|
Сущность представленной работы
В нашей Заозерной школе N 16 автором
осуществляется идея интегрированной
образовательной модели преподавания географии.
Такая форма помогает школьникам соединить
полученные по разным предметам знания в единую
систему, позволяющие глубоко усвоить их, развить
творческие способности, научить мыслить, а в
последствии решать проблемы во взрослой жизни.
Именно наши дети, сидящие сейчас за школьным
столом, в ближайшие десятилетия будут определять
взаимоотношения человека и природы.
Организация интегрированной
образовательной модели предопределяет
целесообразность создания комплексной
образовательной системы, включающей в себя:
- создание и
реализацию программы авторского
интегрированного межпредметного курса
"География города Томска" и методического
обеспечения к нему;
- интеграцию предметов посредством
бинарных уроков;
- интеграцию посредством внеклассных
мероприятий.
Каждый аспект будет рассмотрен в
работе как самостоятельный модуль.
Работа по всем направлениям идет в
русле построения преемственности и формирования
единого образовательного пространства с учетом
следующих принципов:
- картографического
подхода;
- экологического подхода;
- исторического подхода;
- принципа антропоцентризма;
- практической направленности
обучения;
- краеведческого подхода.
Карта
и картографический подход сделали географию уникальной
наукой. Из географии карта "перекочевала" в
другие науки и успешно помогает им
пространственно размещаться. С другой стороны
создание карт не обходится без этих самых
"других" наук. Главной задачей является
сформировать умения свободно пользоваться
картами разного содержания, а так же планами
городов, строить простые картосхемы. Карта -
второй язык географии. Он должен быть понятен
каждому.
Я уже упоминала о ведущей роли
географии в экологическом
воспитании. Сейчас экология тонкой нитью
проходит через все науки. Но если на всех уровнях
образования постоянно утверждать, что природная
среда уже загрязнена, то этим мы формируем не
патриота - созидателя, а разрушителя. География
должна отвечать на вопросы:
Может ли человек осваивать свое
природное окружение, не разрушая его?
Что необходимо для этого знать?
В содержании географии исторический
подход имеет глубокие корни. История
развития природы Земли, открытие и освоение ее
отдельных территорий дает ответы на многие
вопросы, связанные с природой, современной
культурой народов, структурой хозяйства.
Развитие процессов и явлений на Земле во времени
реализует идею единства времени и пространства.
В современных условиях важно сделать
акцент на выявление влияния природных условий на
здоровье человека, на изучение опасных и
неблагоприятных природных и материальных
явлений, показать, как природа повлияла на народное творчество
и создание художественных произведений.
Практический
компонент в содержании географии должен
занимать значительное место. Особое значение
имеют практические работы на местности, полевые
практикумы, интегрированные уроки с
практической направленностью, которые учат
применять теоретические знания на практике.
Краеведческий
аспект проявляется в формировании
представлений школьников о территориальном
разнообразии мира в природном, хозяйственном,
социальном, этническом и иных отношениях на
локальном уровне (свой город, свой район).
Позволяет сделать процесс обучения географии
более значимым для детей, повысить уровень общей
культуры, расширить краеведческие знания о
родном городе.
Помимо указанных принципов, которые
положены в основу, задачи работы
следующие:
Повышение
качества географической образованности.
- Формирование целостного восприятия
мира.
- Формирование потребности
творческой деятельности.
- Развитие воображения и мышления.
- Воспитание личностного отношения
учащихся к человеку, самому себе как уникальной
форме жизни.
- Воспитание готовности ученика к
самостоятельному выбору и принятию решений.
- Формирование понимания
ответственности за последствия своих поступков.
- Формирование географической
культуры, осознанного восприятия проблем
экологии.
Для реализации этих задач проводится:
- Пересмотр программ по предметам
естественнонаучного цикла. Проводятся бинарные
уроки (география - биология, география - физика,
география - математика). При этом практически
везде рассматривается взаимосвязь человека и
природы, экологические проблемы.
- Вопросы краеведения и экологии изучаются на
уроках интегрированного спецкурса "География
города Томска". Наряду с традиционными уроками
проводятся нестандартные уроки, экскурсии,
ролевые игры, конференции и т.д.
- Воспитательный и образовательный процесс
дискретен. Ребенок не все время находится за
школьной партой. Именно поэтому желательно, что
бы это воздействие было ярким, запоминающимся,
насыщенным полезными и интересными делами.
Интегрированные мероприятия,
подразумевающие сотрудничество учителей
биологии, географии, физики, химии, экологии,
математики и литературы. В этом русле проводятся
конкурсы, викторины. Дух соперничества присущ
детскому возрасту, он является для ребят
естественным стимулом развития. Каждый конкурс
развивает любознательность, вызывает желание
больше узнать. А ведь соревнованиям предшествует
большая подготовка, в процессе которой ребята
приобретают навыки поиска, самостоятельной
работы с книгой, развивают творческое мышление.
|
|