Начальная страница  |   Введение   |   Раздел 1   |   Раздел 2   |   Раздел 3   |   Заключение   |   Литература
  
   Назад      Вперед   
  

Методы, приемы и подходы в обучении

Интегрированное обучение предполагает использование различных методов, основанных на развивающем обучении и деятельностном подходе. Необходимо так построить учебный процесс, чтобы ученик не только усвоил конкретные знания и умения, но и овладел способами их применения в различных ситуациях, научился делать самостоятельный вывод, проявлять научное мышление.

Таким образом, используются методы:

  • традиционного обучения;
  • коллективного способа обучения;
  • метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
  • игровой метод;
  • метод проблемного обучения;
  • метод формирования научно-исследовательских процедур, развития нового проблемного видения;
  • метод проектов.

Объединение методов в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмета.

Психолого-педагогические методы и приемы в развивающей системе интегрированного обучения.

Общая установка - не давать знания в готовом виде. Использую:

  1. Методику успеха:
  2. а) предварительного успеха - задание чуть труднее обычного;

    б) вынужденного успеха - задание еще труднее;

    в) период реального успеха - задание все усложняется, т.е. трудности нарастают, оценки не ставятся, определяется уровень способности.

  3. Самостоятельную работу
  4. учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу.

  5. Приемы сравнения:
  6. а) сравнения межвидовые, межродовые;

    б) придумать аналогичные задания;

    в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания;

    г) найти в группе предметов лишний.

  7. Самоконтроль:
  8. а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным;

    б) как осуществить проверку и почему именно так?

  9. Чередование приемов работы:

а) трудного с легким;

б) теорию с практикой;

в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений;

г) письменной и устной работы;

д) рассказа педагога и самостоятельной работы учащегося;

е) беседы с рассказом;

ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, методами для обретения подлинных знаний являются педагогические технологии гуманистической направленности, обращенные к потенциалу человека. Представляя собой гибкую методическую систему, они создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой учащиеся могут достигать вершин физического, психологического и духовного потенциала, при котором знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем. В работах Ю.А. Гагина по этому поводу мы находим следующее: "В готовом виде даются, так называемые, интерпретационные знания, не подлинные. Эти знания часто содержат избитую, само собой разумеющуюся информацию. Мы часто отвечаем на вопросы, которые сами ставим и которые учащиеся нам не задают. Интерпретационное знание бессмысленно, так как воспроизводство его имеет смысл только для толпы, для удобства управления ею... Подлинные знания уникальны и необычны.

Человек, достигший собственной вершины своего физического, психического и духовного потенциала, всегда уникален. В условиях его реальной жизнедеятельности он максимально ответственен перед самим собой и обществом".

Последние исследования в Институте теоретической педагогики и международных исследований РАО с учетом анализа мирового опыта современными учеными были сделаны выводы о том, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий; подходов:

  1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
  2. Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
  3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.

Эти правила используются в интегрированном обучении и дают очень хорошие результаты.

  
 
Наверх страницы