Начальная страница  |   Введение   |   Раздел 1   |   Раздел 2   |   Раздел 3   |   Заключение   |   Литература
  
   Назад      Вперед   
  

Сущность представленной работы

В нашей Заозерной школе N 16 автором осуществляется идея интегрированной образовательной модели преподавания географии. Такая форма помогает школьникам соединить полученные по разным предметам знания в единую систему, позволяющие глубоко усвоить их, развить творческие способности, научить мыслить, а в последствии решать проблемы во взрослой жизни. Именно наши дети, сидящие сейчас за школьным столом, в ближайшие десятилетия будут определять взаимоотношения человека и природы.

Организация интегрированной образовательной модели предопределяет целесообразность создания комплексной образовательной системы, включающей в себя:

  • создание и реализацию программы авторского интегрированного межпредметного курса "География города Томска" и методического обеспечения к нему;
  • интеграцию предметов посредством бинарных уроков;
  • интеграцию посредством внеклассных мероприятий.

 

Каждый аспект будет рассмотрен в работе как самостоятельный модуль.

Работа по всем направлениям идет в русле построения преемственности и формирования единого образовательного пространства с учетом следующих принципов:

  • картографического подхода;
  • экологического подхода;
  • исторического подхода;
  • принципа антропоцентризма;
  • практической направленности обучения;
  • краеведческого подхода.

 

Карта и картографический подход сделали географию уникальной наукой. Из географии карта "перекочевала" в другие науки и успешно помогает им пространственно размещаться. С другой стороны создание карт не обходится без этих самых "других" наук. Главной задачей является сформировать умения свободно пользоваться картами разного содержания, а так же планами городов, строить простые картосхемы. Карта - второй язык географии. Он должен быть понятен каждому.

 

Я уже упоминала о ведущей роли географии в экологическом воспитании. Сейчас экология тонкой нитью проходит через все науки. Но если на всех уровнях образования постоянно утверждать, что природная среда уже загрязнена, то этим мы формируем не патриота - созидателя, а разрушителя. География должна отвечать на вопросы:

Может ли человек осваивать свое природное окружение, не разрушая его?

Что необходимо для этого знать?

 

В содержании географии исторический подход имеет глубокие корни. История развития природы Земли, открытие и освоение ее отдельных территорий дает ответы на многие вопросы, связанные с природой, современной культурой народов, структурой хозяйства. Развитие процессов и явлений на Земле во времени реализует идею единства времени и пространства.

В современных условиях важно сделать акцент на выявление влияния природных условий на здоровье человека, на изучение опасных и неблагоприятных природных и материальных явлений, показать, как природа повлияла на народное творчество и создание художественных произведений.

Практический компонент в содержании географии должен занимать значительное место. Особое значение имеют практические работы на местности, полевые практикумы, интегрированные уроки с практической направленностью, которые учат применять теоретические знания на практике.

Краеведческий аспект проявляется в формировании представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом и иных отношениях на локальном уровне (свой город, свой район). Позволяет сделать процесс обучения географии более значимым для детей, повысить уровень общей культуры, расширить краеведческие знания о родном городе.

Помимо указанных принципов, которые положены в основу, задачи работы следующие:

  • Повышение качества географической образованности.
  • Формирование целостного восприятия мира.
  • Формирование потребности творческой деятельности.
  • Развитие воображения и мышления.
  • Воспитание личностного отношения учащихся к человеку, самому себе как уникальной форме жизни.
  • Воспитание готовности ученика к самостоятельному выбору и принятию решений.
  • Формирование понимания ответственности за последствия своих поступков.
  • Формирование географической культуры, осознанного восприятия проблем экологии.

Для реализации этих задач проводится:

  1. Пересмотр программ по предметам естественнонаучного цикла. Проводятся бинарные уроки (география - биология, география - физика, география - математика). При этом практически везде рассматривается взаимосвязь человека и природы, экологические проблемы.
  2. Вопросы краеведения и экологии изучаются на уроках интегрированного спецкурса "География города Томска". Наряду с традиционными уроками проводятся нестандартные уроки, экскурсии, ролевые игры, конференции и т.д.
  3. Воспитательный и образовательный процесс дискретен. Ребенок не все время находится за школьной партой. Именно поэтому желательно, что бы это воздействие было ярким, запоминающимся, насыщенным полезными и интересными делами.

Интегрированные мероприятия, подразумевающие сотрудничество учителей биологии, географии, физики, химии, экологии, математики и литературы. В этом русле проводятся конкурсы, викторины. Дух соперничества присущ детскому возрасту, он является для ребят естественным стимулом развития. Каждый конкурс развивает любознательность, вызывает желание больше узнать. А ведь соревнованиям предшествует большая подготовка, в процессе которой ребята приобретают навыки поиска, самостоятельной работы с книгой, развивают творческое мышление.

  
 
Наверх страницы