назад содержание вперед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Рынок труда.Словарик Рынок труда <-рынок купли-продажи рабочей силы. Работник действует на этом рынке в качестве продавца, а работодатель - в качестве покупателя одного и того же товара - рабочей силы (а не рабочих мест или должностей). Рынок труда - социальный механизм установления взаимоосоответствия между предложением рабочей силы и спросом на нее. Безработица - незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует в скрытой и явной формах. Основной причиной безработицы является преобладание предложения над спросом на рынке труда. Подходящая работа - не просто бытовой термин, обозначающий, что данная работа вас во всех отношениях устраивает, а правовое понятие. (ст. 4 закона " О занятости населения"). Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной пригодности работника с учетом уровня его проф. подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Для лиц впервые ищущих работу и не имеющих специальности подходящей считается любая оплачиваемая работа. Конкуренция - соревнование, соперничество людей, групп в достижении сходных целей, лучших результатов в определенных видах деятельности (в которых происходит столкновение интересов : политика, экономика и т.п.). Является одной из важных характеристик рыночной экономики. Вакансия - свободное рабочее место. Структура рынка труда
Вопросы для обсуждения:
&Тексты для анализа и размышлений Знаете ли вы свои права ? (КЗоТ) Статья43. Для работников, не достигших возраста 18 лет, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени: 1.В возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю;
Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в свободное от учёбы время, не может превышать половины установленных норм для лиц соответствующего возраста. Статья 173. Не допускается приём на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодёжи к производственному труду, допускается приём на работу обучающихся в образовательных учреждениях для выполнения лёгкого труда не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учёбы время по достижении ими 14 - летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Статья 175. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжёлых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними, тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Статья 176. Лица моложе 21 одного года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра. Медицинский осмотр лиц моложе 21 года осуществляется за счёт средств работодателя. Статья 180. Заработная плата работников моложе 18 лет при сокращённой продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Оплата труда учащихся, работающих в свободное от учёбы время, производиться пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Статья 183. Расторжение трудового договора с работником моложе 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
Занятость подростков на рынке труда. (Журнал "Профессионал" 1998 N 6) В условиях перехода к рыночной экономике все большее число детей и подростков включается в различные виды труда ради заработка, за деньги. Масштабы этого явления в России таковы, что мы имеем все основания говорить о социальном феномене вторичной занятости учащихся, когда, наряду с основным своим видом деятельности - учением, получением образования, они выполняют различные виды работ за деньги. Согласно социологическим исследованиям, проведённом в Москве и других регионах России наиболее типичными видами работ детей за деньги являются: мойка машин, заправка их на бензоколонках, продажа газет и журналов автомобилистам на больших перекрёстках, пассажирам в электричках, там же мороженого; разгрузка вагонов... Работают подростки группами. В команде, как правило, работают друзья, и устроиться туда со стороны невозможно. Внутри команды поддерживаются строго деловые отношения, каждый работает на своей территории, границы которой строго определены и строго соблюдаются. Заправка машин на бензоколонке, как вид заработка, появился сравнительно недавно, но быстро стал популярным. Однако, работа эта монотонная и грязная. Разгрузка вагонов не очень популярна среди подростков, но всё же имеет место. Основные работодатели - частные предприятия. Наиболее типичные виды работ детей за деньги в 1998г.: погрузочно-разгрузочные работы (17%), уборка помещений (13,2%), мытье автомашин (9%),ремонт квартир, бытовой техники и пр. (8%), другие бытовые услуги (8,3%),продажа газет, журналов (6,3%),работа на предприятиях общественного питания (4,9%),разноска почты (4,2%) и другие (продажа фруктов, мороженого, жвачек; охрана; сельхозработы; уход за животными; переводы текстов). Значительный интерес представляют ответы на вопрос "Кто помог найти работу?" Ответы распределились в таком порядке: родители (33,3%), самостоятельно (25,5%),друзья (24,6%), др. родственники (9,7%), объявления и реклама (2,2%),бюро по трудоустройству (0,6%). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подростки весьма объективно сумели оценить, те качества, которых требует от них самостоятельная работа.Это в частности, такие качества как: физическая сила и сноровка (42,7%), умение общаться с людьми (27,7%),честность и ответственность (22,1%), дисциплинированность и прилежность (17,1%),профессиональные навыки (17,1%), умение постоять за себя (11,8%), умение обмануть клиента, обставить конкурента (7,5%), наглость и нахальство (6,5%). Ребята отмечают, что работа даётся тяжело. Главную причину этого дети видят в том, что приходиться совмещать работу с учёбой (31,5%), в числе других причин они назвали: большие физические нагрузки (25,5%), значительное нервное напряжение (12,1%); приходиться рисковать здоровьем, а иногда - даже жизнью (5%). Конечно, многое зависит от продолжительности и интенсивности работы. Результаты опроса подтвердили, что большинство школьников, работающих за деньги, трудяться ежедневно и довольно продолжительное время: 8-10 часов ежедневно (8,4%), 5-7 часов (13,7%), 3-4 часа (27,7%). Главным побудительным мотивом, заставляющим подростков работать, является желание заработаь деньги. Некоторые зарабатывают значительно больше своих родителей (11,8% - более 100 руб. в день). Больше всего времени затрачивают на работу и неплохо зарабатывают дети из многодетных семей и с низким уровнем дохода. Однако большая часть учащихся, имеющих высокие заработки, - это дети из семей с высоким уровнем дохода. Для чего подросткам нужны деньги ? Ответы расспределились следующим образом: желание иметь деньги на карманные расходы (67,9%), покупать дорогие вещи и быть нехуже других (23,4%), помочь семье, находящейся в тяжелом финансовом положении (12,1%), сколотить капитал и в будущем открыть свое дело (10,9%). Большинство родителей относятся положительно к работе детей (70%). Однако 27% родителей оценили это как отрицательное явление. Отношение учителей к работе школьников несколько иное : одобрительно (55,5%); нейтрально (21,1%); отрицательно (15%). Школьникам был задан несколько провокационный вопрос: " Не возникло ли у вас желание бросить учёбу и посвятить всё своё время этой работе?" Отвечали так: не возникало (29,2%); да возникало, но продолжаю учиться (7,3%); я уже бросил учёбу по этой причине (0,6%). Вопросы:
2.Предложите пути решения проблем трудоустройства молодёжи. Ориентиры на рынке труда
Центр занятости. Ул. Эуштинская 3, т.22-36-85 (вакансии, консультации по проф. обучению и переподготовке, регистрация безработных ) Информационный центр "Работа". Ул. Новгородская, 39/1, т.52-13-44 (вакансии, переобучение, консультации юриста и психолога, клубы ищущих работу). Все услуги государственной службы занятости - бесплатные.
Агентство "Глобус" пр. Ленина 30,к.5, т.415-534 Агентство "Биржа труда" пр. Ленина 8 (Дом молодежи) к.11, т.223-249 Агентство "Вариант" пр. Ленина 36 (ТГУ, гл. корпус), т.410-228 Деловой центр "ВЫ+МЫ" пр. Ленина 40(ТУСУР), к.127, т.233-118 . Агентство по трудоустройству ул. Савиных 3 (Лаг. сад), т. 418-292 "Тест-центр" ул. Савиных 3, т. 41-82-92 Кадровое агентство ул. Гагарина 11 (Универсам) В кадровых агентствах за небольшую плату можно получить информацию о вакансиях и поместить свою анкету в банк данных агентства, которым пользуются работодатели при подборе персонала. Вопрос: какую часть вакансий можно увидеть по этим ориентирам? Кто или что еще может помочь сориентироваться? ? Как ты можешь повысить свои шансы на рынке труда?
Практическая работа. Определи свою "рыночную стоимость". Узнай, каковы твои шансы на получение работы! "Рыночная стоимость" определяется с учетом требований конкретной фирмы или предприятия. Определите, какая работа вас интересует, и какие требования предъявляет фирма к своим работникам (если самим это сделать затруднительно, обратитесь к сотруднику фирмы, преподавателю). Оцените наличие требуемых качеств у вас по десятибалльной шкале. Например, если фирма требует от сотрудника высшего образования, то в графе "образование" в столбце "требуются" проставьте 10. А у вас образование только среднее, поэтому в столбце "имеются" проставьте 5. Заполните таблицу:
После заполнения таблицы отнимите значения ст. 2 от ст. 3, подсчитайте сумму всех строк. Если результат больше нуля, то шансы на получение работы достаточно высоки. Если меньше - нужно подумать о других возможностях, или найти способ усилить свои проф. качества. Контрольные вопросы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||