Степень теоретической разработанности вопроса
Истоки географии, как интегративной
науки - в глубокой древности: первый известный
научный труд принадлежит греческому ученому
Эратосфену (III в. до н.э.). Сущность географии Эратосфен
видел виде в описании как природы Земли в целом,
так и отдельных частей земной поверхности.
(Исаченко А.Г. География в современном мире.
(Книга для учителя). - М.: Просвещение, 1998)
Страбон видел смысл в описании в
первую очередь народов и достопримечательностей
Ойкумены.
Пиком интереса к географии можно
считать эпоху Великих географических открытий.
Варениус рассматривал географию как
естественную науку, подразделяя ее на общую и
частную.
По Иммануилу Канту: "География
заполняет весь объем наших знаний в
пространстве... у нее нет собственного предмета
исследования... и поэтому область охватываемых ею
явлений поистине безгранична". (Исаченко А.Г.
География в современном мире. (книга для учителя).
- М.: Просвещение, 1998) Это объяснение послужило
поводом для подмены географии другими науками,
родственными ей.
С тех пор вопрос единства
географической науки сегодня отнесен к
"вечным" проблемам географии.
С другой стороны позволяет
методологически интегрироваться с любой
школьной дисциплиной.
Идея обновления интеграции в
географии не нова, но актуальна. Она основана, как
мы знаем, на межпредметных связях. Учеными
педагогами за последние годы создано большое
количество работ, направленных на развитие
целостного восприятия мира. Начало же
возникновения направления датируется
XVIII веком с
появлением первых исследовательских работ А.Я.
Герда, К.П. Ягодовского, В.Ф. Зуева, В.И.
Вернадского.
В учебных заведениях дореволюционной
России существовали интегрированные курсы
практической направленности.
Теоретические концепции, посвященные
интеграции связаны с исследованиями
отечественных ученых современности, а именно И.Т.
Суравегиной, А.Г. Хрипковой, Н.В. Груздевой, Л.В.
Тарасова, И.Ю. Алексашиной.
Вопросам интеграции посвящены работы
Н.Н. Родзевича, Н.Н. Петровой. Проблемы
интегрированного образования интересуют и
томских педагогов, не только географов. Это
работа Л.В. Весниной.
В журнале "География в школе" 1996 - 1998
печатались материалы отдельных интегрированных
уроков.
В последнее время большое значение
стали уделять региональному компоненту
образования и в журнале "География в школе" (1996)
печатались программы Никоновой М.А., Смирновой
М.С. "Москвоведение" и Тимофеевой З.М. -
"География Ростова". Педагогами
Санкт-Петербурга разработаны программы
интегрированных курсов географии города.
И все же мне кажется, этой проблеме в
литературе не уделяется должного внимания.
|