|
Методы, приемы и подходы в обучении
Интегрированное обучение
предполагает использование различных методов,
основанных на развивающем обучении и
деятельностном подходе. Необходимо так
построить учебный процесс, чтобы ученик не
только усвоил конкретные знания и умения, но и
овладел способами их применения в различных
ситуациях, научился делать самостоятельный
вывод, проявлять научное мышление.
Таким образом, используются методы:
- традиционного
обучения;
- коллективного способа обучения;
- метод интенсификации обучения на
основе схемных и знаковых моделей учебного
материала;
- игровой метод;
- метод проблемного обучения;
- метод формирования
научно-исследовательских процедур, развития
нового проблемного видения;
- метод проектов.
Объединение методов в интегрированной
образовательной модели дает целостность,
неразрывность глубоких знаний за все время
обучения предмета.
Психолого-педагогические методы и
приемы в развивающей системе интегрированного
обучения.
Общая установка - не давать знания в
готовом виде. Использую:
- Методику успеха:
а) предварительного успеха - задание
чуть труднее обычного;
б) вынужденного успеха - задание еще
труднее;
в) период реального успеха - задание
все усложняется, т.е. трудности нарастают, оценки
не ставятся, определяется уровень способности.
- Самостоятельную работу
учащиеся самостоятельно ищут ответ на
поставленный вопрос, используя прошлые задания и
вспомогательную литературу.
- Приемы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые;
б) придумать аналогичные задания;
в) самостоятельный поиск объекта
(предмета) для сравнения задания;
г) найти в группе предметов лишний.
- Самоконтроль:
а) найти то место в задании, которое
было для тебя самым трудным;
б) как осуществить проверку и почему
именно так?
- Чередование приемов работы:
а) трудного с легким;
б) теорию с практикой;
в) эмоционально насыщенного материала
(большой объем) с материалом, который требует
размышлений;
г) письменной и устной работы;
д) рассказа педагога и самостоятельной
работы учащегося;
е) беседы с рассказом;
ж) материала для заучивания наизусть с
материалом, который не требует точного
воспроизведения.
Наиболее эффективными, на мой взгляд,
методами для обретения подлинных знаний
являются педагогические технологии
гуманистической направленности, обращенные к
потенциалу человека. Представляя собой гибкую
методическую систему, они создают особые
условия, обеспечивающие новую по смыслу
духовно-практическую деятельность педагога и
ученика, при которой учащиеся могут достигать
вершин физического, психологического и
духовного потенциала, при котором знания не
даются в готовом виде, а добываются учащимися в
совместной деятельности с учителем. В работах
Ю.А. Гагина по этому поводу мы находим следующее:
"В готовом виде даются, так называемые,
интерпретационные знания, не подлинные. Эти
знания часто содержат избитую, само собой
разумеющуюся информацию. Мы часто отвечаем на
вопросы, которые сами ставим и которые учащиеся
нам не задают. Интерпретационное знание
бессмысленно, так как воспроизводство его имеет
смысл только для толпы, для удобства управления
ею... Подлинные знания уникальны и необычны.
Человек, достигший собственной
вершины своего физического, психического и
духовного потенциала, всегда уникален. В
условиях его реальной жизнедеятельности он
максимально ответственен перед самим собой и
обществом".
Последние исследования в Институте
теоретической педагогики и международных
исследований РАО с учетом анализа мирового опыта
современными учеными были сделаны выводы о том,
что развивает обучение, лишь построенное по
определенным правилам и при соблюдении
определенных условий; подходов:
- Исследовательский
подход в обучении.
Его характерная черта - реализация идеи
"Обучение через открытие". В рамках этого
подхода ученик в совместной деятельности с
учителем создает знания, умения, объекты или то и
другое.
- Коммуникативный
или дискуссионный подход.
Он предполагает,
что ученик становится на какое-то время автором,
какой-либо точки зрения на определенную научную
проблему. При реализации этого подхода
формируются умения высказывать свое мнение и
понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе
точки зрения.
- Групповой
подход.
Каждая группа работает над общим
заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Эти правила используются в
интегрированном обучении и дают очень хорошие
результаты.
|
|