигает?
Слово учителя. Как официальная власть
в лице князя относится к этой вражде родов?
Найдите это в тексте.
Князь
Изменники, убийцы тишины,
Грязнящие железо братской кровью!
Не люди, а подобие зверей...
Слово учителя. И все-таки это пьеса
больше о любви, не так ли?. Какой любви -
идиллической, пасторали, любви трагической?
Слово учителя. Но почему же в трагедии
так много шуток, смеха, розыгрышей, веселья?
Слово учителя. Как зарождается в
сердцах героев это высокое чувство любви? И
действительно это высокое чувство? Ведь Ромео,
кажется, любил и раньше....
Что же это такое - любовь?
Слово учителя. Давайте обратимся к
самому автору и прочитаем его сонет 116.
Учащиеся читают сонет сначала на
русском, а затем на английском. Ученик,
прочитавший сонет на английском, скажет о
несовпадениях в переводе Маршака.
Слово учителя. Так что же такое для
Шекспира любовь? Интересно - а для Любови
Николаевны? А для наших гостей?
Как видим, сколько много у каждого
смыслов, нюансов. Вот еще одно понимание любви
итальянским поэтом XIV века Франческой Петраркой,
предшественником Шекспира, родоначальником
новой европейской поэзии (читается сонет LXXXV).
Слово учителя. А что все же значит
любовь для героев трагедии Шекспира. Как она
зародилась? Прочитаем эту сцену в лицах.
Слово учителя. Чем необычно чувство
героев - Ромео и Джульетты? Почувствовать поэзию,
красоту этого чувства поможет нам музыка Ш. Гуно
и пение С.Я. Лемешева и И.И. Маслениковой (слушаем
дуэт "Комната Джульетты. Прощание"). Что
новое понять, почувствовать в чувствах героев
помогла вам музыка и исполнители ролей главных
героев оперы Гуно? ( Обратить внимание на мотив
жаворонка и соловья).
Заключительный этап урока (15 мин.).
Слово учителя. Почему же в пьесе
Шекспира побеждает смерть, а не любовь? Или я,
может быть, не права? А как думают наши гости?
Слово учителя. Герои погибают. Да у них,
ведь, практически и не было шанса выжить, жить и
не скрывать своей любви, но о чем говорят
предсмертные монологи героев пьесы? А теперь
послушаем арии героев в исполнении тех же певцов
(С. Лемешева и И. Маслениковой). Какими чувствами
переполнены герои в эти предсмертные минуты?
(Обратите внимание, чем отличается финал оперы Ш.
Гуно от финальной сцены у Шекспира).
Слово учителя. Как вы поняли финал
трагедии? Что же нам сказал своей пьесой ее автор?
Прочитаем эту финальную сцену. Можно ли сказать,
что пьеса Шекспира - оптимистическая трагедия?
Слово учителя. Герои ушли из жизни, но
они для нас живы, ведь их любовь отзывается в
наших сердцах - значит она жива.
Некоторые ребята нарисовали
иллюстрации к трагедии Шекспира. Попросим их
показать свои рисунки и объяснить их.
Индивидуальное сообщение учащегося о
перекличке сюжета с произведениями других
авторов, о преломлении его в других искусствах.
Слово учителя. Вывод: что дало вам
знакомство с трагедией У. Шекспира? Как она
углубила ваше представление о любви, жизни,
смерти и бессмертии?
Заметки к уроку.
"Ромео и Джульетта" - гимн любви и
природы, которая рождает и благословляет любовь.
Ромео еще не видел Джульетты, но уже влюблен,
потому что так распорядилась природа. Любовь -
стихия, она во многом случайна, но она прекрасна в
своей искренности и непосредственности.
Прекрасен и человек в его желаниях, страстях,
чувствах.
Любовь героев вспыхивает мгновенно и
ослепительно. Чудо взгляда, первой встречи,
потому что в их сердцах томиться это великое
желание любить, несмотря на всю жестокость мира.
Значит любовь - это что возвышает человека, что
подлинно и настоящее среди зла, которое творится
по воле людей.
Влюбленные герои стремительно
взрослеют. Из сентиментального юноши и
шаловливой девочки превращаются они во взрослых
людей, наделенных глубиной и силой чувств и
способных сражаться за свое счастье.
В.Г. Белинский: "Пафос шекспировской
драмы "Ромео и Джульетта" составляет идеал
любви... как божественного чувства".
Сюжет пьесы был чрезвычайно популярен.
Самое раннее его использование - новелла Мазуччо
1476 г., затем у Луиджи да Порто в "Истории двух
благородных юбовников" (около 1524 г.) уже
появилась Верона и имена Ромео с Джульеттой. Л
первые имена двух враждующих семей - Монтекки и
Капулетти появились в VI " Чистилища" (
"Божественная комедия". Данте, как известно
жил в период с 1267 по 1337гг.).
Трагедия неоднократно воплощалась в
музыке: композитор Берлиоз создал симфонию, Гуно
- оперу, Чайковский - музыкальную поэму, Прокофьев
- балет.
|