Тема 3. Основы современных технологий диагностики качества знаний
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы. В последнее время все большее применение в качестве контроля знаний находит тестирование. Это связано с тем, что использование тестов предоставляет особые возможности для создания и модификаций банка разнообразных задач и вопросов, позволяет эффективно организовать учебный процесс и проводить статистический анализ результатов теста. Очень многие преподаватели признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону снижения его трудоёмкости. Они признают метод тестов как надёжный, объективный и экономичный.
Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность учащихся к освоению нового учебного курса, другие помогут выявить конкретные пробелы в знаниях учащихся и спланировать необходимую целенаправленную корректную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.
Основными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания, которая обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования, способов обработки результатов; подтверждения качества теста: определения надежности, валидности и использования математического статистического инструментария для оценки полученных результатов[2].
Ниже приведены основные преимущества использования тестов в учебном процессе:
Компьютерное тестирование предоставляет совершенно особые возможности для создания и модификаций банка разнообразных задач и вопросов. Использование такого банка позволяет максимально индивидуализировать контрольные мероприятия с учетом профессиональной направленности обучения и наличием слабых и сильных учащихся, групп и классов;
Индивидуализация и разнообразие заданий;
Применение тестов для непосредственной проверки и оценки знаний позволяет унифицировать требования, предъявляемые к знаниям, и повысить объективность;
Эффективная организация учебного процесса;
Возможность статистического анализа. Современные тестовые системы позволяют получить основные статистические параметры результатов тестирования как участников, так и тестовых заданий, построить гистограмму распределения индивидуального балла тестируемых, рассчитать коэффициенты корреляции задания с заданием и задания с индивидуальной суммой баллов по заданиям, построить индивидуальные кривые испытуемых и характеристические кривые заданий; построить информационные функции заданий и теста; рассчитать дифференцирующую способность заданий и надежность теста. А также возможность посмотреть статистику по каждому заданию;
Возможность устанавливать уровень сложности вопросов;
Возможность детальной проверки каждой темы курса;
Осуществление оперативной диагностики результата овладения учебным материалом каждым учащимся;
Экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности;
Оживление процесса обучения.