Cодержание  |   Раздел 1  |   Раздел 2  |   Раздел 3  |   Раздел 4  |   Раздел 5
 
   Назад      Вперед   
  

Сокровенная часть сердца "Романтические традиции и
символика в искусстве XIX и XX века". Урок-композиция в 9 классе
по программе "Литература в контексте мировой художественной культуры"

В.К. Анисимова (ЗАХЛ)

Цели и задачи:

1. В обзоре на примерах из художественной литературы, музыки, живописи повторить особенности романтизма как философского направления в культуре.

2. Углубить понятия о нем, его символике в историческом контексте XIX и XX веков.

3. Развивать умение работать с культурными символами и хронотопом.

4. Реализовать принцип опережающего обучения и преемственности в изучении литературы 9-110 классов (в логике концентров).

5. Средствами искусства совершенствовать духовное развитие учащихся и способствовать становлению целостного мировоззрения, поскольку романтизм, по известному определению В. Белинского, - это "внутренний мир души человека. Сокровенная часть его сердца".

Оборудование урока:

Портреты: Э. Делакруа, К. Брюллов, М. Врубель, О. Кипренский, А. Рублев;

Репродукции с картин, слайды: Роден "Вечная весна", "Последний день Помпеи", портреты Пушкина, "Троица", "Демон сидящий", "Демон поверженный", С. Дали, Рафаэль "Сикстинская Мадонна";

Музыкальные фрагменты: Э. Григ "Песня Сольвейг", ансамбль "Пинк Флойд", Шуберт "Аве Мария", Бетховен "Лунная соната", Шопен "Революционный этюд", Дегейтер "Интернационал"

Литературные произведения: Библия, А.Пушкин, Джон Ките, Поль Элюар, К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, Б. Пастернак, Е. Рерих.

Содержание урока:

Миниатюра (разыгрывается двумя учениками).

-Тема - то какая! Ро-ман-тизм! (Скептически - иронически). И кому он нужен сейчас? Звезды, цветочки, корабли с алыми парусами, любовные муки... Чушь, белиберда! (Категорически, с вызовом)

-Неправда ли, знакомые мысли! Знаете, так утверждал герой романа "Отцы и дети" Евгений Базаров и очень жестоко поплатился за это. Что бы он ни говорил, а испытание на человечность своей натуры герой прошел через любовь, через тот самый романтизм, который ты отрицаешь.

Учитель: Столкнулись две позиции, спорный вопрос из категории вечных. Мы не станем вам навязывать никаких ответов. Выбирайте сами: нужен вам романтизм сегодня или нет.

Музыка: "Песня Сольвейг" сменяется музыкальной композицией ансамбля "Пик Флойд". На фоне музыки читаются стихи.

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так и не так

Через одно мгновенье.

Неслышимый, незримый,

Склонился я к любимой

Проститься с серебристой истомой

Сонных рук.

О, их прикосновенье -

И счастье и мученье.

Сначала душу ранит, потом целит недуг.

О веки - чудный глянец,

И влажных губ румянец,

И тени звуков сладких вкруг них витают вновь;

Объят я тишиною,

Но их слова со мною:

Ни меры, ни пределов не ведает любовь.

Смотри, как звезды в вышине

Светло горят тебе и мне.

Они не думают о нас,

Но светят нам в полночный час.

Моя любовь, моя звезда,

Такой как звезды, будь всегда, Горя, не думай обо мне,

Но дай побыть мне в звездном сне.

Как часто выразить любовь мою хочу,

Но ничего сказать я не умею,

Я только радуюсь, страдаю и молчу:

Как будто стыдно мне - и говорить не смею,

И в близости ко мне живой души твоей

Так все таинственно, так все необычайно,

Что слишком страшною божественною тайной

Мне кажется любовь.

Слово учителя: (слайд О. Раден "Вечная весна") Женственность, верность, любовь - вечная весна человечества, вечно живые символы. Вы слушали стихи Джона Китса - поэта ХIХ века и Поля Элюара -поэта нашего столетия. Современный ансамбль "Пин к Флойд" и Песню Сольвейг из оперы Эдварда Грига. Написанную в XIX веке. Все эти произведения созвучны. Наполнены одной мыслью, что человек -самое прекрасное произведение природы, созданное для любви. Это произведения романтические. Романтизм - это внутреннее состояние человека, сокровенная часть его сердца. Содержанием романтических произведений является Человек, его интимная и социальная жизнь. Романтизм - это явление социальное. Как направление в искусстве оно формировалось под влиянием исторических факторов. Прошу продолжить эту мысль и вспомнить об истоках романтизма

Ученик: Как историческое явление романтизм возник в переходную эпоху после Французской революции 1789 -1794 года А истоки романтической литературы, живописи, музыки надо искать в философии Просвещения. Эпоха Просвещения связана с именами Дидро и Вольтера, Д, Аламбера, Монтескье, Руссо. Выдвигая на первый план изучение природы, они были идеалистами, считали, что общественные преобразования будут достигнуты посредством убеждения и Словом Красоты и Истины. Их идеалы во многом совпадали с идеалами Эпохи Возрождения. Произведения искусства, особенно литературу, просветители считали главным средством воздействия на умы человеческие в целях утверждения на земле Разума и Справедливости.

Учитель: Какая вам известна аналогия между античностью и Французской революцией?

- "Буржуазия совершала революцию в античных масках". Они верили в возможность осуществления разумного общества. Античные традиции - это высокая гражданственность, патриотизм, долг - сопутствовали революции. И лозунги: Свобода! Равенство! Братство! Тоже слова из античного мира, ставшие Символами эпохи.

Учитель: Все это стало, как вы уже вспомнили, истоком, почвой для революционного романтизма. Какие виды романтизма еще существуют? (философский, созерцательный). Как сказалось поражение революции на развитие искусства, свяжите ответ с известными вам примерами.

- Недовольство результатами революции порождает новое направление в искусстве - романтизм. В романтизме отвергается культ Разума и рационализм. Литература, поэзия прежде всего, не принимает действительности, отказывается ее изображать. Чувства, Эмоции, Страсти становятся предметом изучения и изображения. Происходит субъективное осмысление жизни.

А поиски идеала прекратились из - за поражения революции?

- Поиски идеала не прекратились, но каждый идет своим путем. Например, Байрон выбрал путь борьбы, идея борьбы определяет смысл его творчества. Гофман искал идеальной природы и гармонии мира и духа. Гюго принимал идеи революции, но боялся крови и террора, был за изменения Человека Добром. В его романе "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - чудовище лицом с душой принца.

Вспомните имена философов - романтиков. Что говорил Кант о Свободе?

-Философы-романтики- это Кант и Шеллинг. Философскую основу романтизма составляют их теории идеализма и субъективизма. Главное в познании мира - это наши ощущения, считают романтики, и полная свобода. Кант утверждал: "Единственна я истинная реальность - свобода в ее абсолютной форме, свобода нашего Я".

Существует формула романтизма, напомните ее.

-Человек -интеллект - мир - вселенная.

Стихотворение К. Бальмонта поэта - символиста 20 века, который писал: " Мир во мне, иного нет!", проиллюстрирует эту формулу.

Я в этот мир пришел,

Чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел,

Чтоб видеть солнце и выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я - властелин.

Эстетика романтизма стремиться дать выход лучшим силам жизни, духовность, лиризм, интимность, бесконечность движения в поисках идеала. Но тогда какое место занимает рядом с романтизмом реализм?

- Существует такое определение, что романтизм - это реализм, отточенный до символа.

- Не существует только реалистической литературы или живописи. Если она не одухотворена - это уже порнография.

Музыка: " Лунная соната" ( на фоне музыки ). Вспомните романтические картины " Евгения Онегина", "Героя нашего времени". А "Гранатовый браслет" Куприна - это вообще романтическое произведение. Вот мы и определились с понятием и сущностью романтизма. Но у каждого времени свои символы, которые запечатлены в слове, красках, звуках. Искусство вырабатывает свои знаки и коды.

Выступления учащихся (сопровождаются демонстрацией слайдов).

Времена Французской революции в красках запечатлел художник - романтик Эжен Делакруа. Богато одаренный от природы, Эжен в 15 лет писал стихи, увлекался музыкой. Всегда аристократично элегантный, остроумный собеседник, театрал, он был одержим искусством. Блестяще образованный человек, Делакруа живет в мире роковых страстей и титанических героев Байрона, Шекспира, Гюго, поэтов Возрождения. Как художник он откликается на события современности, не повторяя ее конкретных примет, а схватывая и выражая дух и сущность своего времени. Картины Делакруа звали к борьбе, пробуждая недовольство действитиельностью. Возмущение, владевшее художником, разделяли тысячи его современников. И оно завершилось взрывом баррикадных боев июльской революции во Франции 1830 года. Художник не был непосредственным ее участником. Но он создал шедевр, в котором всей силой своего гения показал величие этого события. Он скромно писал брату: "Я взялся за современный сюжет "Баррикаду", и если не сражался за родину, то пусть я по крайней мере буду писать ради нее". "Свобода, ведущая парод" - это произведение, которое впервые в мировой живописи раскрывает духовный взлет нации. Музыкальный фон: "Марсельеза". В виде прекрасной женщины в белом платье, высоко подняв знамя в одной руке, с винтовкой в другой, легким шагом взбегает Свобода на баррикаду. Через огонь и смерть ведет она к победе. Мертвая застылость тел погибших защитников баррикады своим обнаженным и безжалостным натурализмом звучит антитезой героическому маршу идеально прекрасной Свободы. О революции написаны десятки картин, но именно Делакруа создал самую "левую", самую честную картину из всех, что были посвящены этим кровавым июльским дням. Ему удалось передать всеобщее воодушевление, охватившее народ Парижа, который в три дня сметает династию Бурбонов. теперь уже навсегда. "Свобода" - это гимн революции, своеобразная "Марсельеза", созданная великим французским живописцем. Полотна Делакруа поэтичны и музыкальны. Музыка возбуждала его воображение. Например он часто работал под звуки органа, когда звучал Бетховен.

Музыка: Шопен "Революционный этюд". Художник очень любил музыку композитора - романтика Ф. Шопена, чей этюд сейчас вы слышите. Они были разными по характеру людьми, но были братьями по духу. ( Два слайда: портреты художника и композитора). Вот портрет Шопена. Тонкое нервное лицо частично затемнено, очертания неясны, чуть размыты. В этом есть свой знак, свой смысл. Человек погружен в себя, поглощен внутренними переживаниями. Черное наглухо закрытая одежда и ослепительно белая полоска воротничка. Вдохновенный и отрешенный взгляд музыканта, который слышит музыку в себе, схвачен божественный миг творческого озарения. Мерцающие, пламенеющие, пугающие и притягивающие, белые, красные, охристые мазки на темном фоне холста звучат как страстная, зовущая к борьбе музыка "Революционного этюда" (Звучат аккорды этюда).

Учитель: Само время запечатлено в красках и звуках романтических произведениях. Вот другое произведение. Звучит "Интернационал" композитора Дегейтера на стихи Эжена Потье. Историю творят люди, но и история творит людей. Времена прошли, а Символы остались. До 1917 года и русских революционных событий еще далеко, когда Россия вздыбится на баррикады и начнется время красного террора, освященное "Интернационалом", но в этих звуках нам слышится и видится уже история нашей нации в XX веке. А пока 19 век - "золотой" век русской культуры. Россия переживает взлет искусства.

Выступление учащихся: К середине 19 века Россия совершила беспримерный скачок в развитии, поравнялась с великими европейскими державами в формах, характере и темпах культуры. Новые романтические веяния захватили Россию как и многие другие страны. Можно сказать, что романтизм в русской культуре начался "до срока", раньше времени. Россия еще не знала революции, тем более разочарований от ее поражений, которые явились почвой для французского и английского романтизма. Орест Адамович Кипренский и Карл Павлович Брюллов - два главных представителя русского романтизма в живописи. Даже в их судьбах много общего и необычного. Например, тайна рождения, ранние живописные шедевры, предыстоков которых не обнаружено, их пламенная дружба с Пушкиным и другие сходства. Оба художника тяжело болели, были очень недовольны собой, оба скончались в год смерти Гоголя и Жуковского. Роковые события преследовали их, известно, что у Кипренского была договоренность с А. Пушкиным о портретном сеансе на день, который стал роковым в жизни поэта - День Черной Речки. Общее в биографиях художников, озаренных близкими отношениями с Пушкиным заметить нетрудно, как и нельзя не заметить эпохальное родство судеб этих гениальных возвышенных натур в истории русской культуры. Оба художника, верные традициям романтизма, особое внимание уделяли внутреннему миру человека. Их портретная живопись самое лучшее тому доказательство.

Вспомните, где лежат истоки портретной живописи? - В иконописи.

Романтики считали тех, кто силой воображения может творить мир, подобными богам. И такой человек привлекает романтиков более других. Этим объясняется обращение художников к портретам. Христос - самый романтический герой мирового искусства. Его лики были первыми портретами. Вековые традиции иконописи опирались на тягу человека - изобразить одухотворенный лик, в котором бы выражалась безграничная страсть в сочетании с огромной силой духа. Именно эти традиции сохраняли в своей живописи русские художники Брюллов и Кипренский. В эпоху Байрона и Пушкина самопознание и самовыражение творца становится значимой проблемой. Ведь кредо романтика: весь мир во мне!. Поэтому появляются автопортреты. Кипренский рисует себя (слайды: "Автопортрет с кистями за ухом", портреты Давыдова, Жуковского, Пушкина). Вот автопортрет, с которого художник смотрит на нас и дальше нас. Он думает о чем - то своем, но не отлучает нас от себя, он готов доверить нам свои мысли и чувства. Готовы ли мы его понять? Обратите внимание на глаза, на взгляд художника. Всего у Кипренского три автопортрета. Их объединяет этот вдумчивый испытывающий взгляд. Три портрета художника помогли нашему знакомству с чертами его лица и состоянием его души. Часто художник искал себя в лицах других. Вот знаменитый портрет Давыдова - героя Отечественной войны 12 года. Но не путайте, пожалуйста, не Дениса Давыдова, как долго считалось, а его двоюродного брата. Кипренский растворяет воинскую доблесть и мужество в высших добродетелях достойного человека. Такова философская нагрузка этого замечательного портрета. Кипренскому позировали неординарные люди. Общение с ними помогало ему довести свой талант до совершенства. Характерно, что самые яркие романтические портреты художника - это портреты Жуковского и Пушкина. Так в портрете Жуковского Кипренский воплотил все программные особенности романтического портрета. Ночной пейзаж, замок -это как сгусток таинственности и драматичности природы. Все окружение лица поэта - романтика подчеркивает мечтательность, мудрость с невысказанной вечной печалью о Человеке. Перед нами философский созерцательный романтизм в красках. Портрет Пушкина более сложный. Он не читается так однозначно. Кипренский тонко чувствовал томление пушкинского духа, двойственную тягу к миру.

Как вы думаете, зачем на портрете изображена фигура Музы? Кто она?

- На портрете фигура Музы - спутницы Аполлона - бога гармонии и покровителя искусств. Это напоминает о том, что Пушкин часто обращался к вечным мотивам ради углубления и уточнения смысла своего творчества и своей судьбы. Трагическая муза Мельпомена об этом напоминает нам с портрета гениального поэта. Кипренский глубоко и трепетно отразил суть творческих размышлений и драматизм судьбы Пушкина. По глубине духовного проникновения в образ этот портрет сродни древнерусскому искусству, в частности, "Троицы" А. Рублева (слайд). Вот эта икона. "Троица" - один из неиссякаемых источников портретной русской живописи, овеянной высоким духом. Не только живопись, но и высокая поэзия, проза живы мировыми культурными традициями, традициями христианства.

Учитель: Вся христианская символика использована романтизмом, собственно, романтизм и возрос на христианской символике. Ею пронизано все искусство. Какие вам известны мировые духовные символы? Что можете сказать, например, о символическом смысле "Троицы"?

- "Троица" - Отец, Сын и Святой Дух или три благодати: Вера, Надежда, Любовь.

- Распятие - символ высокой жертвы во имя любви к человеку.

- Колокол - голос Пророка.

- Свеча - человеческая жизнь.

- Слово - завет. "Сначала было Слово".

- Храм - духовная жизнь Человека. Говорят: воздвигнуть Храм в своей душе, разрушить Храм -разрушить душу.

- Крест - координаты жизни, четыре пути, ЯВЬ - НАВЬ - ПРАВЬ.

- Голгофа - место принесения себя в жертву во имя человечества.

- Рок - судьба. Черный рыцарь, если вспомнить М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Символический ряд можно продолжить).

Учитель: У Валерия Брюсова есть стихотворение о Черном рыцаре.

Я побежден, и, не упорствуя,

Я встречу гибельный клинок.

Я жизнь провел, единоборствуя,

С тобою, Черный рыцарь. Рок!

Продолжение беседы. Вообще русский романтизм особенный. С этим никто спорить не будет. В чем особенность русского романтизма?

- Русский романтизм, действительно, явление оригинальное, во многом спорное. Все заимствованное из европейской культуры трансформировалось, легло на национальную почву, проникнуто христианскими традициями. Все виды романтизма существуют в нашем искусстве. В литературе существовал революционный романтизм, например в поэзии Рылеева. Но большей частью русский романтизм все же философский. Но созерцание мира в нем идет от пассивного к активному его осмыслению и Человека в этом мире Я, дух добра. Зинаида Гиппиус писала:

Небеса унылы и низки,

Но я знаю, дух мой высок.

Мы с тобою так странно близки, И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога.

Она меня к смерти ведет,

Но люблю я тебя, как Бога, -Любовь мою душу спасет.

Мы с тобою единственно близки,

Мы оба идем на восток.

Небеса злорадны и низки,

Но я верю - дух наш высок.

Это примеры романтических стихов, иллюстрирующие прорыв от созерцательности к активному действию. Все преходяще в нашем мире? Или есть вечные ценности? Эти ценности проверяются временем. Романтизм как явление в мировом искусстве оказался ценностью непреходящей, жизнестойким явлением. Видимо потому, что это самая сокровенная часть человеческого сердца и души, которая, как известно, бессмертна. В иные времена романтические символы становились опасными. Сносились храмы, сжигались картины и книги, уничтожались люди, носители идеалов. Их жизнь становилась символом и уже этим мешала силам Зла. Новая история Россия рождала новые символы.

Вместо распятия - серп и молот, вместо иконы с ликом Христа и Богородицы - портреты "Благодетелей", вспомните роман Е. Замятина "Мы". Вместо Чайки - Буревестник, а вместо Вертограда (Райского сада) - Метель и заблудившийся в ней Человек. О философском наполнении этих новых трагических символов нам предстоит говорить на уроках литературы в 10 и 11 классе. "Я" - и весь Мир во мне - перерождается в Мы, которые "новый мир построим", но сначала до основания разрушим старый. Н. Чернышевский знал картины Делакруа, об этом говорят образы его таинственных героических женщин в романе "Что делать?" В нем есть описание мифической Свободы, образ которой очень созвучен образу французского художника. Если романтиком считают тех, кто силой своего воображения творит мир, подобно богам, то Чернышевский сотворил этот новый мир, мир будущего, "которое прекрасно", но не человека будущего. Его роман философский, утопический. И если относить творчество Чернышевского к романтизму, то только к его разновидности - романтизму синтетическому. Обо всем этом нам еще предстоит поговорить в 10 классе. А сейчас вернемся к вечным символам.

Продолжение беседы об утраченных символах. Ковчег Завета забыт многими не потому ли, что Красная гвоздика - наш цветок, а не роза или кленовый лист. Ни у одного народа на земле цвет крови не возводился до степени символа, даже во Франции, где революции бушевали одна за другой. Без душевного содрогания нельзя сегодня читать Некрасова " дело прочно, когда под ним струится кровь".

Так ли оно прочно? Ведь совсем обратное доказала нам история поруганной, окровавленной России, захлебывающейся в крови по сей день. Звучит "Гимн" бывшего Советского Союза. Вот музыкальный символ недавнего прошлого, от звуков которого сжималось сердце. Пройдет совсем немного времени, и уже никто его не вспомнит, а за этими словами и в этих звуках жизнь нации, жизнь нашей Родины. А "Марсельеза" до сих пор национальный Гимн Франции. Подумайте об этом. Революция - явление неоднозначное. Воспел ее в своих полотнах Делакруа. Революция - женщина в красном и белом воспета у Чернышевского. И есть революция в "Бесах" у Достоевского. Историческое время для нашего Отечества пошло пророческим путем Достоевского.

Вспомните, как в романтических произведениях изображались, с кем соотносились силы Зла? Кто из первых зарубежных писателей обратился к этому образу?

- Зло соотносилось с Дьяволом, Сатаной. Гете в трагедии "Фауст" одним из первых запечатлел образ Сатаны под именем Мефистофель.

- У Л. Андреева, писателя начала 20 века, есть произведение "Дневник Сатаны".

- О Сатане писали стихи поэты - символисты "серебряного века", по-своему переосмыслившие христианские и романтические символы, Бальмонт, Брюсов, Мережковский, Мандельштам. А раньше всех в русской литературе его изобразил Лермонтов в своей поэме "Демон":

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей...

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта,

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья -

И зло наскучило ему...

(Стихи звучат на фоне иллюстраций Врубеля "Демон летящий", "Демон сидящий" и "Демон поверженный").

Комментарий к иллюстрациям: Художник Михаил Врубель представлял себе этого злобного духа небес как прекрасного одинокого человека, сначала очень могучего, который верил, что все может, что обретет счастье на земле. Позже Демон изображался уже со сломленными крыльями - сломленной верой в себя, с разбитым телом среди холодных камней, но он по - прежнему горд и одинок. Тема Демона станет для художника центральной в творчестве. А была она навеяна поэмой Лермонтова. Полвека не находилось художников, которые могли бы так достойно воплотить могучий замысел поэта в красках как это сделал Врубель. Только он нашел равновеликое выражение лермонтовскому Демону. "Демонической сюитой" называл эти картины сам Врубель С тех пор поэму никто не пытался иллюстрировать.

Выступление учащихяс: Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске. Семья много кочевала по России. В 18 лет он поступил в московский университет, закончил юридический факультет, и только потом поступил в Академию художеств. Победила тяга к искусству. Он увлекался античными философами, из современных философов ему был близок Кант. Врубель сразу формировался как художник -романтик. Первая его крупная работа - это роспись иконостаса в Кирилловском Храме в Киеве. Огромный успех и как награда - поездка в Венецию для дальнейшего совершенствования мастерства и изучения античной живописи. В 1891 году ему предложили иллюстрировать М. Лермонтова. И до конца жизни он вынашивал тему Демона. Умер Врубель в 1910 году, пережив кризис между двумя веками, видел смятение духа и крушение идеалов нации, чувствовал грядущие русские революции - отсюда его монументальная философская живопись, пронизанная демоническими настроениями, трагическими предчувствиями. У М. Врубеля есть прекрасные портреты (слайды ) Михаила Лермонтова, Валерия Брюсова. Вот "Царевна - лебедь" - это портрет его жены. Александр Блок говорил о Врубеле: "Он дух сомнения и отрицания, борец". Такими настроениями проникнуты его портреты. Художника притягивали к себе родственные души. Это известная закономерность романтического искусства.

Учитель: Итак, на примере творчества М. Врубеля мы проиллюстрировали многозначный символ романтического искусства - Демон, Сатана. "Владыка мятежа, свободы и сознания" - это все определения Сатаны. Так его воспринимал А. Блок. Давайте послушаем несколько стихов, славящих Демона.

Владыка мятежа, свободы и сознания!

О лучший между сил,

Царящих в небесах,

Обиженный судьбой и нищий в похвалах,

Склонись, о Сатана,

Склонись к моим страданьям...

Всего подземного властитель

Брат и друг,

Целитель опытный людских

Исконных мук.

Ты прокаженному, отверженцу, рабу

Указываешь Рай, ведешь их на борьбу.

Так писал эстет, дворянин, мятежный А. Блок накануне первой русской революции. "Хвала великому святому Сатане! "- восклицала Зинаида Гиппиус и за Сатану молилась перед Богом.

За Дьявола тебя молю Господь.

И он твое созданье.

Я Дьявола за то люблю

Что вижу в нем - мое страданье.

Борясь и мучаясь, он сеть

Свою заботливо сплетает,

И не могу я не жалеть

Того, кто как и я страдает.

Когда восстанет наша плоть

В Твоем Суде, для воздаянья,

О, отпусти ему, Господь,

Его безумство - за страданье.

Продолжение беседы: Как видим, романтическое восприятие Демона, Сатаны совсем не совпадает с картинами страшного Суда. Таковов человеческий Дух, его взлеты и падения. Жизненный опыт накапливается, чтобы быть отвергнутым. И все повторяется сначала "И вечный бой, Покой нам только снится". Дух человеческий прошел по всем кругам дантовского Ада, обретал и утрачивал идеалы. И вновь возрождался. Что переживает сегодня наша Россия, наш народ? Что на рубеже двух веков происходит в мире? История повторяется, ведь все уже подобное было - было! Какой опыт извлекло из прошлого человечество? (Слайд. С. Дали "Предчувствие гражданской войны").

Посмотрите на репродукцию с картины Сальвадора Дали. Так видится художнику сегодняшний человек, слепленный, изуродованный в абсурдном бездуховном мире. Это Демон XX века. Он чудовище, разрывающее себя. Это сюрреализм - сверхреализм, реализм, осознанный до символа. Но это не романтизм. Художник назвал свой метод критическим, подчеркивая его связь с теориями Зигмунда Фрейда. Дали на протяжении всей своей жизни боготворил Рафаэля. Но обращаясь к образам великого итальянского живописца, придавал им ультрасовременную окраску (слайд. С. Дали "Мадонна"). Вот голова Мадонны и окружающий ее нимб изображены как разлетающиеся в разные стороны атомные ядра. Нелегкая задача для зрителя - увидеть в этих формах, в этом космическом хаосе красивое лицо Мадонны. Теперь должно быть понятно без особой подсказки, почему люди все чаще обращают взгляды к прошлому, к тому, что утратили - к гуманизму, милосердию, гармонии с природой, к любви, к своей душе. А сейчас мы вернемся к Карлу Брюллову, будто обратимся своим взглядом к прошлому, в XIX век. Какую пищу для ума и сердца, для духовного возрождения дает нам сегодня его живопись (слайд. "Последний день Помпеи").

Выступление учеников: В 1822 году Карл Брюллов обосновался в Италии. В 1827 году он, уже автор нескольких серьезных работ, приезжает в Неаполь и... И испытывает потрясение от развалин Помпеи (Художник присутствовал на раскопках этого легендарного города). (Слайды фрагментов картины). Мотив картины - катастрофа, столкновение космической стихии и человека. Это Апокалипсис, конец света. Человек во власти слепых сил зла. Со злом всегда борется нравственный человек, а как быть теперь, перед лицом смерти? Как человек встречает приближение гибели - это ключ к пониманию его сущности, и ключ к пониманию философии всей картины. Катастрофа, по мнению романтиков, была закономерным отражением борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Духовности и Бездуховности. Это борьба Космическая и в ней участвует Человек. Художник выступает в роли участника и очевидца Апокалипсиса (Брюллов изобразил себя на картине). Перед нами картина не просто историческая, а картина -символ. Это символ Победы человеческого духа перед лицом стихии, слепого насилия и зла. Это Гимн Жизни, Любви и бессмертию человеческого Духа. В центре картины изображена Мадонна - прекрасная женщина с младенцем. Этот образ - антитеза разрушению и Смерти (слайд ). Возникает прямая ассоциация с Мадонной Рафаэля и это действительно так. Как и Рафаэль Брюллов возвел Любовь до символа святости и изобразил в Лике Мадонны свою возлюбленную графиню Самойлову, подарив бессмертие своей возлюбленной, обессмертив свою любовь. Это действительно апофеоз Жизни!

Учитель: задает несколько вопросов о значении картины в наши дни, ее роли для духовного возрождения и прозрения.

Музыка: Шуберт " Аве Мария". Слайд " Сикстинская Мадонна" Выступление учащихся:

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А он в прозрении глубоком

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед - и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

(Заключительные аккорды музыки и новый слайд (или эпидиаскоп) - Александр Рекуненко "Благословление Пречистой", картина в жанре иконописи, созданная к 500 -летию Куликовской битвы. Учитель может обратить внимание на историческую связь с " Троицей" А. Рублева и картиной Брюллова. Неиссякаемые возможностьи для ассоциаций, активизирующих внимание учащихся).

Учитель: Образ Богородицы, Пречистой Девы как высокий символ для духовного возрождения России особенно важен, и знаете почему? 21 век - это эра МАТЕРИ. " Грядет эпоха Женщины ", - говорила Елена Рерих. Романтический образ пушкинского Пророка, лермонтовского Демона бессмертен пока бессмертна Мадонна Рафаэля. Будет Сын, будет человечество пока есть МАТЬ, пока есть ЖЕНЩИНА. (Музыка. Слайд "Сикстинская мадонна")

Каким мне коснуться словом

Белых одежд ее?

С каким озарением новым

Слить ее бытие?

О, ведомы мне земные все твои имена:

Сольвейг, Тереза, Мария... Все они - ты одна.

Молюсь и люблю... Но мало

Любви и молитв к тебе.

Твоим - твоей от начала хочу пребыть в себе,

Чтоб сердце тебе отвечало -

Сердце - в себе самом,

Чтоб нежная узнавала

Свой чистый образ в нем...

И будут пути иные, иной любви пора,

Сольвейг, Тереза, Мария -

Невеста - Мать - Сестра.

Учитель. Заканчивая наш необычный урок для ума и души, хочу вернуть вас к вопросу не требуя ответа на него: Нужен ли нам романтизм сегодня? Вижу, что усвоено главное - романтизм не только направление в искусстве. Романтизм - это внутренний мир человека, сокровенная часть его сердца. Заглядывайте чаще в свое сердце, доверяйте ему. Пусть ваше сердце будет не чуждо романтики.

  
Наверх страницы