Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум   |   Список литературы   |  
назад содержание вперед

Тема: Рынок образовательных услуг

Типичный человек из ниоткуда

Живет в своем неведом нигде,

И, строя планы никакие,

Он вилами их пишет на воде.

Он не имеет точки зрения,

Куда идет, и сам не знает.

Он чем-то каждого из нас напоминает.

Послушай, человек из ниоткуда,

В твоем распоряжении весь мир.

Не упусти свой шанс попасть на жизни пир.

Леннон и Маккартни

Словарик

Образование - реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно - воспитательных учреждениях).

Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства (энциклопедический словарь).

Личная профессиональная траектория - более активный, целеустремленный и самостоятельный, нежели традиционный, способ обучения. ЛОТ - это обучение, определяемое самим обучающимся(по содержанию, направлению), осуществляемое в любом месте, в любое время компетентными специалистами (не обязательно преподавателями). Для успешного продвижения по ЛОТ необходимо ее сначала спланировать.

& Тексты для анализа и размышлений

Статьи из закона РФ "об образовании".

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.

- Гражданам РФ на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

- Государство гарантирует гражданам РФ получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Статья 10. Формы получения образования.

С учетом потребностей и возможности личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

а) в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства;

б) семейного образования;

в) самообразования;

г) экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.

Ступени получения профессионального образования:

Параллельно с данными видами образования возможно получение дополнительного образования.

Нынешняя структура высшего профессионального образования РФ установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным постановлением правительства РФ 12 августа 1994г. Этим стандартом установлены следующие уровни:

Первый - это неполное высшее образование, полученное в результате усвоения обучаемым основной профессиональной образовательной программы. Срок обучения - не менее двух лет. После усвоения этой программы студент может продолжить образование или, по его желанию, оставить вуз, получив диплом о неполном высшем образовании. К диплому выдается приложение, в котором отражается конкретный объем и содержание знаний, полученных обучаемым.

Второй уровень - образование, которое получает студент по основной профессиональной образовательной программе. Усвоение ее обеспечивает подготовку специалиста по выбранному студентом направлению и получении им квалификации бакалавра. Программа осваивается в течении четырех лет (гуманитарные, социально - экономические, естественно - научные, общепрофессиональные, специальные дисциплины, и необходимая практика).

Третий уровень образования осуществляется по основным профессиональным программам двух типов. Одна из них обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией магистр, вторая - с квалификацией инженер, учитель, экономист и т.д. (обобщающее название квалификации - специалист). Нормативный срок подготовки специалиста с квалификацией магистр должен составлять не менее 6 лет. Для подготовки обучаемого с квалификацией специалист сохраняются действующие сроки обучения.

 

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

- Порядок приема граждан в образовательные учреждения определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

- Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования производится по их заявлениям на конкурсной основе. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

- Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и форм получения образования.

- Обучающиеся имеют право:

а) на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) на обучение в рамках этих стандартов по индивидуальным учебным планам;

в) на ускоренный курс обучения;

г) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) на свободу совести, на уважение их человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

- Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Примечание. Необходимо отметить, что конечным юридическим документом общеобразовательных школ, лицеев, гимназий является устав данного учреждения, в котором оговариваются и закрепляются права и обязанности учащихся.

Текст для анализа.

Сергей К., выпускник Лицея, сдав вступительные экзамены в ТГУ, на экономический факультет, не обнаружил своей фамилии в списках зачисленных на первый курс. Внимательно изучив список, он нашел в нем фамилию абитуриента, с которым он подружился, получая экзаменационный лист накануне первого экзамена. Что удивило Сергея? Набрав одинаковое количество баллов, оказались они на разных берегах. Почему? Звонок все прояснил. Оказывается, Алексей И., получив на последнем экзамене по географии за ответ оценку "4", неудовлетворившись ею, подал, не дожидаясь окончания экзамена, апелляцию в предметную комиссию. Он объяснил, чем вызвано его неудовольство и почему он претендует на высокий балл: он посещал занятия на курсах, в школьной олимпиаде занял второе место, перед экзаменом работал с ним репетитор высокой квалификации... И вот результат - оценка "4". Алексею разрешено было сдавать этот экзамен второй раз, в этот же день, но другому экзаменатору. Результат был иной. Оценку "отлично" засчитали при подведении итогов, и абитуриент Алексей И. Стал студентом ТГУ, а Сергей оказался перед неутешительным выбором: учиться на факультете на платной, коммерческой основе или готовиться к службе в рядах Российской армии.

Вопрос: что послужило причиной того, что Алексей И. и Сергей К. оказались на разных берегах?

Задание: простройте свою индивидуальную образовательную траекторию

этапы образовательной траектории

 

Задание:

  1. Выяснить специфику обучения по выбранному профилю.
  2. Выявить для себя трудности получения образования по данному профилю.
  3. Наметить пути и способы преодоления трудностей.

? Контрольные вопросы:

  1. Какая категория граждан имеет право на получение высшего образования:
  2. а) все граждане РФ

    б) граждане, достигшие совершеннолетия

    в) граждане, не имеющие в аттестате троек

    г) граждане без судимости.

  3. Какие документы необходимо сдать в приемную комиссию ВУЗа (выбери из ниже перечисленных документов):
  4. а) аттестат о среднем образовании или его копию,

    б) паспорт,

    в) справка с места жительства,

    г) справка с места работы родителей,

    д) фотографии,

    е) документы о дополнительном образовании (курсы),

    ж) медицинская справка N 286,

    з) грамоты, благодарственные письма,

    и) характеристика,

    и) табель оценок за 10 класс,

    к) справка от районного отдела милиции.

  5. Какую информацию обязано предоставить учебное заведение абитуриенту:
  6. а) устав заведения,

    б) лицензию,

    в) правила приема абитуриентов,

    г) программы вступительных испытаний,

    д) экзаменационные билеты,

    е) общее количество абитуриентов, поступающих на интересующий вас факультет,

    ж) данные о выпускниках и местах их трудоустройства,

    з) данные об экзаменаторах и преподавателях.

Наверх страницы