назад содержание вперед | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Индивидуальный стиль учебной деятельностиСловарик Индивидуальность - интегральное свойство, объединяющее природные и личностные особенности человека. Через индивидуальность раскрывается своеобразие личности, ее способности и предпочтительная сфера деятельности. Темперамент - это совокупность динамических особенностей психики человека, т.е. скорость, ритм, частота протекания психических процессов, но не их содержание. Характер - совокупность устойчивых особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Она определяет типичные для личности способы поведения. Способности - психологические особенности личности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Они не сводятся к знаниям и умениям, которые выработаны у человека, а являются лишь предпосылкой для их формирования. Интеллект. Под интеллектом обычно понимают
Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и регулировать свое поведение. Самосознание - это вершина индивидуальности. Осознание своего Я во всем многообразии индивидуальных черт, выделение себя из окружающего мира и сопоставление с другими людьми. Внимание- способность сознания выделять часть действительности. Важные свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость. Восприятие - это целостное отражение предметов внешнего мира, воздействующих на органы чувств. Представление-образ предмета, формирующийся в сознании в результате восприятия. Это не зеркальное отражение предмета, а продукт работы нашего сознания. Память - психический процесс накопления знаний и навыков, необходимых для развития личности. Здесь реализуются два процесса: запоминание и забывание. Забывание тоже очень важно, т.к. освобождает место для новой информации. Воображение и мышление - завершают процесс познавательной деятельности, обобщенно отражают действительность, формируют понятия - языковые структуры, отражающие свойства познаваемого предмета. Именно понятиями мы и мыслим. Тексты для анализа и размышлений -Работал Мартин за троих. Спал по-прежнему всего пять часов, и только железное здоровье давало ему возможность выносить ежедневное девятнадцатичасовое напряжение труда. Он не терял ни одной минуты. За рамку зеркала он затыкал листочки с объяснениями некоторых слов и с обозначением их произношения: когда он брился или причесывался, он повторял эти слова. Такие листочки висели над керосинкой, и он заучивал их, когда стряпал или мыл посуду. Листки все время сменялись. Встретив при чтении непонятное слово, он немедленно лез в словарь и выписывал слово на листочек, который вывешивал на стене или на зеркале. Эту систему Мартин применял не только к словам. Читая произведения авторов, достигших успеха, он отмечал все особенности их стиля, изложения, характерные выражения, сравнения, остроты - одним словом, все, что могло способствовать успеху. И все это он выписывал и изучал. Он искал каких-то общих принципов. Он составлял длинные списки литературных приемов, подмеченных у разных писателей, и, отталкиваясь от них, он вырабатывал собственные, новые и оригинальные приемы и учился применять их. Точно также он собирал и записывал удачные и красочные выражения из живой речи. Мартин всегда и везде искал принципов, лежащих в основе явления. Он старался понять, как явление создается, чтобы иметь возможность самому создавать его... Мартин мог работать только сознательно. Такова была его натура; он не мог работать как слепой, не зная, что выходит из-под его рук, полагаясь только на случай и на звезду своего таланта. Случайные удачи не удовлетворяли его. Он хотел знать "как" и "почему". Его творчество было творчеством осмысленным, и, принимаясь за рассказ или стихи, Мартин уже держал в голове план всего произведения, ясно представляя себе и свою цель и те художественные средства, которыми он располагает для достижения этой цели. Джек Лондон. Мартин Иден. Вопросы:
Предлагаем вам познакомиться с одной из типологий поведения и деятельности людей, восходящей к античному разделению людей на определенные типы по телосложению. Типология поведения и деятельности. По стилю деятельности люди делятся в основном на три типа:
Задание: Попытайтесь определить преимущественный стиль деятельности для себя, отметив соответствующие клетки в таблице: можно попросить одного из ваших одноклассников оценить вас. Работайте в парах!
Задание: Проясни для себя особенности собственного стиля учебной деятельности:
Контрольные вопросы:
а) Остап Бендер - б) Обломов - в) Максим Максимович ("Герой нашего времени") - а) темперамент и особенности мышления, восприятия, памяти; б) привычки и культура деятельности, сформированная в процессе обучения и воспитания; в) врожденные (темперамент, особенности психических процессов мышления, восприятия и памяти) и приобретенные (привычный стиль поведения и уровень развития культуры деятельности) характеристики личности. а) самопознание и самовоспитание; б) анализ опыта деятельности и тренировка; в) самопоощрение и самонаказание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||