|
Часть 1
Определение предметно-тематической тенденции в системе масс-медиа, относящейся к
спортивной массовой коммуникации, очень важный процесс, от которого зависит
сущность спортивной информации. Поэтому, исходя из контекста данной работы,
важно понять, какие темы являются ведущими в этом направлении и что представляют
собой их основные характеристики.
Спорт как сфера развития общества. К этому разделу относятся материалы,
рассказывающие о сущности спорта в общих чертах, о его влиянии как на жизнь
отдельного человека, так и на общество в целом. Поэтому здесь можно выделить
следующие подразделы:
- Спорт как основа образа жизни.
- Спорт как зрелище.
Спорт как основа образа жизни. Для многих спорт является смыслом
жизни. При занятии спортом человек начинает чувствовать «объективную природу
социальной жизни, ее характер, функции, социальные правила, требования… Через
участие в спорте, особенно в спортивных играх, приобретается общий смысл не
только переоценки самого себя, но и общества». В этом случае через информацию
рассматриваются следующие понятия:
- спорт как «здоровый образа жизни» современного человека, заключающийся в самоподготовке, самосовершенствовании и самообразовании личности;
- спорт как «важный элемент общечеловеческой культуры, своеобразное искусство, средство воспитания, широкого общения между народами».
Существуют и другие понятия, связанные прежде всего с раскрытием
функциональных особенностей спорта с точки зрения духовных и нравственных
ценностей.
Такую информацию можно встретить в различных СМИ, от местных до центральных.
Преимущество в этом случае остается за региональными масс-медиа, где она
занимает около 50–70%. Это объясняется тем, что именно эти масс-медиа способны
осветить ее наиболее полно и объективно, и тем, что данная тема вызывает
наибольший интерес именно у местной аудитории.
В частности, в различных печатных изданиях Московской области, таких как
«Ежедневные новости. Подмосковье», «Подмосковье. Неделя», «Московский
комсомолец» (приложение «Московия») в 2003 году было размещено 73 публикации,
посвященные пропаганде здорового образа жизни. Наиболее систематически и
последовательно эту тему разрабатывала областная газета «Ежедневные новости.
Подмосковье». На ее страницах опубликовано 55 таких материалов (75,3%).
Вторым примером, подтверждающим такую тенденцию, может служить контент-анализ
спортивной информации в новостях на томском телевидении. Он показал, что в
течение пяти месяцев (июль – ноябрь 2004 года) на телеэкранах было представлено
2247 спортивных сюжетов, из которых 963 (42,86%) были посвящены раскрытию данной
тематики. Лидирующую позицию здесь занимает информационная программа «АТФ-новости»
(ГТРК «Томск») – 424 (44,02%) сюжета.
Таким образом, представляя и пропагандируя спорт как здоровый образ жизни,
масс-медиа выступают как один из стабильных факторов, стимулирующих формирование
здорового образа жизни у аудитории.
Часть 2. Спорт как зрелище
Этот подраздел включает в себя материалы, где спорт представлен как
зрелище, имеющее свою определенную сущность, которая обусловливается прежде
всего остротой спортивной борьбы. Как пишет в своей книге известный спортсмен Ю.
Власов: «Отнимите у футбола, хоккея или бокса остроту борьбы, и эти виды утратят
свое эстетическое воздействие на зрителей». В свою очередь, острота борьбы
дополняется драматизмом, неожиданной сменой ситуаций, а вследствие этого и
непредсказуемостью результатов, что также способствует повышенному вниманию к
спорту.
Наиболее ярко это действие передается при трансляции спортивных соревнований на
телевидении. С помощью своих уникальных способностей именно телевидение дает
возможность аудитории «виртуально» побывать на многих соревнованиях, проходящих
на стадионах и спортивных площадках не только родного города или страны, но и в
разных точках планеты. Здесь используются экранные и технические средства ТВ:
общий и крупный планы, повтор острых моментов, титры; передвижные телекамеры,
компьютерные технологии и т.д., которые раскрывают перед болельщиком всю красоту
и в то же время остроту спортивного мира.
Общий план позволяет увидеть действия, происходящие на всей спортивной площадке.
Крупный план помогает разглядеть лица спортсменов, уловить их реакцию в
происходящий момент, а также лица зрителей, переживающих за «свои». Также дается
замедленный повтор кадра острых и спорных моментов с разных точек, чтобы
телезритель мог лучше оценить действия спортсменов, тренеров, судей.
Титры, где указывается название команды, имя и фамилия спортсмена, занимаемое
место (если это индивидуальное соревнование), счет (результат), время игры или
время достигнутого результата и иная информация, помогают болельщику лучше
ориентироваться в происходящем спортивном действии.
Использование специальных передвижных телекамер, удобных для показа лыжных гонок,
биатлона, марафонского бега, спортивной ходьбы; микрокамер в болидах автопилотов;
камер для эффектных съемок водных соревнований (плавания, водного поло,
синхронного плавания, прыжков в воду) дают возможность телеаудитории увидеть «картинку»
о происходящем спортивном действии в полном объеме, включая все мелкие моменты.
Последние разработки в мире компьютерных технологий, состоящие из специальных
программ, не только улучшают качество передаваемой «картинки», но и открывают
новые возможности в телепоказе спортивных состязаний. Например, американская
компания Ques Tec создала оригинальную систему слежения за теннисным мячом
PitchTrax (1999) для использования в интерактивном телевидении и веб-трансляций
матчей по теннису. Эта система помогает телеболельщикам проследить траекторию
мяча после подачи, когда скорость полета достигается более 100 км/ч. Сейчас
PitchTrax применяется и в бейсболе.
Новейшей разработкой в мире медиатехнологий стала передача телевизионными
вещателями изображения наиболее ярких спортивных моментов на дисплеи мобильных
телефонов, которая была впервые использована во время Олимпийских игр 2004 года.
Таким образом, телевидение, демонстрируя зрелищность спорта, отвечает одной из
важнейших коммуникативных потребностей – общению между группами субъектов, так
как, с одной стороны, с помощью СМИ аудитория имеет возможность узнать, увидеть
и покориться красотой спорта, выступлениями спортсменов. Потому что
эмоциональная насыщенность, неповторимость и непредсказуемость итогов поединков
и игр, как магнит, притягивают зрителей к экранам в момент показа спортивных
состязаний. Благодаря этому происходит контакт, порождаемый потребностями
аудитории к спортивной информации. С другой стороны, между спортсменом,
журналистом и представителем аудитории происходит информационный обмен, который
выражается в анализе, оценке и восприятии происходящего. Тем самым уменьшается
разрыв между субъектом и объектом информационных воздействий.
|
|