<<back  |   next>>
 

3.2. Виды (дисциплины) спорта и локальность их освещения

 
 

Часть 1

Эта тема является одной из центральных в спортивной информации.
И прежде чем перейти к более подробному анализу данного вопроса, нужно понять, почему одни виды спорта становятся популярными, а другие знакомы лишь узкому кругу людей, и какова в этом роль СМИ.
В мире существует более 200 видов спорта (не считая дисциплин), которые, в свою очередь, условно подразделяются на:

  1. Олимпийские (хоккей, футбол, фигурное катание, баскетбол, волейбол, теннис и др.);
  2. Неолимпийские (гольф, городки, бильярд, боулинг, фитнесс и т.д.);
  3. Национальные (гонки на собачьих упряжках, гонки на оленьих упряжках, курэш, ыстанга и т.д.);
  4. Экстремальные (альпинизм, парашютный спорт, планеризм, дайвинг);
  5. Другие виды, где спорт предстает:
    • как досуг, хобби. Сюда относится спортивные забавы (перетягивание каната, бег в мешках, ходьба на ходулях, бросание бревна, кузнечного молота и т.п.), спортивная рыбалка, судомодельный спорт;
    • как средство развития профессиональных навыков в определенных специальностях (радиоспорт, кинологический спорт, пожарно-прикладной спорт, военно-спортивные игры и др.)

Причем один вид спорта может иметь несколько дисциплин, относиться к разным группам, выделенным нами выше. В частности, футбол – делится на классический футбол, женский футбол (относящиеся к олимпийским видам); футзал (минифутбол), зимний футбол, американский футбол, пляжный футбол (неолимпийские виды); футбэг, пушбол (другие виды).
Необходимо обозначить и еще одну тенденцию, которая иногда затрудняет четкое отнесение того или иного вида спорта к определенной категории – это смешивание двух-трех видов спорта в один. Так, в Бразилии существует и пользуется популярностью футеволей – смесь футбола и волейбола; а в России, особенно в Омске, – шахпонг, двоеборье, участники которого должны уметь играть в шахматы и настольный теннис.

Часть 2

Самыми популярными из видов спорта являются олимпийские: 28 летних видов (300 дисциплин) и 15 зимних видов (78 дисциплин). Их популярность объясняется тем, что они получают развитие не только на национальном уровне, но и на международном и межконтинентальном. Это подтверждается и кодексом Олимпийской Хартии:

  • в программу Игр Олимпиады включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в семидесяти пяти странах на четырех континентах для мужчин и не менее чем в сорока странах на трех континентах для женщин.
  • в программу Зимних Олимпийских игр включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в двадцати пяти странах на трех континентах.

Поэтому к олимпийским видам наиболее повышенное внимание СМИ, чем к другим видам. Это касается как подготовительного периода, когда проводятся отборочные соревнования (включающие в себя различные кубки и этапы чемпионатов мира (Европы, Америки)), так и самих Олимпийских игр, когда информацию об этом можно встретить не только в специализированных изданиях, теле- (радио-) передачах, на интернет-сайтах, но и в газетах и журналах, ТВ и радиопрограммах (от центральных от региональных), веб-страницах, далеких от тематики спорта.

Второй причиной такого интереса СМИ к олимпийским видам является то, что во время прохождения Олимпиады повышается зрительский (читательский) интерес к этой теме. Например, по оценкам экспертов, репортажи по телевидению и радио с Олимпиады-2004 увидели и услышали более четырех миллиардов человек.
Другим примером, подтверждающим этот факт, служит то, что по данным TNS Gallup Media, за первую неделю показа Олимпийских игр 2006 доля аудитории телеканала «Спорт» выросла в четыре раза: с 1,5 до 6,2% по России. В Москве, где канал «Спорт» принимают 100% зрителей, он поднялся с 10-го на 4-е место (доля 10,4%) среди всех федеральных каналов, опередив СТС, ТВЦ, Ren TV.
Однако нужно отметить, что не все олимпийские виды подвержены пристальному вниманию со стороны СМИ. Это относится в основном к тем видам, которые совсем недавно вошли в «олимпийскую элиту» (скелетон, маунтинбайк (горный велосипед), софтбол, шорт-трек). В силу некоторых обстоятельств, связанных прежде всего со скудностью получения информации, они еще не имеют полновесной «медиа-раскрутки» и мало известны широкой аудитории.

Часть 3

Если с этой точки зрения рассматривать неолимпийские виды спорта, то здесь прослеживается почти такая же тенденция, как и в предыдущей группе. Многие виды имеют международное развитие и хорошо знакомы большинству представителей не только спортивной, но и массовой аудитории. Здесь также свою заметную роль играют масс-медиа. Это такие виды, как шахматы, бодибилдинг, бейсбол, бильярд, спортивные танцы, автоспорт (особенно гонки «Формула-1», ралли-рейд «Париж – Дакар») шашки, гольф и др.
Им посвящены, трансляции (например, уже более десяти лет на канале «Россия» постоянно демонстрируются гонки «Формулы-1»); цикловые программы «Акробатический рок-н-ролл» (7ТВ), «Бильярд» (НТВ); отдельные издания «64-Шахматное обозрение», «Качай мускулы», «Golf Digest» и т.д.
К этим же видам спорта относятся виды, не получившие полноценного признания в мире, известные только специалистам и ограниченному кругу любителей спорта. К ним относятся: айкидо, новус, рэндзю, регбол, тайский бокс, ринкбол, пэйнтбол и другие виды.

Часть 4

Борьба куреш

Что касается информации о национальных видах, то общепринято, что она интересна и доступна только очень узкому кругу аудитории. Тем не менее, ей свойственны некоторые особенности, которые могут стать объектом интереса для многих людей, увлеченных темой спорта. Прежде всего, они заключаются в тенденциях развития этих видов спорта, которые основываются на прикладном характере, вырабатывавшемся в процессе многовековой практики, и органической связи с трудовой деятельностью. К примеру, национальные виды спорта народов Севера (северное многоборье (тройной национальный прыжок, бег с палкой, метание чаата, прыжки через нарты, метание топора на дальность); гонки на собачьих упряжках; гонки на оленьих упряжках; гонки на чукотско-эскимосских байдарах) способствуют приобретению навыков, необходимых для зверобойного промысла, оленеводства, рыболовства, охоты в районах Крайнего Севера.
Kамчи - соревнование с плеткой Несмотря на то что здесь проявляется узконаправленный характер развития, некоторые из этих видов спорта напрямую связаны с традиционными видами и появлением в них российских (в свое время советских) чемпионов мира, Европы и призеров Олимпийских игр, особенно это проявляется в единоборствах. К примеру, это олимпийский чемпион по вольной борьбе Намик Абдуллаев, многократный призер по самбо и вольной борьбе СССР Харрис Юсупов, пятикратный чемпион Европы и двукратный чемпион мира по сумо Аас Монгуш и другие известные борцы: Хазар Исаев, Айдын Ибрагимов, Рафик Гаджиев, Мустафа Оруджев, Мухтар Дадашев...
Если анализировать эти виды спорта с точки зрения локальности освещения, то они представляют постоянный интерес для местных и региональных СМИ. Это подтверждается, к примеру, информацией, агентства РИА «Сибирь»:

«С 24 ноября по 10 декабря в городе Заволжье Нижегородской области прошел ХХХ-й чемпионат России по национальным видам спорта. Команда Эвенкийского автономного округа, состоящая из 10 человек, соревновалась со спортсменами из других национальных регионов России во всех видах северного многоборья – тройном национальном прыжке, метании маута на хорей, метании топора на дальность, беге с палкой».

Или телесюжетами местных телекомпаний о соревнования по национальным видам спорта: «Фавориты Агана» – в поселке Аган, в информационной программе «Зеркало» (Нижневартовское ТВ), от 2.11.2004; «Игры трех мужей» в Иволгинском дацане, в информационной программе (Бурятское ГТРК), от 20.08.2004.
В центральных масс-медиа – это единичные материалы, относящиеся чаще всего к познавательной или ознакомительной, а не к спортивной информации. В частности, к их числу можно отнести телерепортаж о проведении Первого фестиваля национальных видов борьбы народов России и стран СНГ «Борьба – традиции и культура», посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, или телезарисовку о традиционном празднике народов Севера в Новом Уренгое.

Часть 5

Третья группа видов спорта, которые занимают особое место в системе спортивной информации, – экстремальные виды. Их уникальность заключается в том, что именно эти виды спорта зародили новое направление в спортивной журналистике – outdoor-журналистику. «Она призвана рассказывать о событиях и приключениях, происходящих и приключающихся в пространстве – вне городов, на природе, в горах, морях, пустынях и в воздухе – везде, куда доберется активный, любящий жизнь, состоящую из риска и приключений, человек». Поэтому об этих видах говорят, что это «спорт на грани возможного», так как они в большинстве случаев связаны с риском для жизни. В настоящее время насчитывается уже более тридцати этих видов. К ним относятся: сноуборд, виндсерфинг, кайт, скайдайвинг, скайсервинг, аэрошют, планеризм, парапланеризм, скалолазание, альпинизм, вейкбординг, парашютный спорт, водный туризм, дайвинг, скейтбординг, рафтинг и другие.
Они пользуются большой популярностью, особенно среди молодежи и людей с высоким доходом. Поэтому информация о них в большинстве случаев ориентирована именно на представителей этих категорий аудитории. Однако еще до недавнего времени она была очень скудная и ограничивалась только ознакомительными материалами. Но буквально за последние пять лет СМИ изменили к ним отношение и стали отводить им значительное место в сетке вещания теле-(радио-)компаний, на страницах прессы и online-изданий.
Так, на радиостанции «Маяк» в течение 2003 года транслировалась передача «Экстремальная серия» Евгения Штиля, посвященная различным экстремальным видам спорта, таким как альпинизм, подводная охота, кругосветные путешествия на мотоциклах, на яхте.
На Первом канале с 2001 года существует и пользуется популярностью программа «Русский экстрим», рассказывающая о покорении россиянами крайне рискованными и необычными способами самых опасных мест на Земле – в воздухе, на земле и под водой. Среди них: групповой парашютный прыжок с километрового водопада в Южной Америке, зимнее альпинистское восхождение по лавиноопасным склонам в Альпах, полет парашютистов в крылатых комбинезонах над склонами швейцарских гор, подводные экспедиции за сокровищами на Кубе.
Среди других программ, раскрывающих эту тему, можно назвать: «220 вольт» (7ТВ), «Шикана» (Rambler-Телесеть), «Точка отрыва» («Спорт») и т.д.
Если обратить внимание на издания, посвященные экстремальным видам спорта, то здесь особо выделяются: «Вертикальный мир», «Доски», «Вольный ветер», «Extreme Force Magazine», «Виндсерфинг», «Дайвинг», «Экстрем» (интернет-издание), «Risk on line» (интернет-издание), «Mountain.ru» (интернет-издание), «Диагональный мир» (интернет-издание).
В отличие от других видов, у экстремальных видов спорта есть еще одно качество, выражающееся в том, что это один из самых привлекательных и раскрученных брендов у молодежи, для которых «экстрим» во многом является смыслом жизни. Поэтому с помощью него происходит передача спортивной информации через новые каналы распространения. В частности, это выражается в рекламной раскрутке различной продукции (нередко не имеющей прямого отношения к спорту), когда тот или иной вид используется в виде фоновой картинки.

Часть 6

Кроме перечисленных выше видов спорта, существуют и другие виды, которые, в свою очередь, подразделяются на два направления. Во-первых, это те виды, где спорт выступает как отдых, развлечение, забава. Это такие виды, как спортивная охота, судомодельный спорт, различные эстафеты (соревнования), связанные c преодолением различных препятствий (к примеру, mud run – бег по грязи, состязания в плавании в сточных водах) или переноской всевозможных предметов. Сюда же относятся некоторые карточные игры (бридж, преферанс), признанные спортивными видами, настольные игры (домино, нарды).
Информация об этих видах спорта, независимо от СМИ, имеет больше развлекательный, чем прикладной характер, вызывающий своеобразный интерес у аудитории. Поэтому она в большинстве случаях представлена в рубриках (если это касается печатных изданий), где рассказывается о чем-то неординарном, нестандартном. Материалы: «Клановые разборки в Петропавловске» (о прохождении в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 года Игр шотландских горцев), «Игры интеллектуалов» (о чемпионате России по спортивному бриджу в 2002 году), «Преферанс – игра интеллигенции?».
На телевидении, несмотря на свою своеобразность, эта тема (особенно «спортивные забавы») смогла полностью раскрыться. Она нередко составляет основу не только для эксклюзивных материалов последних сюжетов в новостях, представляя собой «show biz», но и для телепрограмм, сделанных в жанре игрового шоу: «Большие гонки» (Первый канал), «Веселые старты» (канал «7ТВ»). В последнее время интерес со стороны ТВ (правда, пока зарубежного) к этой теме усилился, так как появились даже полноценные трансляции с различных чемпионатов.
Что касается другого направления, то к нему относятся виды, в которых спорт раскрывается как система развития и вырабатывания сугубо профессиональных качеств, связанных чаще всего с определенной трудовой деятельностью (радиоспорт, пожарно-прикладной спорт, кинологический спорт, военно-спортивные игры и т.д.). Информация об этих видах встречается довольно редко и преимущественно в региональных СМИ. Примером таких материалов могут служить публикации: «Радиоспорт сегодня: популярность и победы» (газета «Петербургский рубеж», 30.09.2004), «Бронза – за боевое развертывание» (газета «Вечерний Новосибирск», 18.09.2002), «В финале – Тюмень и Ямал» (об одиннадцатом летнем чемпионате России по пожарно-прикладному спорту) (газета «Тюменские известия», 2.08.2002), «В Северодвинске открывается чемпионат по кинологическому спорту» (ИА «Двина-Информ», 18.09.2004).
Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод: спортивная информация является ключевым фактором, влияющим на степень популярности того или иного вида спорта. Многое в этом случае зависит и от информационной поддержки средств массовой информации, независимо от их тематической направленности.
При всей положительной стороне этой тенденции выявляется и негативный аспект: в число «элитных» для СМИ входит очень малое количество видов спорта (в основном это олимпийские), другие же виды остаются «за кадром», что, несомненно, отрицательно сказывается на их развитии и отношении к ним не только потенциальной аудитории, но и общества в целом.

 

<<back  |   up   |   next>>