|
Часть 1. Личность в спорте
Данная тема также является одной из основных в спортивной
информации. Причина в том, что «спорт – такая сфера деятельности, которая
требует многообразного проявления физических и духовных сил человека, тем самым
обеспечивая возможность столь же многостороннего их совершенствования». В то же
время здесь проявляется принцип пирамиды: «у подножия – массовость, наверху –
личности, добившиеся высоких результатов. Причем все этажи пирамиды создают
взаимосвязанную систему. Из «низов» выходят «звезды», которые потом своим
примером поднимают общий уровень увлечения спортом». В свою очередь, в спорте
происходит становление не просто личности, а «деятельной личности, то есть
человека действующего, познающего, мыслящего, творящего, общающегося,
переживающего, преобразующего действительность и самого себя».
Вследствие этого продуктивный анализ личности в спортивной информации можно
вести отталкиваясь от ярко выраженной индивидуальности представителей спорта,
которая напрямую связана с успехами в спортивной деятельности. Особенно – когда
речь идет о спорте высших достижений, который «представляет собой совершенно
особый мир, в котором любое воспитание и самовоспитание приобретает свою
специфическую окраску».
Другим подходом к изучению этой темы является ориентирование на общие
представления, поэтому многое зависит, как уже говорилось, от изображения
личности спорта в средствах массовой информации, которые способны мгновенно
сделать из малоизвестного спортсмена настоящего кумира.
В этом случае большую роль играют два сопутствующих фактора:
- Творчество журналиста, его восприятие спортивного мира, и в частности спортивной личности;
- Интересы аудитории, для которой порой «неважно, как играют, важно, кто выигрывает»
В практике деятельности СМИ уже выработались общепризнанные критерии оценки
эффективности этих этапов. Сложился также определенный стереотип оценки
эффективности массовой коммуникации, который нередко описывается «по аналогии»:
в терминах деятельности коммуникатора, а не в терминах деятельности аудитории.
Однако возможны случаи, когда сообщения, адекватно реализующие целевые установки
издателя (редактора), подготовленные на высоком журналистском и техническом
уровне, все же не воспринимаются теми или иными читателями, слушателями,
зрителями или интерпретируются ими неадекватно намерениям издателя и
коммуникатора.
Часть 2
Первым шагом в раскрытии темы «спортивной личности» в масс-медиа
является упоминание фамилии представителя спорта уже в заголовках, лидах (теле-
(радио-информации). То же самое относится к лиду, использующемуся в новостях на
радио и ТВ.
Следующий важный момент в этом процессе – создание самого образа. Потому что
«образ является начальным звеном и одновременно результатом любого
познавательного акта. Здесь раскрываются секреты зарождения, развития и
функционирования познавательной сферы личности, отражающие смысл ее поведения,
деятельности, позиции, а также истории и перспективы формирования». В
журналистском материале образ может быть представлен в виде главного или
второстепенного персонажа, когда в центре внимания не «человек спорта», а
освещение спортивного события.
Ярким доказательством этого служат выдержки из материалов, посвященных одному
событию, где в первом случае акцент делается именно на героя: 
«Северчанин Олег Лоскутов переиграл международного гроссмейстера Андрея
Белозерова и вывел свою команду на первое место в областном шахматном турнире», а во втором – на событие:
«В Томске прошел шахматный турнир «Кубок губернатора области», с участием 22
команд… Победителем турнира стала северская команда «Янтарь» во главе с Олегом
Лоскутовым».
Журналистам важно раскрыть не только внешний облик («Боксеры в
супертяжелом весе часто выглядят не очень привлекательно, просто какие-то
монстры из фильма ужасов. У братьев Кличко же пропорционально развитые тела
атлетов, что делает их кумирами миллионов мальчишек»), но и внутренний мир
героев спорта: («Эрик
Кантона. Кто же он такой? Футболист от Бога, о котором при жизни складываются
легенды? «Демон», чье имя постоянно связано со скандалами из-за его «бунтарского»
характера? Или «скромный» Гений с душой эстета, где уживаются философ, артист,
художник, поэт?»).
Чтобы раскрыть информацию более полно, в таких материалах могут быть
представлены эпизоды из биографии, описание черт характера, способностей, при
этом делается акцент на мельчайшие детали, привычки и индивидуальность.
«Де Ла Хойа за карьеру прошел пять весовых категорий, в каждой из
которых становился чемпионом».
«Зенидин Зидан по прозвищу «Зизу» хорошо известен многим любителям футбола.
Скоростной полузащитник, который творит чудеса на поле, сочетая природный талант
и технические данные. Внутреннее чувство игры с использованием диспетчерских
качеств при распасовке плюс великолепная скорость не раз помогали его команде,
будь то сборная Франции, или мадридский «Реал», или, в недалеком прошлом,
итальянский «Ювентус», выйти на поле победителями».
Однако создание образа спортсмена в СМИ представляет собой не столько
описание, сколько «приведение реальных физических черт в соответствие
существующей системе социальной кодификации, определение возможно более
позитивных или негативных элементов», на которых преимущественно будет строиться
имидж. Имидж в определенной степени идеализирует объект, либо преувеличивая его
выгодные черты, либо наделяя объект дополнительными социальными,
психологическими, идеологическими качествами, и формирует в сознании аудитории «своего
героя». То есть здесь происходит создание желаемого типа как единственно
возможного. Этот тип имиджа должен отражать идеал, к которому надо стремиться.
Часть 3
В то же время при создании образа немалое значение имеет
документальность, и здесь многое зависит от СМИ. Преимущество остается за
телевидением, так как оно обладает наиболее мощным воздействием, давая
визуальную картинку, которую аудитория воспринимает как более достоверную, чем
вербальный канал, поскольку действительность представляется как бы
неотфильтрованной. Кроме того, зрительные образы запоминаются лучше, чем
вербальные, и дольше хранятся в памяти.
Выделяя спортсмена как центральную фигуру соревнований, режиссер, тем не менее,
должен подчеркнуть, что эта фигура не изолирована, что спортсмен поддерживает
хорошие отношения со своим окружением, которое, в конце концов, помогает ему
проявить себя как заурядную личность.
Например, в 1996 году на футбольном матче «Барселона» – «Атлетико» работали 26
камер, из них 9 следили персонально за бразильской звездой Роналдо.
Технические средства телевидения позволяют корректировать облик спортивного
деятеля с тем, чтобы сделать его возможно более позитивным. Но с другой стороны,
телевидение беспощадно обнажает любое выпадение героя из рамок заданного образа,
любые ошибки этого образа, любой промах в, казалось бы, простых ситуациях.
К примеру, заострение внимания телеоператоров на неудавшихся элементах при
показе соревнований по фигурному катанию, когда показывают, что и «звезды» могут
падать.
С помощью определенных приемов съемки можно выразить отношение спортсмена к
телезрителям и присутствующим на стадионе. Классический образец: телепоказ
выступлений Сергея Бубки (чемпиона мира по прыжкам с шестом) на соревнованиях по
легкой атлетике в 1990-е годы, когда он постоянно просил зрителей,
присутствующих на соревновании, поддержать его овациями во время прыжка, и какой
бы ни был результат, он всегда благодарил аудиторию за поддержку.
Что касается периодической печати, то здесь документальность, при всей точности
передачи фактов, все-таки отражается не в полном объеме. Поэтому представление
об образе несколько скрашивается, так как печатный материал скрывает
эмоциональные переживания спортсмена, тренера, негативную или позитивную реакцию
на неожиданную ситуацию, словом, все то, что так беспощадно может обнажить
телевидение.
В частности, при проигрыше России команде Португалии 7:1 в рамках отборочного
матча чемпионата мира 2006 года пресса писала, что тренер нашей футбольной
команды Григорий Ярцев, не выдержав эмоционального накала, после шестого гола
покинул поле, но истинные переживания тренера смогла передать именно «телекартинка».
Другой способ раскрытия образа спортивной личности в СМИ – художественность,
когда личность предстает в собирательной манере, возникающей в воображении
журналиста, как «один из общественных идеалов, моделирующих массовое поведение
людей, и не только в сфере спорта».
Наиболее ярко художественность представлена в двух жанрах: в портретном очерке и
портретном интервью. Рассмотрим ее на примере очерка. В данном случае «журналист,
как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким
ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования».
«Я представляла себе Ольгу Чайцыну эдакой Никитой: волевой,
решительной, жесткой. Ведь она – одна из лучших стрелков муромского тира,
участница и призер турниров по стрельбе в Киржаче, Радужном, Владимире. А совсем
недавно на областных соревнованиях, проходивших у нас в городе, она выполнила
норму кандидата в мастера спорта.
Пока мое воображение рисовало киношные эпизоды, в дверь постучали… Девушка,
стоявшая на пороге, совсем не соответствовала представленному мной образу.
Стройная блондинка с длинной косой и мягкой улыбкой на лице походила, скорее, на
героиню доброй русской сказки, чем на секретного агента».
Однако, как справедливо замечает Т.А. Беневоленская, при создании
портретного очерка, прежде всего, необходим самый тщательный отбор фактов. В
таком случае журналиста «всегда подстерегает опасность увлечься чисто внешними (которые
могут быть яркими, даже сенсационными) подробностями быта, перипетиями судьбы в
ущерб главному, основному – раскрытию внутренней сути современника, его
мироощущения, его социального лица, без чего нельзя представить социальную роль
героя – его профессию, его дела».
На основании обозначенной тенденции можно сделать заключение: если в стране
спортсмен воспринимается, как гордость нации, то и этот образ, с помощью СМИ,
становится идеалом для поклонения и подражания.
С другой стороны, при передаче такой информации происходит формирование имиджа
спортивного стиля жизни и у многих представителей аудитории, которые являются
настоящими или потенциальными поклонниками спорта. Следовательно, данная
спортивная информация имеет огромную социальную значимость в процессе развития
современного общества.
СМИ очередь играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции
общественного сознания, но оказывают влияние на все сферы и институты общества,
в том числе и на спорт. В тоже время, с помощью различных средств массовой
информации происходит популяризация различных видов спорта; освещение техники и
тактики спортсменов; особенностей их подготовки и соревновательной борьбы;
показываются все положительные и негативные стороны спортивного поведения, тем
самым формируется отношение общества к спорту.
|
|