назад содержание вперед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Проблемы целеполаганияСловарик Цель-образ желательного результата (предмете, ситуации, положения). Цель - предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его достижения с помощью определенных средств. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует сознательную человеческую деятельность, придавая ей последовательность и системность. Цель - специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она: более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения. Процесс постановки цели включает 3 фазы: -нахождение целей: Чего Я хочу? (цели должны быть ясными) -ситуационный анализ: Что Я могу? (регистрация личных ресурсов) -формулирование целей: К чему Я приступаю? (конкретные практические цели с четкими результатами и сроками) Приоритет - (от лат. Prior - первый, старший), первенство во времени какой-либо деятельности. Тексты для анализа и размышлений Аэропорт был погружен в туман, и табло указывало, что все отправления рейсов отложены на неизвестный срок. В административном зале аэропорта некоторые из задержавшихся не по своей воле пассажиров завязали беседу. Сначала они разговаривали о погоде, встречах, на которые уже не попали, и других вещах, волнующих путешественников. Когда же они стали говорить о работе, внимание сосредоточилось на Александре Ивановиче, изложившем историю своей карьеры, полной ошибок в выборе точки приложения усилий и их вынужденного исправления. Александр Иванович после окончания университета, решил связать свою судьбу с военной службой и поступил в военно-воздушный флот в качества младшего офицера. Но очень скоро дисциплина его "совсем допекла", и он поступил на работу учителем. Через три года он оставил преподавание, поскольку его обошли при повышении. Следующим шагом в его карьере было возвращение в университет, чтобы стать специалистом по социальным вопросам. Затем он недолго поработал в местном самоуправлении, бросил и это, заявив, что "потерял веру в общественную деятельность". Недавно Александра Ивановича взяли практикантом в области рекламы, и он вот-вот должен начать обучение методам рекламных исследований. И в то же время он признался: "Я и сейчас не убежден, что это то, что мне нужно. Может быть, бизнес тоже не для меня". Окружающие прислушивались к его признаниям с удивлением и неодобрением, и один из них спросил: "Сколько же Вам лет?". "Мне будет 36, - ответил Александр Иванович и добавил: - Мне кажется, мне подошло бы стать учителем медитации или каратэ, и я, пожалуй, поеду поучусь годик в Японии". Вопрос: Что необходимо сделать Александр Ивановичу, чтобы добиться успеха в жизни? Один мужчина постарше Александр Ивановича, сказал: "Чтобы добиться чего-либо, вам необходимо определиться и поработать в какой-нибудь области достаточно долго. Проясните для себя самого, чего же вы действительно хотите, и направьте все усилия на это. До тех пор, пока Вам самому неясно, как жить, Вы будете предоставлены случайностям судьбы, а ведь это ужасная растрата времени, таланта и знаний. Другие тоже согласились, что Александру Ивановичу не хватает ясности в том, чего и как он хочет добиться. В поисках образа жизни, который удовлетворил бы его, он, как бабочка, порхал от одной многообещающей возможности к другой.
Задание N 1:Запишите 5 важных целей, которые Вы хотите достичь до конца своей жизни. Попробуйте изобразить для себя возможную картину Вашей будущей жизни, и попытайтесь установить ясные цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия. Задание N 2:Дифференцируйте свои жизненные цели по временным критериям. Впишите в графы приготовленного формуляра все желаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее: Жизненные цели (личные желания):
Задание N 3Сгруппируйте ваши достоинства и недостатки, и выделите 2-3 важнейшие сильные и слабые стороны (данные можно взять из тетради 10 класса). Подобный "срез" личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей. Заполни таблицу:
Задание N 4.
|
Цель |
Средства |
имеется в наличии |
Что еще требуется |
1.
|
|||
2.
|
|||
3.
|
|||
4.
|
|||
5.
|
Задание N 5.
Последняя фаза процесса постановки целей - конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования. При этом, мы должны помнить, что цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты.
Сформулируйте результаты своих желаемых целей, перепроверьте свои планы с точки зрения их реалистичности, и установите сроки их реализации. Кроме этого, поставьте краткосрочные цели, которые будут способствовать достижению Ваших долгосрочных, глобальных целей (заполните таблицу).
Сфера жизни |
жизненная цель (результат) |
срок реализации |
практические цели |
срок исполнения |
контроль |
|
Задание для домашней работы:
Для планирования карьеры важно знать следующее: малый шаг, предпринимаемый сразу, дает чаще больше эффекта, чем обширные, стратегические и грандиозные замыслы, за которыми следуют затяжные действия. Каков же Ваш очередной шаг? (заполни формуляр):
Активная цель (ближайший шаг)
Требуемая информация
Необходимые ресурсы, помощь со стороны
Мероприятия
Сроки
Прочее
|
Контрольные вопросы:
а) добиться успеха в жизни,
б) цели меть хорошие отношения с одноклассниками,
в) получить пятерку за год по химии и биологии,
г) сделать подарок ко дню рождения подруге, с которой мы были в ссоре,
е) укреплять свое здоровье,
ж) поступить после окончания школы в ВУЗ,
з) четыре раза в неделю посещать бассейн,
и) заработать побольше денег,
к) стать профессиональным адвокатом к 2006 году.
а) определение своих положительных и отрицательных сторон с точки зрения достижения определенной цели
б) анализ ситуации, внешних обстоятельств для решения возникшей проблемы
в) постановка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей
г) постановка конкретных практических целей с четкими результатами и сроками.
а) определить, что для тебя является особенно ценным,
б) решить каким из задач следует придавать первостепенное, второстепенное и т.д. значение,
в) распределить нагрузку между партнерами,
г) составить список дел, которые необходимо будет сделать в течении дня.