<<back  |   next>>
 

9.1. Особенности работы спортивного журналиста в СМИ

 
 

Часть 1

Главным критерием в работе спортивного журналиста является профессиональный подход к освещаемой спортивной тематике. Он должен хорошо владеть литературным языком и спортивной терминологией, обладать хорошей дикцией, артистичностью, склонностью к импровизации, образным видением действительности.
Многое зависит от средства массовой информации, в котором он работает, и от того, на какой должности он работает.
К примеру, если рассматривать структуру работы спортивного журналиста в новостях, то она выглядит следующим образом. На таких крупных радиостанциях, как «Маяк», существует три должности спортивных журналистов: обозреватель, ведущий новостей, комментатор (работающий на прямых включениях с соревнований). На местном радио эти должности совмещают один, реже два журналиста. В функции спортивных корреспондентов входят: посещение спортивных мероприятий, соревнований, пресс-конференций с целью сбора информации, обработка и подготовка материала к эфиру.
При подготовке выпуска спортивных новостей журналист должен постоянно ориентироваться на аудиторию. И поэтому подготавливаемый материал не должен быть перенасыщен специфическими и узкопрофессиональными терминами, которые малопонятны простому радиослушателю. Это помогает ему ярко и динамично раскрыть суть спортивного события. Знание спортивной терминологии дает возможность четко передать специфику проведения соревнований и квалифицированно прокомментировать, что происходит в данный момент на спортивной арене.
Однако при подготовке любого спортивного материала нужно учитывать, что является важным в том или ином спортивном событии и как лучше подать информацию, чтобы избежать штампов и однообразия. Поэтому при необходимости желательно проводить консультации со специалистами в сфере спорта.

Часть 2

Сама работа спортивного журналиста делится на несколько периодов.
Подготовительный период.

  1. Сбор первичной информации о предстоящем соревновании с использованием различных источников (энциклопедий, спортивных справочников, интернета и т.д.) для получения исторических, статистических и других данных.
  2. Обязательное уточнение правил проведения соревнований.
  3. За последние годы произошли кардинальные изменения во многих видах спорта:
    в баскетболе – матчи стали проводиться по новой системе – 4 тайма по 10 минут;
    в волейболе – исчезло правило перехода подачи. Введено новое правило, когда партия, кроме решающей – 5-й, играется до 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При счете партий 2-2 решающая 5-я партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка;
    в настольном теннисе – с 2000 года сокращение набранных очков с 21 до 11 и уменьшение права подач с 5 до 2;
    в хоккее – отмена правила красной линии; изменение при розыгрыше овертаймов на стадии четверть- и полуфиналов чемпионата мира: когда время увеличилось с 10 до 20 минут; и игра стала проходить по системе четыре на четыре игрока, а не пять на пять, как было раньше.Здесь важен еще один момент. При проведении (областных, городских, межвузовских и др.) соревнований на местном или региональном уровне судейской коллегией вносятся свои дополнительные изменения в правила игры, которые спортивный журналист должен заранее уточнить перед началом состязаний.
  4. Подготовка и проверка аппаратуры (диктофона, микрофона, «репортера», видеокамеры) и других «орудий труда» журналиста (ручки, блокнота), так как во время пресс-конференции или при взятии послематчевого интервью неожиданно может не сработать батарейка, подсесть аккумулятор, закончиться кассета и т.д.

Основной период.
Этот период включает в себя работу журналиста уже непосредственно на самом соревновании. При этом представителю масс-медиа нужно помнить, что каждый вид спорта имеет свои особенности. Поэтому здесь вырабатывается своя методика работы, которую журналист, работающий в том или ином СМИ, считает для себя более или менее рациональной.
Рассмотрим данную стадию на примере работы во время футбольного матча:

  1. Если это представитель печатных органов, то он может фиксировать в блокноте или наговаривать на диктофон то, что происходит на поле и на какой минуте: когда возникла острая ситуация, сколько подано угловых, когда и кем был забит мяч, и т.д.
  2. Если это теле- или радиожурналист, работающий в прямом эфире, то в его задачу входит:
    • постоянно следить за матчем, отражая в своем комментарии суть происходящего;
    • уметь заполнять возникшие паузы полезной информацией;
    • не отвлекаться на посторонние темы, тем самым пропуская важные игровые моменты.
  3. Если это теле- или радиожурналист, работающий в новостях, для него важно правильно отметить, когда и кто забил гол.

Особая внимательность нужна во второй сорокапятиминутке, когда приходится рассчитывать и прибавлять время. Здесь постоянно происходят казусы. Часто теле- или радиожурналист передает в эфир приблизительное время забитого гола, и это расхождение в спортивных новостях на разных теле- или радиоканалах может достигать разницы в 5–7 минут. Например, гол был забит на 67-й минуте, а в новостях одного канала было передано, что на 70-й, а другого – на 72-й.

Заключительный период.
Сюда можно отнести присутствие журналиста на пресс-конференции и работу над материалом.
Пресс-конференция обычно проводится уже после соревнований с победителями, призерами или тренерами, реже – до начала состязаний (при открытии спортивного сезона или чемпионата по какому-либо спорту и т.д.).
Сначала на ней предоставляется слово участникам и их наставникам, затем дается возможность журналистам задать вопросы.
Сведения, полученные на пресс-конференции, нередко помогают спортивному журналисту наиболее полно представить всю картину спортивного соревнования. В частности, почему сделана та или иная замена в ходе футбольного матча, или за счет чего удалось обойти соперника, или какие обстоятельства помешали выйти на старт спортсмену и т.д.
При подготовке самого материала к печати или эфиру очень существен «эффект точности и достоверности» с использованием таких элементов, как наглядность, оперативность, ясность, простота и четкость. Нужно уметь выделить значимое, сенсационное, в то же время не забывая про объективность.
И самое главное – спортивному журналисту нужно суметь так подать материал, чтобы интерес к нему со стороны читателя, зрителя или радиослушателя не ослабевал, а наоборот – возрастал, при этом широко используя эмоциональную окраску своего творения.

 

<<back  |   up   |   next>>