|
Часть 1
Главным критерием в работе спортивного журналиста является
профессиональный подход к освещаемой спортивной тематике. Он должен хорошо
владеть литературным языком и спортивной терминологией, обладать хорошей
дикцией, артистичностью, склонностью к импровизации, образным видением
действительности.
Многое зависит от средства массовой информации, в котором он работает, и от
того, на какой должности он работает.
К примеру, если рассматривать структуру работы спортивного журналиста в
новостях, то она выглядит следующим образом. На таких крупных радиостанциях, как
«Маяк», существует три должности спортивных журналистов: обозреватель, ведущий
новостей, комментатор (работающий на прямых включениях с соревнований). На
местном радио эти должности совмещают один, реже два журналиста. В функции
спортивных корреспондентов входят: посещение спортивных мероприятий,
соревнований, пресс-конференций с целью сбора информации, обработка и подготовка
материала к эфиру.
При подготовке выпуска спортивных новостей журналист должен постоянно
ориентироваться на аудиторию. И поэтому подготавливаемый материал не должен быть
перенасыщен специфическими и узкопрофессиональными терминами, которые
малопонятны простому радиослушателю. Это помогает ему ярко и динамично раскрыть
суть спортивного события. Знание спортивной терминологии дает возможность четко
передать специфику проведения соревнований и квалифицированно прокомментировать,
что происходит в данный момент на спортивной арене.
Однако при подготовке любого спортивного материала нужно учитывать, что является
важным в том или ином спортивном событии и как лучше подать информацию, чтобы
избежать штампов и однообразия. Поэтому при необходимости желательно проводить
консультации со специалистами в сфере спорта.
Часть 2
Сама работа спортивного журналиста делится на несколько периодов.
Подготовительный период.
- Сбор первичной информации о предстоящем соревновании с использованием различных источников (энциклопедий, спортивных справочников, интернета и т.д.) для получения исторических, статистических и других данных.
- Обязательное уточнение правил проведения соревнований.
За последние годы произошли кардинальные изменения во многих видах спорта:
в баскетболе – матчи стали проводиться по новой системе – 4 тайма по 10
минут;
в волейболе – исчезло правило перехода подачи. Введено новое правило,
когда партия, кроме решающей – 5-й, играется до 25 очков с преимуществом минимум
в 2 очка. При счете партий 2-2 решающая 5-я партия играется до 15 очков с
минимальным преимуществом в 2 очка;
в настольном теннисе – с 2000 года сокращение набранных очков с 21 до 11
и уменьшение права подач с 5 до 2;
в хоккее – отмена правила красной линии; изменение при розыгрыше
овертаймов на стадии четверть- и полуфиналов чемпионата мира: когда время
увеличилось с 10 до 20 минут; и игра стала проходить по системе четыре на четыре
игрока, а не пять на пять, как было раньше.Здесь важен еще один момент. При
проведении (областных, городских, межвузовских и др.) соревнований на местном
или региональном уровне судейской коллегией вносятся свои дополнительные
изменения в правила игры, которые спортивный журналист должен заранее уточнить
перед началом состязаний.
- Подготовка и проверка аппаратуры (диктофона, микрофона, «репортера»,
видеокамеры) и других «орудий труда» журналиста (ручки, блокнота), так как во
время пресс-конференции или при взятии послематчевого интервью неожиданно может
не сработать батарейка, подсесть аккумулятор, закончиться кассета и т.д.
Основной период.
Этот период включает в себя работу журналиста уже непосредственно на самом
соревновании. При этом представителю масс-медиа нужно помнить, что каждый вид
спорта имеет свои особенности. Поэтому здесь вырабатывается своя методика
работы, которую журналист, работающий в том или ином СМИ, считает для себя более
или менее рациональной.
Рассмотрим данную стадию на примере работы во время футбольного матча:
- Если это представитель печатных органов, то он может фиксировать в блокноте
или наговаривать на диктофон то, что происходит на поле и на какой минуте: когда
возникла острая ситуация, сколько подано угловых, когда и кем был забит мяч, и
т.д.
- Если это теле- или радиожурналист, работающий в прямом эфире, то в его задачу входит:
- постоянно следить за матчем, отражая в своем комментарии суть происходящего;
- уметь заполнять возникшие паузы полезной информацией;
- не отвлекаться на посторонние темы, тем самым пропуская важные игровые моменты.
- Если это теле- или радиожурналист, работающий в новостях, для него важно правильно отметить, когда и кто забил гол.
Особая внимательность нужна во второй сорокапятиминутке, когда приходится
рассчитывать и прибавлять время. Здесь постоянно происходят казусы. Часто теле-
или радиожурналист передает в эфир приблизительное время забитого гола, и это
расхождение в спортивных новостях на разных теле- или радиоканалах может
достигать разницы в 5–7 минут. Например, гол был забит на 67-й минуте, а в
новостях одного канала было передано, что на 70-й, а другого – на 72-й.
Заключительный период.
Сюда можно отнести присутствие журналиста на пресс-конференции и работу над
материалом.
Пресс-конференция обычно проводится уже после соревнований с победителями,
призерами или тренерами, реже – до начала состязаний (при открытии спортивного
сезона или чемпионата по какому-либо спорту и т.д.).
Сначала на ней предоставляется слово участникам и их наставникам, затем дается
возможность журналистам задать вопросы.
Сведения, полученные на пресс-конференции, нередко помогают спортивному
журналисту наиболее полно представить всю картину спортивного соревнования. В
частности, почему сделана та или иная замена в ходе футбольного матча, или за
счет чего удалось обойти соперника, или какие обстоятельства помешали выйти на
старт спортсмену и т.д.
При подготовке самого материала к печати или эфиру очень существен «эффект
точности и достоверности» с использованием таких элементов, как наглядность,
оперативность, ясность, простота и четкость. Нужно уметь выделить значимое,
сенсационное, в то же время не забывая про объективность.
И самое главное – спортивному журналисту нужно суметь так подать материал, чтобы
интерес к нему со стороны читателя, зрителя или радиослушателя не ослабевал, а
наоборот – возрастал, при этом широко используя эмоциональную окраску своего
творения.
|
|