Начальная страница  |   Практикум
назад содержание вперед

Тема: Самоменеджмент как условие личного и профессионального успеха

Нет ничего более лёгкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным.

Ален Макензи.

Словарик

Самоменеджмент - техника правильного использования времени. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности. Сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в жизни.

Функции самоменеджмента:

  1. постановка целей,
  2. разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности,
  3. принятие решений по предстоящим делам,
  4. составление распорядка дня и организация личного трудового процесса,
  5. самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей),
  6. информация и коммуникация (коммуникация как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента).

Самоуправление - это сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания. Самоуправление для человека - это решение вопросов о том, что и как делать.

Самовоспитание можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки.

Самооценка - ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своего поведения.

Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать своё поведение.

Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Биоритмы - это колебания работоспособности в течение длительных периодов времени.

Тексты для анализа и размышлений

***

У вас, быть может, всё в порядке

И в жизни личной, и в делах,

А у меня всё больше неполадки,

Хоть точно знаю, что не так.

Нельзя сказать, что я ленивый

И что сознательно работы избегал,

Работаю я много, как и все мы,

Да результат чертовски мал.

Проходит утро, полдень наступает,

А там, глядишь, и ночь уж тут как тут.

Но вот беда - забот не убавляет

Её приход: весь день - Сизифов труд.

Я ясно вижу корень зла:

Конечно, человек не совершенен,

Но если у него есть точный план,

Всё, что задумано, свершит он непременно.

Текст

" Как и большинство людей, Лосев не задумывался над природой времени. С годами ему всё больше не хватало времени, ощущал он это не как нехватку его, а как обилие дел, всё большую занятость. Зависело ли это от него самого, и можно ли было бы повлиять на время своей жизни, то есть как-то увеличить его, ў этого он не знал. Время было для него вместилищем, всяких дел, а не временем его собственной жизни. Он не умел оторваться от сиюминутности, отстраниться, представить, как это всё будет выглядеть через год, другой, и сейчас впервые ощущал, как это тяжело".

Д. Гранин. Картина. - М., 1985.

Вопросы:

  1. Как ты думаешь, почему некоторым людям не хватает времени?
  2. Какие рекомендации ты мог бы дать таким людям.

? Задание: Выделите основные виды деятельности в течение рабочего дня и проанализируйте расходы времени на них:

Виды деятельности

время реально используемое

Время, требуемое для данного вида деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Сумма времени:

   

 

Кто и что влияет на распределение твоего времени в течении дня, недели?

Правила самоменеджмента

  1. учись ставить цели и достигать их;
  2. рационально используй свое время (научись планировать)
  3. стремись развивать у себя адекватную самооценку;
  4. определи свой профиль интеллекта; развивай как вербальный, так и невербальный интеллект;
  5. учитывай свой темперамент и биоритмы;
  6. знай и формируй свой индивидуальный стиль деятельности.

Кто я такой?

Тест-анкета самооценки способностей к саморазвитию и саморазвитию личности

При заполнении теста-анкеты на каждый из поставленных вопросов необходимо дать ответ "1", "2", "3". Цифра "1" соответствует ответу "нет. Цифра "2" соответствует ответу "частично" или "периодически". Цифра "3" - соответствует ответу "да".

N

Вопросы

Варианты возможных ответов

   

"нет"

1

"частично"2

"да"

3

1

Читал ли и знаешь ли ты что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?

     

2

Имеешь ли ты серьёзное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личных качеств, способностей?

     

3

Отмечают ли твои друзья знакомые твои успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии?

     

4

Испытываешь ли ты стремление глубже познать самого себя, свои творческие способности?

     

5

Имеешь ли ты свой идеал и побуждает ли он тебя к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию?

     

6

Часто ли ты задумываешься о причинах своих промахов и неудач?

     

7

Способен ли ты к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например к самостоятельному изучению иностранного языка?

     

8

Способен ли ты продолжать решать трудную задачу, если первые 2 часа не дали ожидаемого результата?

     

9

Ведёшь ли ты дневник, где планируешь свою жизнь ( на год, на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируешь, что из запланированного выполнить не удалось и почему?

     

10

Считают ли твои друзья тебя способным к преодолению трудностей человеком?

     

11

Знаешь ли ты свои сильные и слабые качества?

     

12

Волнует ли тебя твоё будущее?

     

13

Стремишься ли ты к тому, чтобы тебя уважали твои ближайшие друзья, родители?

     

14

Способен ли ты управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации?

     

15

Способен ли ты к риску?

     

16

Стремишься ли ты воспитать в себе силу воли или другие качества?

     

17

Добиваешься ли ты того, чтобы к твоему мнению прислушивались?

     

18

Считаешь ли ты себя целеустремленным человеком?

     

19

Считают ли тебя способным к самообразованию, саморазвитию человеком?

     
 

Родители

     

20

Учителя

     

21

Друзья

     

Просуммируйте число баллов, которое Вам удалось набрать, и найдите по нижеприведённой шкале уровень развития своих способностей к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Уровни развития

Баллы

1-й - очень низкий

21-28

2-й - низкий

29-32

3-й - ниже среднего

33-36

4-й - несколько ниже среднего

37-40

5-й - средний

41-44

6-й - несколько выше среднего

45-48

7-й - выше среднего

49-52

8-й - высокий

53-56

9-й - очень высокий

57-63

Итак, вы получили более точные представления об уровне ваших способностей к самообразованию и саморазвитию. Не огорчайтесь, если он у вас не высок. Все в ваших силах и ваших руках!

 

? Контрольные вопросы:

  1. Самоменеджмент необходим человеку для того:
  2. а) чтобы исправлять свои недостатки;

    б) чтобы сэкономить время;

    в) чтобы правильно распределять время жизни.

  3. Термин "самоменеджмент" можно использовать как синоним слова:
  4. а) самовоспитание;

    б) самоуправление;

    в) саморазвитие.

  5. Управление собой:
  6. а) талант, данный немногим;

    б) развитое в процессе учебной деятельности качество личности;

    в) навык, развиваемый в процессе практической жизнедеятельности.

Наверх страницы