|
||
Назад Вперед | ||
Детская литература программа для 3 класса и методическое обеспечениеС.А.Казакова (ЗАХЛ) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Предлагаемая программа рассчитана на учащихся начальной школы (3 класс). Спецкурс ориентирован на развитие эстетического сознания детей младшего школьного возраста и на формирование их мировоззрения. Целью данного спецкурса является не только знакомство детей с выдающимися произведениями детской литературы (как русской, так и зарубежной), но и развитие воображения, фантазии ребёнка, его наблюдательности, умения мыслить ассоциативно; овладение учащимися различными способами познавательной деятельности. Кроме того, предлагается уже в начальной школе вводить и некоторые теоретические понятия, которые пригодятся в дальнейших ступенях обучения. Большое внимание нужно обратить на создание положительной установки ребёнка (я - "+", мир - "+"). Причём эта установка должна постоянно подтверждаться учителями и родителями. Это одно из непременных условий и стимул развития творческих способностей ребёнка. Итогом занятий детей по данной программе является их способность не только к репродуктивным, но и к продуктивным взаимодействиям на уровне читатель - текст. От навыков читателя-интерпретатора, способного воспроизвести текст (в форме пересказа, например) и истолковать его, ученик переходит к качественно новому уровню - пересоздание текста, квазитворчество (различного рода стилизации), сотворчество и т.п. Наряду с созданием текстов по неким существующим моделям приветствуется создание оригинальных авторских текстов. [К программе прилагается экспериментальный сборник детских работ - "Третьеклашки"]. Программа позволяет расширить читательский кругозор учащихся, тем более, что на уроках (и внеклассных мероприятиях) практикуется обсуждение книг, не входящих в программу. Так, например, КВН позволяет выйти за рамки произведений, диктуемых программой. Принципиально важным является и тот момент, что дети могут принимать участие в работе по корректированию программы спецкурса. Это и выявление приоритетов при помощи анкетирования; и то, что предлагать форму работы на уроке, домашние задания и даже изучаемые произведения могут дети. Так, например, ребята охотно принимают участие в разработке индивидуальных заданий. Программа не нарушает общей структуры изучения литературы, а наоборот, создаёт условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия литературных явлений. Из мира детских сказок и поэзии в программу вошли прежде всего те произведения, которые более всего способствуют развитию воображения и активизации творческих способностей учащихся. Критериями отбора произведений служит также их большое литературное, образовательное и воспитательное значение и возрастные особенности восприятия учеников начальных классов. Необходимым (для осмысления литературных традиций) видится и знакомство детей с современной детской литературой. К сожалению, в программе мало внимания уделено поэзии. Этот недостаток (хотя бы частично) предлагается компенсировать внеклассными мероприятиями. Можно провести "Семинар по поэзии", "Поэтический вечер", "Литературную гостиную" и т.п. Данное мероприятие может носить тематический характер или посвящаться творчеству конкретных авторов. В программу, рассчитанную на 33 учебных недели (1 час в неделю), входит и внеклассное мероприятие (КВН), которое является итоговым уроком. Рекомендуется также издание сборника творческих работ учащихся, что служит дополнительным стимулом к их творчеству.
Вводное занятие "Путешествие по сказке".(1 ч.) I. Русские литературные сказки. К.И. Чуковский. Стихотворная сказка "Доктор Айболит" (1 ч.) А.Н. Толстой "Золотой ключик" (4ч.) Э. Успенский "Дядя Фёдор, пёс и кот" (5ч.) II. Город Рифмоград. Урок-игра (2ч.) III. Сказки зарубежных писателей. ОА. Сент-Экзюпери "Маленький принц" (5ч.) А. Милн "Винни-Пух и все-все-все". (6ч.) А. Линдгрен "Малыш и Карлсон". (Зч.) IV. Современная детская литература в русле лучших традиций мировой литературы. Л. и И. Тюхтяевы "Зоки и Бада" (Зч.) История шалуна в детской литературе.(1ч.) Г. Остер "Вредные советы" и "Вредные советы-2" (1ч) Вводное занятие "Путешествие по сказке".(1ч.) Цель урока: Пробуждение интереса к спецкурсу, активизация творческих способностей ребят. Форма урока: Урок-игра. Ход урока: Сказка - это особый замкнутый мир, в котором действуют свои, сказочные законы, неприменимые в реальном мире. Но эти законы, совершенно нелогичные с точки зрения здравого смысла (с точки зрения взрослого сознания), естественны внутри сказки. Нужно только уметь вжиться в сказку, почувствовать её особый аромат, найти ключ к её тайнам. Итак, мы отправляемся в путь по сказочным владениям. Но, как и во многих сказках, нас ожидают препятствия. В преодолении этих препятствий и состоит задача учащихся на уроке. Они должны открыть замок в Царство Сказки (выполнив задание), преодолеть Молочную реку - Кисельные берега (с помощью волшебных предметов и животных-помощников), перебраться через болото (Водяной согласен пропустить лишь после выполнения его просьбы), войти в сказочный лес (Баба Яга согласна впустить нас, если мы отгадаем несколько литературных загадок). Итак, пройдя все испытания, мы становимся полноправными жителями Царства Сказки. Домашнее задание: Написать письмо сказочному персонажу Змею Горынычу, который поломал волшебные цветы и творит много других безобразий (об этом мы узнали на уроке). Посоветуйте ему стать добрее и прекратить творить зло. Подумайте, какие добрые дела он мог бы делать. К.И. Чуковский (1882-1969). Стихотворная сказка "Айболит". 1 час. Биография Чуковского. О Чуковском-сказочнике. Отношение К.И. Чуковского к сказке. Излюбленные словечки Чуковского. Прообраз Айболита - доктор Дулиттл из прозаической сказки Лофтинга. Поэтика названия. Имя как призыв к спасению. Анализ "Заповедей для детских поэтов". Приём словесного рисования. (Подробнее см. разработку урока). Сказка А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино". 4 часа. 1) История создания произведения (написано по мотивам сказки итальянского писателя К. Коллоди "Пиноккио, или похождения деревянной куклы"). Предисловие. Работа с текстом. Описание внешности главных героев. Говорит ли нам описание внешности о характере персонажей? Кроссворд "Скажите, как его зовут?!" (из отгаданных слов должно сложиться имя главного героя). Домашнее задание: Рассказать о внешности и характере персонажа, защитить свой рисунок (портрет персонажа). Это задание по вариантам (Карабас-Барабас и Буратино). 2) Выставка рисунков. Защита своего рисунка. Разминка (вопросы на знание текста). Письмо от Буратино, адресованное одному из ребят. Работа с текстом. Чтение по ролям. Домашнее задание: Пересказ главы 14. 3) Разминка. Пересказ. Чтение по ролям. Работа с текстом. Стихотворные загадки (нужно угадать, о каком персонаже идёт речь). Ответ на письмо Буратино. Домашнее задание: Дочитать сказку до конца; знать текст, уметь описать внешность и характер персонажей. 4) Работа с текстом. Выразительное чтение. Заключительная беседа. Мотив чуда. Тема счастья. Удалось ли героям обрести счастье? Письмо от Карабаса-Барабаса одному из учеников. Письменная работа. 1 .Описание внешности и характера Буратино и Карабаса-Барабаса (по вариантам). 2. Как вы думаете, почему сказка называется "Золотой ключик, или приключения Буратино"? Домашнее задание: Подготовить пересказ любого понравившегося эпизода сказки. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского. Повесть-сказка "Дядя Фёдор, пёс и кот". 5ч. Конкурс на лучшего рассказчика. Творчество Э.Н. Успенского. Какие произведения Успенского вы знаете? ("Крокодил Гена", "Следствие ведут колобки", "Дядя Фёдор, пёс и кот", "Тётя дяди Фёдора", "Каникулы в Простоквашино" и др.) Беседа по прочитанному. Иллюстрации к книге "Дядя Фёдор, пёс и кот" (художник Аркадий Соломонович Шер). Работа с текстом. Имена главных героев. Образ Дома. Разминка. Приход почтальона Печкина (письмо одному из учеников от кота Матроскина или от Шарика; к следующему уроку нужно написать ему ответ). 1 .Работа с текстом. Понятия "стиль", "стилизация". 2.Разминка. Чтение по ролям. Работа с текстом. Домашнее задание: Дописать письмо (которое начал писать своим родителям дядя Фёдор, а продолжили писать Шарик и Матроскин) от имени галчонка Хватайки , коровы Мурки или трактора Мити. При выполнении домашнего задания учитывать стиль произведения, характер и речевые особенности персонажей (об этих категориях шла речь на этом и предыдущих уроках). Чтение и анализ домашних работ учащихся. Наиболее удачные работы как образец. Учащиеся сами должны выявить, за счёт каких составляющих удачные работы могут служить образцом и над чем нужно поработать авторам менее удачных работ. Таким образом, учащиеся проходят несколько стадий работы с текстом: от чтения и интерпретации чужого текста к сотворчеству, пересозданию и досозданию текста. Создание своего варианта текста также имеет несколько уровней: собственно создание, анализ и сравнение с другими вариантами, коррекция своего варианта... Этот урок является завершающим в работе над повестью-сказкой Э. Успенского. Заключительная беседа. Уроки, вынесенные из общения с этой замечательной книгой. 1) Ход урока: Письмо, обращённое ко всему классу (в виде красиво оформленного свитка): "Здравствуйте, 3 "А" класс! Я маленький человечек из страны Сочинилии. Живу я там в городе Рифмограде. Это прекрасный город - город созвучий. Я хотел бы пригласить вас погостить в Рифмограде. Но сначала я должен познакомить вас с правилами этого удивительного городка. В городском указе сказано, что каждый житель города и даже гости должны внести свою лепту в общее дело: помочь градостроителям (тем, кто строит город). Например, человек, который быстро может подобрать рифму, тем самым лепит кирпичики, из которых более опытные мастера возводят стены и даже целые дома. Итак, если вы принимаете наше приглашение, тем самым вы соглашаетесь принять и правила Рифмограда. Приезжайте! До встречи." Согласимся ли мы принять приглашение в Рифмоград? Если "да", то начинаем наше путешествие (на доске - лист ватмана с надписью "Рифмоград"). Понятие "рифма". Игра "Подбери рифму". Рифмы-загадки (некоторые стихи - это загадки, отгадать которые можно, найдя рифму). Ребятам предлагается несколько (3-4) литературных образцов таких загадок (Вадим Левин, Игорь Шевчук и др.) Помоги поэту "досочинить" стихотворение (подобрав рифму). Здесь можно использовать стихотворение Хармса "Очень-очень вкусный пирог". Задание: сочинить загадку-рифму. 2) Мир вверх ногами, или всё наоборот. А теперь мы отправимся путешествовать в волшебную страну, в странный, перевёрнутый мир.
Подобные стихи, нелепицы и перевертыши позволяют нам почувствовать себя умными, знающими, как на самом деле устроен мир. Они помогают нам обнаружить одну из главных пружин юмора -путаницу, перестановку признаков. Чтение и обсуждение литературных образцов подобных стихотворений. Что сближает эти стихотворения разных авторов? Задание: "Поиграй словами". Нужно переставить слова в стихотворении. Что изменилось в стихотворении? Почему нам смешно? Очень близки к стихам-нелепицам, образцы которых мы прочитали сегодня на уроке, стихи-перевертыши (тоже даётся один из образцов). К.И. Чуковский даёт классификацию перевертышей по всем правилам науки. В перевертышах меняются местами: Большое - малое: Всколебалося море, // Земля застонала: // Стала муха тонути... Съедобное - несъедобное: Пил-ел лапти, глотал башмаки. Тёплое - холодное: Дети скользили по льду на коньках // В жаркий июльский день. Одежда и тот, кто одет: Лыко мужиком подпоясано. Смешиваются: Явления природы: Море горит. Способы передвижения: Фома едет на курице, // Тимошка на кошке... Действующие лица: Мужик собакой бьёт палку. Домашнее задание: Представьте себе, что вы попали в мир, где всё наоборот: спят на улице, а гулять ходят в дом; в школе моются, а в бане учатся; суп варят в ботинке, а на ноги обувают удобные кастрюли; собака живёт на заборе, а петух - в будке... Придумайте забавные ситуации, которые могут произойти в этом мире. Опишите их - стихами или прозой. Нарисуйте их! Антуан де Сент-Экзюпери (1900 - 1944). Сказка "Маленький принц". 5 часов. Биография и творческий путь Антуана де Сент-Экзюпери. Эпиграф: "Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны" (Сент-Экзюпери). Факты из биографии писателя, которые отразились в его творчестве. Важная особенность произведений Сент-Экзюпери: они говорят о том, что главная обязанность человека - быть Человеком, а это значит отвечать за себя и за всех. "Маленький принц". Работа с текстом. Посвящение. Ключевая фраза: "все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит." Иллюстрации Антуана де Сент-Экзюпери, автора сказки, как неотъемлемая часть самого текста. Какое противопоставление наиболее часто мы встречаем, читая сказку? (Не добро и зло, как обычно в сказках, а взрослые и дети противопоставлены друг другу. Причём взрослые не совсем "пропащие" люди - они просто забыли, что сами когда-то были детьми). Домашнее задание: Нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое). Вспомним, как автор говорит, что его слона в удаве взрослые принимали за изображение шляпы... Разминка. Вспомните те факты из биографии Сент-Экзюпери, которые отразились в его сказке "Маленький принц". Понятия "план" и "цитатный план". Составление простого и цитатного плана (посещение Маленьким принцем планет). Выделение главной мысли. Тема любви, дружбы, человеческих отношений. Образы розы и Лиса. Художественная деталь. Домашнее задание: пересказ. Проблема счастья, поисков смысла жизни, выбора жизненного пути. Уроки нравственности и доброты. Кроссворд "Маленький принц". Понятие композиции. Теоретическое понятие вводится не сразу, а после работы с текстом и подаётся в игровой форме. История розы с планеты Маленького принца. Сразу ли мы узнаём эту историю? Почему, на ваш взгляд, автор не вводит эту историю в книгу всю сразу, целиком? (данный вопрос проблемного характера, поэтому сначала проводится работа с текстом - пересказ эпизодов, связанных с образом розы, цитирование, система дополнительных вопросов к тексту). Понятие "цитата". Варианты ответа: Может быть, Антуану де Сент-Экзюпери важно показать, что Маленький принц постоянно думает о розе. И Может быть, важно показать, как меняется характер розы и как меняется отношение к ней Маленького принца. Это происходит после каких-то значимых событий: прощание с розой; Маленький принц увидел целый сад роз; разговор с Лисом и разговор с розами. И Автор подчёркивает, что образ розы словно бы лучится в Маленьком принце... Таким образом, мы пронаблюдали, что в художественном произведении автор не просто беспорядочно рассказывает о каких-то событиях, а выстраивает их в определённом порядке. Так, например, история с розой вводится в сказку постепенно с определёнными целями. Запись в тетрадь: Композиция - это построение частей произведения в определённом порядке. Композиция сказки "Маленький принц". Посвящение (Леону Верту, когда он был маленьким). Основная часть: текст (27 глав) и рисунки. Заключение (эпилог или послесловие). Беседа по частям сказки. Зачем автор разбивает произведение на главы? Что такое "глава". Далее детям предлагается изобразить композицию сказки "Маленький принц" в форме домика (если композиция - это построение.., то мы и построим домик). Посвящение - это крылечко, вход в дом. И действительно, уже в посвящении задана основная мысль (автор исправляет посвящение: "Леону Верту, когда он был маленьким"). Основная часть изображается как дом, состоящий из кирпичиков-глав. К основной части относятся и рисунки - это окна с узорными наличниками. Здесь это не просто украшение текста, но и сам текст. Они помогают понять смысл сказки - т.е. "заглянуть в домик". И завершает строительство крыша - заключение. Домашнее задание: Написать письмо "Возвращайся, Маленький принц!" Александр Аллан Милн "Винни-Пух и все-все-все". 6 часов. Несколько слов об авторе и переводчике. Перевод текста на русский язык Бориса Заходера. Знакомство с главными героями. Кто рассказывает весёлые истории про Винни-Пуха? Теоретические понятия "автор" и "повествователь". Самостоятельный характер отдельных глав (маленькие сказочки). Песни шумелки, ворчалки, кричалки и т.д. Домашнее задание: Сочинить свои песни - шумелки, кричалки, ворчалки, пищалки, жужжалки, шуршалки и т.д. Проверка домашнего задания. Корректировка. Работа с текстом. Разминка. Умение автора приблизиться к детскому мировосприятию и миропониманию. Особенности речи персонажей. Кроссворд "Винни-Пух". Прямое и переносное значение слов. Словесная игра. Язык сказки А. Милна. Домашнее задание: Составление кроссворда по любой из сказок. Индивидуальные домашние задания: 1. Придумать два индивидуальных задания к следующему уроку. 2. Написать письмо от Винни-Пуха к коту Матроскину (учитывая особенности их речи и характера). Конференция "Поэтика имени в книге "Винни-Пух и все-все-все". Работа творческих групп по проблеме (каждая группа работает по своему заданию), затем - итоговое обсуждение. Значимость имени, Игра с именами в книге А. Милна. Работа с текстом. Своеобразие характера и мышления главного героя. Ещё раз о творчестве Винни-Пуха. Система персонажей в сказке. Своеобразие творческого метода А. Милна. Завершающая беседа по сказке. Пересказ понравившихся эпизодов. Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон".3 часа. Эпиграф: "Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека" (А. Линдгрен). Отметим, что работа с данным произведением в нашей программе построена таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельной работы с текстом. Работа с текстом. Образ главного героя. Характер, внешний вид и т.д. Язык Карлсона. Домашнее задание: Часть текста (по выбору учителя) на самостоятельное изучение. Вопросы по тексту. Урок проблемного характера. Карлсон - живое воплощение мечты. Детское восприятие мира. Мечта, воображение, фантазия. Проблемный вопрос: "Кто же такой Карлсон?" Возможные варианты ответа:
Его поведение необычно, но не бесцельно, так как противостоит скуке заурядных человеческих дел и поступков. Домашнее задание: Часть текста (по выбору учителя) на самостоятельное изучение. Сочинение. Предлагаемые темы: "Мой друг Карлсон", "Карлсон, не улетай!" и др. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РУСЛЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Живой язык повести как воспроизведение детских законов речи. Работа со словом. Словообразование. Чтение по ролям. Характеристика главных героев. Поэтика имени. Домашнее задание: Выписать из текста фразы, которые больше всею понравились. Влияние А. Милна, А. Линдгрен и др. детской классики. Народные и литературные традиции; современные тенденции. Культ еды ("мы были, есть и будем есть"). Сопоставительная характеристика эпизодов из книги "Винни-Пух и все-все-все" и "Зоки и Бада". Домашнее задание: Придумать рецепт сладкого супа для Зоков. Конкурс на лучший рецепт сладкого супа для Зоков. Разминка. "Зоки и Бада" - книга для непослушных родителей. Работа со словом. Инсценировки небольших эпизодов. История шалуна в детской литературе. 1 час. Форма урока: урок-лекция с элементами проблемной беседы. Краткое изложение материала: Последняя четверть 18 века - сборники нравоучительных рассказов, в которых "преступное дитя" наказывается, а дитя добродетельное награждается. Полная картина детских грехов и добродетелей (герой "положительный" и "отрицательный"). Родственность героев детской литературы с басенными персонажами (например, муха, упавшая в молоко и тем самым наказанная за непослушание). Условность героев ("дитя вообще"). Дальнейшая судьба шалуна в детской литературе. В 19 веке (кстати, само игривое слово "шалун" рождено сознанием 19 века) герой детской повести обретает своё социальное и национальное лицо. Поиск автором причины совершённого проступка. Шалун перестаёт быть безусловно отрицательным персонажем. Импульсивность и непосредственность ребёнка - не пороки, а драгоценные качества его души (романтическая концепция детства). Но одновременно в литературе сохраняется и тенденция назидательной детской литературы. С 60-х годов детские проказы становятся любимой темой детской литературы (например, дети гладят кота утюгом). Следствием этого явилась волна возмущений педагогов и критиков. Как отрицание прежних канонов детской литературы появляется книга немецкого врача-психиатра Генриха Гофмана "Стёпка-растрёпка" (эпизод: мальчик отказывался от супа, после чего исхудал вконец и умер). Это пародия на традиционные приёмы детской литературы. В 20-м веке шалунов ожидали новые неожиданные приключения. Появляются свои певцы детских шалостей. (Беседа по пройденному материалу: изображение шалуна в книгах, изученных на уроках детской литературы). Григорий Остер. "Вредные советы" и "Вредные советы - 2". 1 час. "Вредные советы" и "Вредные советы - 2" Григория Остера как развитие современных тенденций истории шалуна в детской литературе. Современная критика о "Вредных советах". Иллюстрации к книгам. Традиции "Стёпки-растрёпки" немецкого врача-психиатра Генриха Гофмана ("антикнига", так как в ней "передёрнуты" все традиционные приёмы детской литературы). Вопиющая жестокость или? Проблемная беседа.
Задушевные и мудрые сказки Татьяны Мейко. Эпиграф: "Как бы ни было трудно и тоскливо, никогда не отчаивайся и не ругай этот мир, ведь всегда может оказаться, что ты в нём ещё не до конца родился" (Т. Мейко). Воля к жизни. Уроки любви и доброты. Стихи для детей (творчество томских поэтов). Встреча с одним из томских поэтов. Беседа. КВН (как итоговое занятие). 2 часа. Игра проводится между тремя командами. Каждому классу "отправляется" письмо, написанное в игровой форме и приглашающее принять участие в КВН. В письме указаны требования к участникам: Команда из 8 человек. Капитан команды. Название команды. а) приветствие, девиз; б) эмблемы у каждого из участников; в) плакаты у болельщиков. Домашнее задание команде: инсценировка эпизода из любого произведения по детской литературе. Домашнее задание капитанам: одно стихотворение собственного сочинения и пересказ эпизода из любой сказки или рассказа. Знать текст произведений по детской литературе (которые уже изучили). Желательно пополнить знания сверх программы (знать сказки, уметь назвать автора. В состав группы должны входить дети с творческими способностями, так как будут творческие задания. Принести рисунки к произведениям по детской литературе. Будет организована выставка рисунков. Домашнее задание: Выписать из текста фразы, которые больше всею понравились. Влияние А. Милна, А. Линдгрен и др. детской классики. Народные и литературные традиции; современные тенденции. Культ еды ("мы были, есть и будем есть"). Сопоставительная характеристика эпизодов из книги "Винни-Пух и все-все-все" и "Зоки и Бада". Домашнее задание: Придумать рецепт сладкого супа для Зоков. Конкурс на лучший рецепт сладкого супа для Зоков. Разминка. "Зоки и Бада" - книга для непослушных родителей. Работа со словом. Инсценировки небольших эпизодов.
Ход урока: Приветствия. Девизы. Эмблемы. Домашнее задание (инсценировка). Конкурс капитанов. Конкурс на лучшее сладкое блюдо. Творческие задания: придумать, как объясниться в любви (в стихах или в прозе, или инсценировать): а) Кощей Бессмертный Бабе Яге; б) Незнайка Красной Шапочке; в) Винни-Пух корове Мурке. Конкурс "Сладкие знания". Ведущий достаёт каждой команде по очереди сладости с "литературными" названиями. Задание: назвать автора (Карамель "Му-му", конфеты "Красная шапочка", "Гулливер", "Незнайка", шоколад "Дюймовочка", "Хоттабыч", "Чебурашка", "Сказки Пушкина" [назвать несколько сказок], изюм в шоколаде "Маугли", печенье "Карлсон", сгущенка "Матроскин", газированный напиток "Буратино" и т.д.) Отгаданная сладость вручается команде. Конкурс "Лепесток". Вопросы на лепестках. По мотивам какого произведения написана сказка А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино"? Кто перевёл сказку А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" на русский язык? Какие факты из биографии А. Сент-Экзюпери отразились в ею произведениях? Конкурс "Мы сочиним весёлые стихи".
а) оса - колбаса, король - пароль, мёд - полёт, Бармалей - не жалей, Айболит - исцелит, картошка -немножко, вилка - бутылка, сказка - подсказка, молоко - далеко - легко; б) кошка - немножко, чай - не лай, капуста - пусто, трава - дрова, рубашка - Чебурашка, Кощей -лицей, класс -для вас, помидоры - обжоры, складно - ладно, книжка - мышка - мартышка; в) играть - кровать, Матроскин - берёзка, коза - глаза - тормоза, приходить - победить, смех - успех - для всех, огурец - молодец, кенгуру - поутру, папа - шляпа, мама - панама. "Кто где живет?", или какая книга начинается так: а) "Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр..." (А.Н. Толстой "Золотой ключик..."). б) "В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон." (А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"). в) "Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли" (А. Волков "Волшебник Изумрудного города"). Конкурс "Яблочко". Кто вперёд съест яблоко, висящее на нитке, не касаясь его руками. Победителям КВН вручаются призы и диплом "ЛИТЕРАТУРОЕДЫ" за их особые успехи в общем нелёгком деле - грызть гранит науки. Завершить КВН можно весёлой детской песней (например, "Крылатые качели"). После КВН все приглашаются на выставку рисунков. 1. Альбеткова Р.И. Литературные игры: Учеб. пособие / Художник Н.Г. Васильева. - М., 1995. 2. Арзамасцева И. "Зоки и Бада", или кошмары сладкой жизни // "Детская литература", 1996, N 4-6. 3. Берестов В. Корней Чуковский // Чуковский К.И. Соч. в 2-х томах. Т.2. - М., 1990. 4. Верлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур// "Дискурс", 1997, N 3-4. 5. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. б.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 7. Глоцер В. Дети пишут стихи. М., 1964. 8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. - М., 1989. 9. Детская литература. Сб. статей. - М., 1977. 10. Егорова Н. Игра - развитие - творчество.// "Детская литература, 1997, 11. Живова З.С., Медведева Н.Б. Вопросы детской литературы и детского чтения: Библиогр. указ. кн. и ст. по истории, теории и критике. - М., 1977. 12. Жизнь и творчество К.И. Чуковского. - М., 1979. 13 Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методические разработки. 1 класс. М., 1990. 14. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. 15. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.,1994. 16. Мелетинский Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки. - Труды по знаковым системам. Тарту , 1960, 4.17. Негурэ И.П. Развитие форм сотрудничества у младших школьников как условие, мотивирующее процесс усвоения ими письменной монологической речи. - В кн.: Взаимодействие личности и коллектива. Таллин,1979. 18. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование). Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975. 19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.-Л., 1931. 20. Пропп В. Морфология сказки. Л., 1928. 21. Речевое развитие младших школьников. М., 1970. 22. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй (Пер. с итальянского Ю.А. Добровольской. Предисловие А.Г. Алексина). - М., 1978. 23. Руднев В.П. Винни-Пух и философия обыденного языка. М., 1996. 24.Троицкая А.С. Альтернативные подходы к литературному образованию младших школьников: попытка диалога. // "Дискурс", 1997, N 3-4. 25-Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1968. 26.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 27-Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 28-Шатин Ю.В. Языковая диссемметрия и Винни-Пух. // "Дискурс", 1997, N 3-4. Тема урока: Корней Иванович Чуковский. Стихотворная сказка "Айболит". ЦЕЛЬ УРОКА: Пробудить интерес к стихотворному творчеству К.И. Чуковского. Активизировать творческие способности учащихся. ЗАДАЧИ УРОКА: Дать общую характеристику творчества К.И. Чуковского. Показать, как теоретические установки писателя могут реализовываться в его творчестве. Закрепить навыки анализа текста учащимися. ПЛАН УРОКА: 1. Биография К.И. Чуковского. 2. Отношение К.И. Чуковского к детским сказкам. 3. Стихотворная сказка "Айболит". Прообраз Айболита. Поэтика имени. Работа с текстом. 4. "Заповеди для детских поэтов" К.И. Чуковского. 5. Соотнесение теоретических установок и сказочного творчества К.И. Чуковского. ФОРМА УРОКА: Комбинированный урок традиционного типа. ЭПИГРАФ УРОКА: "Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит" (К.И. Чуковский). ХОД УРОКА: 1. Проверка домашнего задания (письмо Змею Горынычу). Корректировка. 2. Запись в тетрадь: а)Тема урока; б)Стихотворная сказка К.И. Чуковского написана по мотивам прозаической сказки Гью Лофтинга "Доктор Айболит". Прообраз Айболита - доктор Дулиттл. Понятие "прообраз". О Чуковском - сказочнике. Портрет К.И. Чуковского. Выставка книг К.И. Чуковского. Итак, сегодня мы познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского. В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почётное звание "дедушка": Иван Андреевич Крылов и К.И. Чуковский. Причём Корнея Ивановича называли "дедушкой Чуковским" ещё при жизни. Детские сказки, песенки, загадки, потешки, переводы - лишь небольшая часть того, что сделал он в литературе (он писал и для взрослых). Но всё же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский - детский поэт. Все мы знаем и любим с детства его стихотворные сказки, детские стихи. Вспомните, какие стихотворные сказки Чуковского вы читали? Детские книги Чуковского завораживают нас своей музыкой, яркими образами главных героев, привлекают своей жизнерадостностью и оптимизмом. Интересно, что дети сразу приняли сказки К.И. Чуковского, как свои: они охотно заучивали и декламировали их наизусть. Кстати, сказки Чуковского очень легко заучить благодаря их особому ритму и интересным рифмам. Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять "Крокодила", с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению... Примечательно, что сам К.И. Чуковский считал детские сказки "витамином роста для детей", даже "хлебом насущным", то есть чем-то необходимым для ребёнка. У Герберта Уэллса есть роман "Пища богов". Учёный, желая помочь человечеству, изобретает небывалую пищу, кормит ею малышей, и они вырастают добрыми, могучими великанами. Вот и Чуковский готовил духовную пищу и "кормил" ею миллионы детей с единственной целью - чтобы они (в духовном смысле) росли великанами, силачами, богатырями. Он так и говорил: "пища", "рост", "силач", "великан". А пищей богов считал слово, поэзию, сказку. Вот он читает больным детям в санатории свой перевод "Мюнхгаузена": "Слушая их блаженное ржание, я впервые по-настоящему понял, какое аппетитное лакомство для девятилетних детей эта весёлая книга, и насколько тусклее была бы детская жизнь, если б этой книги не существовало на свете". С наибольшим благоговением Чуковский относится именно к сказке: "Сказка сделала своё дело: помогла ребёнку ориентироваться в окружающем мире, обогатила его душевную жизнь, заставила его почувствовать себя участником воображаемых битв за справедливость, добро и свободу". Чуковский как никто опирался на естественные вкусы и потребности детей разных возрастов. Он первый доказал, что все маленькие дети - неистовые любители поэзии и что их потребности в такого рода духовной пище впитаны буквально с молоком матери: "Стихотворные навыки внушены каждому из нас нашей матерью в пору нашего детства, прежде чем мы научимся говорить и ходить". Да-да, вся мировая поэзия началась с непроизвольных "ритмических стихотворных излияний" любящей матери и, как деликатно заметил исследователь, "насколько я мог проследить, эти материнские стихи связаны периодом кормления грудью". А первые рифмы - слоги "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Понятия "рифма" и "ритм". Интересно, что сам Корней Чуковский по своему мироощущению близок к детям. В одном письме он, "с высоты своих 84 лет", признался: "Боги...вылепили меня из какой-то особенной глины. Меня и сейчас очень радуют и снег, и котёнок, и новый забор, и подарки". "Главной усладой" его всегда была "способность читать и любить драгоценные книги". Эта услада объединяет его с детьми, которых дорогие им книги притягивают как мёд. В Чуковском столько непринуждённости, лёгкости, что трудно поверить, какой человек скрывается под личиной весёлого "дедушки Корнея". Трудно назвать писателя, более жёстко регламентировавшего свою жизнь, чем Корней Иванович. Не пить, не курить, вставать в пять утра, ложиться в девять вечера, выполнять точно в срок все обещания, отвечать на все письма, никогда не играть в карты, в домино, не ходить в гости и не принимать гостей, а лишь работать на людях, либо устраивать за домашним столом литературные вечера, - словом, если составить свод всех правил, которые навязал себе Чуковский, то выйдет целый том, не уступающий своду законов. Нет, не боги вылепили Чуковского из какой-то особенной глины, он создал себя сам.
Прообраз Айболита - доктор Дулиттл из прозаической сказки Лофтинга. Но и пересказ с английского Чуковский обогатил новыми реалиями и дал герою имя, звучащее как призыв к спасению. Айболит в стихах - это уже совсем не Дулиттл. Работа с текстом, (по строфам). 1. Каким представляется нам доктор Айболит уже из первой строфы? -Добрый. Он доктор по профессии - то есть в нём должна быть изначально заложена установка на добро, исцеление. Не случайно, может быть, слова "добрый" и "доктор" начинаются с одного слога. Интересно, что Чуковский взял не слово "врач", а именно слово "доктор". Почему? - Наверное, поэт выбирал по созвучию, по внутренней рифме. Плюс к этому слово "доктор" более "доброе", более "детское". Не случайно доброта его проявляется по отношению ко всему миру. Доктор не может быть добрым избирательно ("всех излечит"). 2. Интересно, что работая над "Айболитом", Чуковский зарифмовал вереницу больных с вереницей болезней и поражённых ими частей тела: коза - глаза, канарейка - шейка, сова - голова, носорога - изжога и т.д. Но всё это было отброшено ради простых строк: И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" И пришёл к Айболиту барбос: "Меня курица клюнула в нос!" - ибо тут есть обидчик и есть обиженный. Жертва зла, которой необходимо помочь. Что несёт людям доктор Айболит? - Добро, радость, веселье, смех - то есть исцеление не только физическое, но и духовное. Ведь сказать доброе слово тоже очень важно. Словом, как известно, можно убить, а можно и исцелить. 3. (и далее) Работа с текстом. Важно отметить, почему именно доктор Айболит бережёт себя - ради других (т.к. он нужен больным): О, если я утону, Если пойду я ко дну, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными? Интересна история этих строк. Чуковский сочинил их в 30-х годах, слишком далеко заплыв в море-Чуковский не только писал сказки для детей, но и выступал как литературный критик и теоретик. Известны его "Заповеди для детских поэтов". Это интересный материал для работы на уроке. Учитель может предложить детям проследить на примере одной из сказок Чуковского, как автор сам выполняет ту или иную заповедь. Таким образом, мы имеем возможность непосредственно проследить, как литературовед-теоретик в Чуковском будет соответствовать Чуковскому-сказочнику. Понятие "теории и практики литературного творчества". ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ. 1. Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника. 2. Нужна наибыстрейшая смена образов. 3. Словесная живопись должна быть лиричной. 4. Нужна подвижность и переменчивость ритма. 5. Нужна повышенная музыкальность поэтической речи. 6. Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу. 7. Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы. 8. Каждая строка должна жить своей собственной жизнью. 9. Не загромождать детских стихов прилагательными. 10. Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей. 11. Детские стихи должны быть игровыми. 12. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией. 13. Мало-помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы путём постоянного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. 14. Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. Понятие рифмы, ритма. Обсудив с детьми 1-ую заповедь, предлагается проверить её на примере конкретного текста - текста сказки К.И. Чуковского "Айболит". Учитель (или один ребёнок) наугад открывает любую строфу. Используя приём словесного рисования, нужно попытаться создать "картинку" (устно "нарисовать"). Итоги урока. |
||