Тема 3. Основы современных технологий диагностики качества знаний
Для того, чтоб дать наиболее полную характеристику тестам и показать их место среди прочих видов контроля, необходимо привести классификацию тестов по различным параметрам.
Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:
Классификация тестов по назначению:
Общедиагностические;
Профессиональной пригодности;
Специальных способностей;
Достижений.
По количеству одновременно обследуемых людей:
Индивидуальные;
Групповые
По степени однородности задач:
Гомогенные тесты предназначены для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу;
Гетерогенные тесты измеряют уровень подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам.
По виду нормирования:
Ориентированные на статистические нормы – тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;
Критериально ориентированные – тесты предназначенные дл определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного: уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности;
Прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;
Ненормированные.
По характеру ответов на вопросы:
Открытого типа. Со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.;
Закрытого типа. С предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов тот или иной вариант.
Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах школьных достижений:
Соответствия. На восстановление соответствия – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;
Аналогии. Испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов;
Последовательности. Испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.
Тесты достижений можно классифицировать по большинству приведенных оснований. Так же среди них выделяют:
Широкоориентированные тесты, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;
Узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т.д.
Эта классификация представляет интерес с точки зрения оценки спецификации предлагаемых тестов.