Тема 3. Основы современных технологий диагностики качества знаний


3.1. Тестирование как метод контроля качества знаний
3.2. Компьютерное тестирование: возможности и особенности
3.3. Использование компьютерных тестирующих программ для проведения промежуточного и итогового контроля
3.4. Модели оценки результатов тестирования


3.1 Тестирование как метод контроля качества знаний


Для того, чтоб дать наиболее полную характеристику тестам и показать их место среди прочих видов контроля, необходимо привести классификацию тестов по различным параметрам.

Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:

  1. Классификация тестов по назначению:

    1. Общедиагностические;

    2. Профессиональной пригодности;

    3. Специальных способностей;

    4. Достижений.

  1. По количеству одновременно обследуемых людей:

    1. Индивидуальные;

    2. Групповые

  2. По степени однородности задач:

    1. Гомогенные тесты предназначены для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу;

    2. Гетерогенные тесты измеряют уровень подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам.

  3. По виду нормирования:

    1. Ориентированные на статистические нормы – тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;

    2. Критериально ориентированные – тесты предназначенные дл определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного: уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности;

    3. Прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

    4. Ненормированные.

  4. По характеру ответов на вопросы:

    1. Открытого типа. Со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.;

    2. Закрытого типа. С предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов тот или иной вариант.

Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах школьных достижений:

    1. Соответствия. На восстановление соответствия – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

    2. Аналогии. Испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов;

    3. Последовательности. Испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.


Тесты достижений можно классифицировать по большинству приведенных оснований. Так же среди них выделяют:

      • Широкоориентированные тесты, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;

      • Узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т.д.

Эта классификация представляет интерес с точки зрения оценки спецификации предлагаемых тестов.



К началу текста