<<back  |   next>>
 

4.1. Информационные жанры спортивной журналистики

 
 

Часть 1

В настоящее время любой жанр СМИ, может выступать как форма для репрезентации информации. Жанр характеризуется следующими особенностями:

  • жанр обладает собственными логикой, типом и языком;
  • жанр структурирует различные текстовые формы;
  • жанр обеспечивает возможность продуцировать и прочитывать тексты СМИ;
  • жанр структурируется как продуцентами медиа-продукции, так и ее реципиентами;
  • жанр является воплощением формы, содержания и функции.

Если рассматривать современную отечественную классификацию жанров, то некоторые российские исследователи, прежде всего, выделяют здесь три основополагающих критерия:

  • сообщение фактов;
  • оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;
  • изображение фактов, событий, явлений.

Эти три задачи формируют три группы жанров:

  • информационные;
  • аналитические;
  • художественно-публицистические.

В контексте данной работы автор обратит внимание и подробно проанализирует те жанры, которые непосредственно характеризуют материалы спортивной массовой коммуникации, учитывая каналы СМИ, где данная информация имеет место. В данном случае наблюдаются следующие тенденции.

Часть 2

Информационные жанры составляют «основную часть массовых информационных потоков», где центральным компонентом является информационное сообщение, характеризующееся оперативностью, точностью и компактностью отображения реальных событий в мире спорта.
В спортивной информации существенную роль играют четыре основных информационных жанра: заметка (новость на радио и ТВ), репортаж, отчет и интервью.

Часть 3

Заметка (новость) – материал, отличающийся небольшим (с точки зрения устоявшихся в журналистике представлений об объеме публикаций) размером, в котором излагаются результаты определенного события (в нашем случае спортивного). Главным фактором здесь является краткое и оперативное изложение информации. Это прежде всего газетный жанр, характерный преимущественно для ежедневных изданий. И здесь не играет существенной роли, к каким типам издания относятся спортивные заметки: тематическим (спортивным) или неспециализированным.
К примеру, заметка в спортивной газете «Спорт-экспресс»:

«Бокс. Нью-Йорк. Известный новозеландский тяжеловес Дэвид Туа после двухгодичного перерыва вернется на ринг 31 марта и проведет поединок против американца Талмаджа Гриффиса. Промоутер Туа заявил, что возвращение новозеландца станет «глотком воздуха» для любителей бокса, которые в настоящий момент страдают от скуки в отсутствии ярких личностей».

Или в газете «Труд»:

«Футбол. Вице-президент Российского футбольного союза (РФС) Владимир Бауэр заявил, что в понедельник, 18 апреля, на заседании Бюро исполкома РФС будет выдвинута кандидатура нового тренера сборной России по футболу. Об этом он сообщил в субботу в телефонном интервью РИА «Новости». Окончательно имя тренера будет названо после заседания исполкома РФС, дата которого пока не известна. По словам Бауэра, вопрос будет «практически решен в понедельник». Однако если исполком РФС не одобрит кандидатуру, предложенную Бюро исполкома РФС, то рассмотрение этого вопроса будет продолжено».

С другой стороны, заметка, является ведущим жанром многих интернет-изданий, где публикуются материалы о спорте. Прежде всего, это сайты, имеющие ежедневное обновление (например, в спортивных разделах «Газеты.Ru», «Утро.Ru», «Страна.Ru», «Известия.Ru» и т.д.), а также электронные версии ежедневных спортивных и неспециализированных изданий («Советский спорт», «Спорт-экспресс», «Московский комсомолец», «Коммерсантъ», «Новые Известия» и др.).
В электронных СМИ (ТВ, радио) заметка представлена уже в виде информационного сообщения (новости). Новости о спорте имеют свое постоянное место в сетке вещания. Они могут входить в общий блок теле-(радио-) новостных программ (на телевидении – это «Новости» Первого канала, «Вести» (Россия), «Сегодня» НТВ, «24» Ren-TV; на радио новости – на «Радио России», «Эхо Москвы», «Русское радио» и т.д.), представляя собой три-четыре (иногда пять-шесть) коротких, информативно насыщенных спортивных сюжета.
К примеру, телесообщение:

«Двухместная весельная лодка, в которой через Индийский океан намерены переплыть братья-близнецы из России Сергей и Александр Синельники, стартовала сегодня из Австралии курсом на Африку. Преодолев 4350 миль, лодка должна финишировать в Танзании. Как сообщает ИТАР-ТАСС, плавание путешественников будет отслеживать через искусственные спутники Земли Ассоциация океанских гребцов, находящаяся в Лондоне. Если затея братьев осуществится, то они будут первыми в мире, кто на веслах пересек Индийский океан от одного континента до другого. От Австралии до Африки по Индийскому океану братья Синельники планируют добраться за 120 дней».

Или радиосообщение:

«Российские биатлонистки Альбина Ахатова, Ольга Пылева, Анна Багалий и Ольга Зайцева выиграли эстафету на первом этапе розыгрыша Кубка мира в Норвегии. На втором месте сборная Германии. Немецкие спортсменки лидировали на протяжении почти всей гонки – сборная России вышла вперед только после последнего огневого рубежа, когда Зайцева не допустила ни одного промаха и смогла опередить стрелявшую неточно Мартину Глагов. На третьем месте сборная Франции».

Кроме того, спортивные новости могут выходить отдельным выпуском, продолжительность которого ежедневно составляет от трех до пяти минут на радио и до десяти минут на телевидении. Подобные выпуски существуют как на общефедеральных теле- (радио-) каналах («Маяк» (радио), «Спорт» (7ТВ), «НТВ-Плюс. Спорт» (НТВ)), так и на местных (радио «Сибирь» (г. Томск), «106,6» (г. Томск); ТВ – «Вести. Спорт. Москва»). Каждый такой выпуск включает в себя российскую и зарубежную информацию по различным видам спорта – если это общефедеральные теле- (радио-) каналы, или хронику местных спортивных событий – если это новости региональных теле- (радио-) компаний.

Часть 4

Другой информационный жанр, часто используемый в спортивной информации, – репортаж. Он позволяет раскрыть весь эмоциональный накал и динамику происшедшего спортивного события. Здесь часто применяется прием повествования в настоящем времени, что усиливает эффект присутствия и соучастия.
Например, фрагмент из радиорепортажа знаменитого спортивного комментатора Вадима Синявского:

«Удар! Какой блестящий, какой изумительный, просто потрясающий бросок Хомича! На этот раз в левый верхний угол. Мяч в нападении. Борьба за мяч. Неправильно, неправильно… Мы бьем штрафной удар… пробили к правому краю нашему, вот он в штрафной площадке, вот подкидывает назад… Удар! Вы слышите меня, дорогие друзья в Москве и в Ленинграде, в Тбилиси, в Берлине, в Порт-Артуре и во Владивостоке! Блестящий удар Архангельского на месте правого инсайта, и мяч затрепетал в верху сетки ворот «Челси» – 2:2!», который до сих пор может служить образцом для подражания (фрагмент можно прослушать в разделе История спорта на радио).

По сравнению с остальными жанрами спортивный репортаж сегодня занимает лидирующую позицию на радио. Поэтому подробнее рассмотрим отличительные черты данного жанра, характерные именно для этого средства массовой информации.
На радио существует несколько разновидностей спортивного репортажа:

  1. Классический спортивный репортаж. Когда репортер непосредственно присутствует на проводимых состязаниях и «вживую» передает в эфир все, что происходит в данный момент. По времени такой репортаж неограничен и заканчивается только по завершении соревнования.
    Раньше эти репортажи регулярно транслировались на Всесоюзном радио и «Маяке». Сегодня они очень редки из-за дороговизны эфирного времени и передаются в особых случаях, как-то: Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу. В настоящее время их можно услышать на «Русском радио – 2» и на некоторых региональных радиостанциях.
  2. Серия коротких репортажей. Когда радиостанция не имеет возможности транслировать полностью спортивное состязание (например, полуторачасовой футбольный матч), используется серия коротких репортажей. Спортивный журналист выходит в эфир два-три раза за один тайм, с краткими сообщениями (около 2–3 минут) о происходящих на поле событиях. Данный вид репортажа сейчас самый популярный на радио и используется на многих радиостанциях («Маяк», «Эхо Москвы», Радио «Сибирь» (Томск) и т.д.).
    С одной стороны, он наиболее выгоден для самой радиостанции, так как во время матча можно передавать и другие программы (музыкальные, информационные), но с другой стороны, теряется самый главный фактор репортажа – оперативность. Скажем, если забили гол на 14-й минуте матча, а журналист об этом рассказал только на 30 минуте.
  3. Репортаж из студии. Используется, когда соревнования проходят в других городах. Спортивный журналист, пользуясь информацией, полученной из разных источников (связь по телефону, Интернет, SMS-сообщения), комментирует события, находясь в студии, но в некоторых случаях им создается «эффект присутствия». К примеру, когда слышен шум стадиона при включении прямой связи с корреспондентом, находящимся в центре спортивных событий.
  4. «Пересказанный» репортаж. Новая форма репортажа, использованная на местном радио «Планета-Томск» (ныне радио «106,6») во время футбольного сезона 2002 года. Спортивный корреспондент передавал «горячую» информацию на протяжении всего матча в студию диджею, и тот каждый раз, выходя в эфир, оперативно вводил радиослушателей в курс происходящего, постоянно опережая репортеров, дающих серию коротких репортажей.

Среди других нововведений в области спортивного репортажа необходимо выделить еще одну разновидность, особо популярную в последнее время – «репортаж в режиме оnline», используемый на каналах интернет-радио и на спортивных сайтах «всемирной паутины».
В зависимости от применяемых технологий данный репортаж может быть представлен как текстовом, так и звуковом виде. В первом случае спортивные события (это в основном футбольные матчи) отражаются в краткой текстовой форме (одно-пять коротких предложений), с включением от двух до семи минут. Во втором – оnline-репортаж представляет собой копию классического репортажа на радио. Еще одним важным признаком оnline-репортажа является то, что его можно услышать (увидеть) не только в режиме реального времени, но и спустя некоторое время.

Часть 5

Третьим информационным жанром, характерным для материалов о спорте, является отчет, представляющей собой прежде всего информационное сообщение о спортивном мероприятии. Жанр отчета активно используется в сегодняшней спортивной журналистике. Преимущественно это печатный жанр, встречающийся как в ежедневной прессе, так и в еженедельниках и в журналах (тематических или имеющих рубрику о спорте), выходящих 1–2 раза в месяц.
По размеру (объему) спортивный отчет может быть разным.
Во-первых, это зависит от значимости события, а также участия в нем тех или иных «звезд спорта», особенно когда речь идет об отечественных спортсменах. Если это крупное состязание (Олимпийские игры, чемпионаты мира (Европы), Национальный чемпионат), то отчету отводится больше места – до полосы (если это газета) или до разворота (если это журнал). Если соревнование рангом меньше, то отчет может составлять всего 50– 70 строк.
Во-вторых – от вида публикации. В прессе о спорте условно можно выделить три вида спортивного отчета:

  • хронологический отчет (подробный), где спортивные сведения подробно излагаются в порядке свершения событий (например, отчет о полуфинале Кубка России по баскетболу между командами «Динамо» (Москва) – УНИКС (Казань), где матч был расписан «буквально по минутам»);
  • акцентированный отчет (краткий), в котором основное внимание уделяется наиболее значимым моментам или событиям спортивного действия (отчет о встрече хоккейных клубов «Кузбасс» (Кемерово) – «Сибсельмаш» (Новосибирск), где основной упор в материале был сделан на восемь шайб, пропущенных новосибирцами в свои ворота. При этом журналист подробно не останавливается на том, как и когда они были пропущены);
  • отчет с комментариями: изложение основных событий с точки зрения спортивного журналиста, включая мнения специалистов в той или иной области спорта (отчет с футбольного матча «КАМАЗ» (Набережные Челны) – «Металлург» (Липецк) с комментариями тренеров обеих команд).

Если в первых двух случаях спортивный отчет предстает как чисто информационный жанр, то в последнем его можно отнести уже ближе к информационно-аналитическим жанрам, так как здесь происходит не только информирование аудитории о том или ином спортивном событии, но и дается некоторая оценка самим соревнованиям, а также выступлениям участников.

Часть 6

Четвертый информационный жанр, широко применяемый в спортивных материалах фактически во всех СМИ, – интервью. Он, как и предыдущие жанры, имеет свои особенности. Из всех существующих разновидностей интервью в спортивной информации наиболее часто используются:

  • информационное интервью, где предметом обсуждения являются разные спортивные темы: в частности, планы на предстоящий спортивный сезон или мнение о прошедшем соревновании, создание образа спортсмена и т.д., но без аналитической оценки ситуации или деятельности спортивной личности. (Примером в первом варианте может служить интервью Игоря Зетилова с тренером клуба «Водник» (Архангельск) Владимиром Янко о предстоящем сезоне в национальном чемпионате по хоккею с мячом; во втором – интервью Сергея Волкова с тренером баскетбольной команды ВБМ-СГАУ (Самара) Игорем Грудиным об успешном выступлении команды в женской Евролиге);
  • портретное интервью, раскрытие деятельности спортивной личности. (интервью Оксаны Тонкачевой с мастером спорта по тяжелой атлетике Валентиной Поповой);
  • экспертное интервью, интервью со специалистом в области спорта (Например, интервью Николая Саприна с известным российским футбольным агентом Константином Сарсания, где речь шла об игре легионеров в российских футбольных клубах);
  • проблемное интервью, где в ходе беседы вскрываются негативные или проблемные стороны спорта (интервью Вадима Тохсырова с бывшим главным тренером ФК «Алания» Бахвой Тедеевым, об его уходе из команды); блиц-интервью (короткое интервью), состоящее из двух-пяти вопросов. (К примеру, интервью Романа Вишнева с нападающим сборной России, хоккеистом Алексеем Яшиным);
  • пресс-конференция - один из видов массового интервью с большим числом интервьюеров. Она часто используется пресс-службами спортивных клубов (федераций) для встречи журналистов с руководителями, тренерами или спортсменами (пример: публикация послематчевой пресс-конференции с участием Р. Дзодзуашвили, главного тренера ФК «Динамо» (Махачкала), и А. Гостенина, главного тренера ФК «Томь» (Томск)).

Во многих из представленных видов спортивного интервью могут использоваться некоторые элементы аналитики, такие как комментарий, оценка, сравнение, обобщение и другие.
В целом, если говорить о роли информационных жанров в спортивной информации, то они призваны «отображать реальные факты» независимо от временного фактора. Необходимо отметить, что здесь не исключена подача легкой оценки спортивного события.

 

<<back  |   up   |   next>>