|
||
Назад Вперед | ||
Славянская литература программа спецкурса в системе расширенного гуманитарного образования для 5-8 классовВ.К.Анисимова (ЗАХЛ) Пояснительная записка. Программа спецкурса "Славянская литература" разрабатывалась в соответствии с Концепцией непрерывного многоуровневого славянского образования в лицее. Основной целью непрерывного культурологического образования должно стать возрождения славянской духовности, создание условий для активного формирования здорового образа жизни, изучения потребности славян Сибири, ориентация подрастающего поколения на исторические и культурные ценности России и российских славян - украинцев и поляков. Программа интегративная. Изучение литературных произведений предполагает межпредметную связь с русским, польским, украинским языком, музыкой, искусством, мировой художественной культурой. Принцип изучения литературных произведений концентрический, дополнительный образовательный процесс осуществляется параллельно основному курсу литературы, национального фольклора и языка. Цель спецкурса "Славянская литература" - сформировать более полное представление о литературе как виде искусства, занимающем важное место в культуре славянских наций, и мировой культуре, способствовать становлению самосознания школьников, обретающих утраченную культуру своих предков. В практической части программа нацелена на формирование читательской культуры, навыков литературного анализа, приемов сравнения, сопоставления, вольного перевода, развитие устной и письменной речи, коммуникативной двуязычной культуры. Образовательная деятельность учащихся планируется через традиционные и нетрадиционные формы обучения: бинарные двуязычные уроки, внеклассные культурно-массовые мероприятия, конкурсы, литературные чтения, исследовательскую деятельность учащихся. Образовательная программа спецкурса осуществляется в рамках региональной программы "Общеславянский дом". 5 класс. Раздел 1. "Всякий народ создает словесность..." . 34 часа Лучшее средство постичь мир народной культуры - это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, песен, понять обычаи, обряды, осмыслить символику, почувствовать этические принципы народной жизни. Тема 1.Русские летописцы о славянах. 4 часа. "Повесть временных лет": О происхождении славянских племен, расселение. Пророчество святого Андрея. Легенда о Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Город Киев. Варяжское племя Русь.
Межпредметные связи: Город Киев. Нашествие Руси на Царьград. Нравы и образ жизни древлян, радимичей, кривичей. История Отечества 5 класс. Тема 2. Язык - выражение духа народа. 2 часа Семья индоевропейских языков. Деление славянских языков. Практическая работа: Реферат "Атлантида-родина славян". Межпредметные связи: Славянские языки. Русский язык 5 класс. Тема 3. Портрет славянина. 2 часа Костюмы. Одежда. Быт. Практическая работа: Сочинение " Мой пра -пра - пра..." Выставка рисунков "Наши предки славяне"Межпредметные связи: Декоративное славянское искусство. ИЗО. Национальный орнамент в одежде славян. Украинские и польские национальные костюмы. Технология. Тема 4. Мифы и религия. 7 часов Мифы - способ понимания мира, человека и отношений человека к миру. Обрядовый фольклор. Славянские игры. "Народный месяцеслов". Календарно-бытовой украинский и польский фольклор. Золотые россыпи: пословицы, поговорки, загадки. Межпредметные связи: Польский и украинский язык. Практическая работа: Культурно-массовое мероприятие совместно с родителями - празднование Рождества. Тема 5. Славянские сказки. 8 часов. Русские, польские и украинские волшебные сказки. " Василиса премудрая". " О прекрасной Елене", "Волшебная гора" - польские, "Иван-царевич и прекрасная девица -ясная звездочка" "Золотоволосая Ялена" - украинские сказки. Бытовые сказки. "Дар черного лешего" - польская сказка " Телесик", "Яйцо-райцо" - украинские сказки. Практическая работа: Сравнительный анализ сказок "Василиса премудрая" и " Волшебная гора". Языческая и христианская символика сказок. Выставка иллюстраций по славянским сказкам. Межпредметные связи: Иллюстрирование сказок. ИЗО. Символика в иллюстрациях к сказкам М. Васнецова. Тема 6. " Здесь так занимает всех все малороссийское...". Н.В.Гоголь. 8 часов . Для комментированного чтения и анализа в классе: "Вечера на хуторе близ Диканьки" "Ганна", "Голова", " Парубки гуляют". "Майская ночь или утопленница". Для домашнего чтения: "Страшная месть", "Вий". Практическая работа: Отзыв о прочитанном произведении. Просмотр фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки". Составление словаря "Украинизмы в языке томичей" - исследовательская работа. 6 класс Раздел 2. Фольклорные и библейские мотивы в славянской литературе. 34 часа. Тема 1. Библия. 6 часов. Ветхий завет. Книги Моисея: О сотворении мира. О сотворении Человека. Потерянный рай. Каин и Авель. Сыны божьи и дочери человеческие. Сказание о Ное. Вавилонская башня. Практическая работа: Слайд- экскурсии: Христианский храм. Католический кастел. Участие в Кирилле - Мефодиевских чтениях. Межпредметные связи: Библейские мотивы в живописи. ИЗО. Тема 2. Литературные сказки. 8 часов. А. С. Пушкин "Руслан и Людмила" А.А. Островский "Снегурочка". Практическая работа: Прослушивание фрагментов из оперы "Снегурочка" и "Руслан и Людмила". Составление литературно-музыкальных портретов героев. Иллюстрирование сказок. ИЗО. Межпредметные связи: Оперы русских композиторов по мотивам литературных сказок. Музыка. Тема 3. " Я пришел уберечь златострунную мову" . 8 часов. Жизнь и творчество Т. Г. Шевченко. Кобзарь. Роль русских писателей в судьбе поэта. Дар художника - живописца. " Спокон в1ку Прометея там орел караэ" -Т. Г. Шевченко и И. Е. Репин. Поэзия Т. Шевченко: песни, думы... " Течет вода в сине море...", "Думы мои, думы мои..." " Не завидуй богатому" " Ревет и стонет Днепр широкий" - Т. Г. Шевченко воспевает Днепр - общую купель славянских народов. "Завещание" Практическая работа: Чтение наизусть стихотворения "Завещание" на русском и украинском языке. Литературный вечер совместно с родителями, посвященный Дню рождения великого украинского поэта. Защита проектно - исследовательская работы по творчеству Т. Г. Шевченко. Межпредметные связи: И. Е. Репин. Портреты Шевченко. ИЗО. Тема 5. "Обездоленные за обиженных". 8 часов. В. Г. Короленко. Жизнь и творчество. Этюд "Слепой музыкант". Чтение и анализ текста. Основной психологический мотив этюда составляет Инстинктивное, органическое влечение к свету. Бинарное итоговое занятие:
1. " Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один лядащий человечишко..." 2. Сердечная и умная любовь родных людей. 3. "Природа расстилалась кругом, точно великий храм". 4. Общение с природой. 5. " Волшебная дудка Иоахима" 6. Приобщение к народной и классической музыке. 7. "Вообще звуки и цвета являются символами одинаковых душевных переживаний" 8. Постижение мира через звук и цвет. 9. " Для вас зрячих тоже сокрыто многое" 10. Жизнь народа. Звонарь. На могиле "льщаря". 11. " Тихий подвиг любви" . Эвелина и Петр. 12. " Обездоленные за обиженных". 13. Дебют слепого музыканта. Межпредметные связи: Музыка: "Времена года" П. И. Чайковский, С. Рахманинов "Весенние воды", Г. Свиридов "Поет зима, аукает", А. Скрябин "12 этюд", И-С Бах " Прелюдия", Сен-Санс "Лебедь". Живопись: Б.М. Кустодиев "Масленица", В. И. Суриков "Взятие снежного городка", А.Саврасов "Грачи прилетели", А. Куинджи "Вечер на Украине", И.Е. Репин "Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану", "Крестный ход в Казанской губернии". Практическая работа: Инсценировка текста с исполнением песни на украинском языке( Гл.3, часть 5-6). Отзыв о прочитанном произведении. 7 класс Раздел 3. Польская и украинская литература XIX и XX века. 34 часа. Тема 1. Детские стихи польских и украинских поэтов. 8 часов. Юлиан Тувим Ванда Хотомская. Людвиг Ежи Керн Ян Бжехва. Практическая работа: чтение на трех языках и сравнение русского, украинского перевода стихотворения "Лентяй" польского автора Яна Бжехвы. Тема 2. Адам Мицкевич. Великий сын славянского народа. 13 часов. "Он говорил о временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, В единую семью соединяться" Жизнь и творчество великого польского поэта. Детские годы - истоки народных мотивов поэзии. Годы ученичества. "Основа нашего братства: Отчизна, доблесть, наука..." Тема борьбы в лирике Мицкевича. Скитания по России. Мицкевич и декабристы. Образ Польши в лирике Мицкевича. Произведения для чтения и анализа в классе: "Ода молодости", "Песнь Адама", "Пловец", "Песня филаретов", " Расцвели деревья снова" "Три Будрыса", "Смерть командира", "Польке- матери ", " Дзяды" (фрагменты: "Русским друзьям", " Памятник Петру Великому"), "Крымские сонеты" - "Гробница Потоцкой", "Бахчисарай". Практическая работа: Чтение наизусть стихов А.Мицкевича на польском и русском языке. Вольный перевод с польского языка. Тема 3 . " Содружество лир и сердец" . 13 часов. А.С.Пушкин и А.Мицкевич. Пушкинские переводы Мицкевича. Тема декабристов в лирике Пушкина и Мицкевича. Тема Петра 1 в стихах Пушкина и Мицкевича. Тема "вольности святой" в стихах поэтов. Фольклорные основы " Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина и "Гражины" А.Мицкевича. Практическая работа: Бинарное занятие на польском и русском языке по творчеству А.С.Пушкина и А.Мицкевича. Межпредметные связи: Революционный этюд Ф.Шопена. Музыка. 8 класс Раздел 4. " Песнь любви". Любовная лирика польских поэтов XIX и XX веков. 34 часа. У всех народов во все времена были свои строки любви, выражающие глубину и силуэтогочувства. Чувства, соединяющие не только Ее и Его, двоих, но и объединяющегоцелыенароды. Надо быть поэтом, надо обладать умным и страстным сердцем, чтобы из пережитогои перечувствованного создать стихотворение , необходимое не только себе, но и другимлюдям. Одно стихотворение живет день, другое - столетие. Стихи о любви так же, как и гражданская лирика, отражает свое время, но вместе с тем они созвучны и нам, нашему времени. Тема 1. " Песнь песней" Соломона. 2 часа. Тема 2. Античная любовная лирика. 4 часа. Сафо. Анакреон. Тема 3. Классические традиции в любовной лирике польских поэтов XIX века. 13 часов. Юлиуш Словацкий. Зыгмунд Красинский. Рышард Бервинский. Теофиль Ленартович. Владислав Сырокомля. Казымеж Тетмайер. Практическая работа: чтение наизусть на польским или русском языке стихотворения по выбору. Анализ поэтического текста одного стихотворения по выбору. Тема 4. Любовная лирика поэтов XX века. 13 часов. Тадеуш Ружевич. Болислав Лесьмян. Леопольд Стафф. Владислав Броневский. Юлиан Пшибось. Мечислав Яструн. Константин Ильдефонс Галчинский. Вислава Шимборовская. Халина Посвятовская. Станислав Гроховяк. Практическая работа: Чтение наизусть на польском и русском языке стихотворения по выбору. Анализ поэтического текста одного стихотворения по выбору. Литературно-музыкальная композиция по мировой любовной поэзии " Что движет солнце и светила" для учащихся и родителей на русском, польском, украинском, английском и немецком языках. Межпредметные связи: литература стран изучаемых языков: английский, немецкий, польский, украинский русский язык. "Чистейшей прелести, чистейший образец" - любовная тема в русской и европейской живописи XIX и XX века. ИЗО. Романсы о любви на стихи европейских поэтов XIX и XX века. Музыка. Литература: 1. История всемирной литературы. В 9 томах. - М.; Наука, 1987. 2. Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся 8 -10 классов. - М.: Просвещение, 1984. 3. Энциклопедический словарь юного филолога. - М=: Педагогика, 1984. 4. Ревякин А. И. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение, 1977. 5. Мифы древних славян. ў Саратов: Надежда, 1993. 6. Стурчк!! В. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. - М.: Просвещение, 1970. 7. Русские писатели. Библиографический словарь. - М.: Просвещение, 1971. 8. Шевченко Т. Г. Избранное. Стихи и поэмы. - М.,: Просвещение, 1964. 9. "Кобзарь" Книга о Шевченко. - М.: Госиздат, 1954. 10. Мицкевич А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Худож. Литература, 1984. 11. Хинкулов Л. Тарас Григорьевич Шевченко. - М.: Молодая гвардия, 1967. 12. Украинские народные сказки. Под ред. М. Рыльского. В 2-х частях. - М., 1992. 13. Славянские сказки. Сборник. - Нижний Новгород, 1991. 14 .Сказки народов мира. В 10 томах, т. 4. - М.: Детская литература, 1988. 15 ."Песнь любви". Лирика зарубежных поэтов. - М., Молодая гвардия, 1981. 16. Короленко В. Г. Слепой музыкант. - М., Советская Россия, 1991. 17 ."Чудаки". Книга для учащихся. - М.:Просвещение, 1994. 18. "К нам едет ревизор..." Книга о Н. В. Гоголе. - М., Молодая гвардия, 1979. 19. Мицкевич А. Собрание сочинений в 5 томах. Под ред. М.С. Живова. - М.: Госиздат, 1954. 20. Эолова арфа. Антология баллады. - М.: Высшая школа, 1989. 21. Поэзия народов мира. От древнейших времен до рубежа XIX-XX веков. - М.: Детская литература, 1986. |
||