Тема 2. Использование технических средств обучения и средств мультимедиа в учебном процессе
2.3. Психолого-педагогические особенности ведения лекций с использованием мультимедийного оборудования.
Для ведения лекции с использованием электронных презентаций и мультимедийного оборудования необходима большая подготовительная работа по созданию конспектов в виде слайдов.
Для читаемой лекции необходимо материал структурировать и эту структуру поддерживать при подготовке слайдов, например цветовым оформлением.
Общее оформление презентации должно соответствовать теме и учитывать условия выступления: экран монитора, проецирование изображения на большой экран, степень затемнения аудитории.
Содержание слайдов должно содержать основную информацию: ключевые фразы, определения, основные понятия, труднопроизносимые слова и выражения, формулы, схемы, опорные выражения.
При чтении лекции представленная в кратком виде информация должна сопровождаться разъясняющим материалом, дополнительными рассуждениями. Необходимо учитывать, что при чтении лекции с использованием презентационного материала время на конспектирование материала увеличивается, поэтому количество слайдов должно быть не более N=t/3, где t- время занятия.
Желательно готовить раздаточный материал: выдачи слайдов, где рядом с информацией, помещенной на слайде, слушатель может делать собственные пометки. Материал может выдаваться и в электронном виде, если возникают трудности с его распечаткой. Каждый студент может сам выбирать: вести ли ему только свой конспект или иметь дополнительно опорный конспект преподавателя.
Различное восприятие информации у слушателей в лекциях с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.
Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями.