|
||
Назад Вперед | ||
Мастерская кукольного театра концепция программы эстетического цикла для детей с 1 по 11 классН. Ф. Гноева (школа N 28) Программа курса "Мастерская кукольного театра" рассчитана на работу с детьми с первого по десятый класс, включая подготовительную группу первого класса. В нее входят занятия и практического, и теоретического плана с преобладанием практической деятельности. В программу входят курс лепки из различных материалов, изготовление кукол, роспись, народный фольклор, резьба по дереву. В процессе работы над любой темой подразумевается широкое использование дополнительной литературы из области истории, литературы, искусства, декоративно-прикладного творчества, литературного, музыкального, изобразительного фольклора. И систематизирующим стержнем данной программы является театр. Благодаря этому, предлагаемая программа дает возможность детям через совместную деятельность с педагогом проходить путь от постановки проблем до их решения. Предлагаемая программа в своих рамках позволяет каждому ребенку пережить ситуацию успеха. Реализация данной программы предполагает творчество детей во всех видах художественной деятельности по интересу, возможности, потребностям. Практические занятия дают возможность познакомиться с различными материалами и технологиями их обработки, получить определенные умения и навыки в работе с ними, которые позволят в дальнейшем ребенку владеть материалами и повышать свой творческий потенциал. Работая в мастерской, ребенок проходит путь от постановки проблемы до ее реализации, что дает возможность ребенку развивать мышление. Например, изготовление деревянного панно требует знания и навыков по рисованию, черчению и приемов резьбы по дереву различными инструментами. По ходу работы с изделием ребенок знакомится со свойствами и структурой дерева, устройством инструмента и техникой его применения, приобретает навыки по рисованию и знания по черчению. В процессе работы у него развивается мелкая моторика рук, которая тесно связана с развитием мышления и задействованы органы чувств, которые очень тесно связаны с развитием всех видов памяти. Работая над изделием, ребенок создает свой художественный образ, где развивается его фантазия и воображение. Деятельность в сфере искусства предоставляет ребенку возможность по пути достижения конечного результата, искать альтернативные варианты решений, что развивает мышление, предприимчивость, дает возможность овладеть необходимыми умениями и навыками. При организации занятий учитывается эмоциональный настрой учеников. Получение радости -задача любого урока или мероприятия. "Воспитание чувств начинается с красоты. Красота - первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости". На эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с миром искусства. Через творческую деятельность идет развитие образного, художественного восприятия. Большинство занятий, особенно с детьми младших классов, построено в форме игры. Это делает кропотливый непривлекательный труд занимательным и приносит радость. Благодаря игре в кукольном театре ( наличие роли, двух планов самочувствия, сюжета) обеспечиваются многообразные воспитательные возможности. При организации сюжетно-ролевой игры и по ходу ее необходимо выучить роль, найти себя в этой роли, изготовить костюм, найти свою манеру исполнения. При создании образа дети сами ставят задачи и решают их. Воспитание переходит в сферу самовоспитания. А есть еще и воспитание чувства сопереживания, товарищества, ответственности и т. д. Театр - это целый мир, который открывает для себя ребенок. И этот мир пока в форме игры помогает ему познать мир настоящий и быть там победителем. Театр - замечательная возможность познакомить наших детей с народным творчеством. Особенно доходчивый русский быт и русские праздники в театральных постановках. При такого рода театрализации ребенок познает русский быт через историю костюма, историю вещей, колорит песен и танцев, устное народное творчество.
Возможно использование элементов театрализации на уроках по различным предметам. Например, при прохождении темы по литературе, истории, русскому языку возможно театрализованное представление, что позволит детям более образно и эмоционально воспринимать предлагаемый материал, Есть возможность построить сеть занятии, охватывающих различные темы, различные предметы под общей канвой, делая для детей эти занятия ожидаемыми и интересными. Театрализация позволяет осуществить межпредметную взаимосвязь. Например, при постановке спектакля ребенку необходимы знания по литературе, истории, русскому языку, изобразительной деятельности, хореографии, художественному труду, черчению и даже по биологии, химии и, конечно, музыке. Интегрированные уроки дают возможность формирования у детей целостного восприятия мира. Театр и деятельность в художественной мастерской привлекают внимание родителей к своим детям. Возможна организация совместных праздников, выставок, практической помощи родителей в создании костюмов, в получении дополнительной информации детьми. В глазах родителей повышается значимость детей, которые видят в них, маленькую, но талантливую личность. Рекомендуемая программа предполагает формирование у ребенка мотивационно-потребностной сферы, которая перейдет в созидательную деятельность. И он будет готов осваивать общечеловеческие ценности. Общие методические пояснения: Занятия строятся в несколько этапов, в зависимости от подготовленности детей, их интеллектуального развития. Возможна работа со смешанными группами ( разновозрастные). Единственным условием для создания групп - психологическая совместимость. Поэтому первый год работы с учащимися представляет собой в основном знакомство с детьми, выход на эмоциональный контакт, привлечение их внимания к тому или иному виду деятельности. Второй этап - второй год посещения детьми мастерской. Основное внимание уделяется работе с материалами, приобретению навыков обращения с ними. Одним из обязательных условий по организации учебного процесса является проведение итоговых уроков, которые позволят всем: и учителям, и родителям - увидеть духовный и творческий рост ребенка. А самому ребенку оценить свои успехи, что способствует самоутверждению ребенка. Это может быть выставка, спектакль, открытый урок, праздник, номер, выступление и т. д. Для преподавателя очень важным является наблюдение за детьми с целью поддержания интереса к какому-то предмету, формирования межличностных отношений, для своевременного оказания психологической поддержки. Данная программа предлагает использование нетрадиционных форм занятий. Третий этап. В основном, это самостоятельная творческая деятельность учащихся, руководимая преподавателем, стремление добиваться состояния успеха для каждого ребенка. Учащиеся третьего этапа, как правило, к этому времени уже определяются в каком-то виде деятельности. И очень важно предоставлять возможность работы их как наставников с младшими детьми. Это возможно на уроках, репетициях, совместных представлениях, экскурсиях и т.д. Внеурочное общение очень важно для создания творческого доброжелательного климата. Уделяя внимание внешней обстановке, оформлению помещения для занятий, можно создать нужный настрой у ребят, вызывая интерес и нетерпеливое ожидание начала занятий. Благоприятные условия, творческая атмосфера, которая создается постоянством состава членов коллектива, преемственность поколений, сохранение хороших традиций, соответствующее оформление помещений служат активизации повышения эффективности творческой деятельности, воспитанию творческого актива. Творческие способности формируются только в процессе деятельности, вне конкретной деятельности не могут быть выявлены те или иные задатки ребенка, не могут развиться способности. Творческие способности развиваются в процессе активного отражения реальной действительности в мышлении, в воображении. Упражняясь, дети приобретают знания, умения, навыки, овладевают методикой того или иного дела. Широкая сфера деятельности "Мастерской" предполагает специальную подготовку преподавателя, имеющего опыт и навык работ с различными материалами, представление о театральной деятельности, огромный потенциал фантазии и желание приносить самому радость. |
||