<<back  |   next>>
 

2.2.3. Коммуникация через неформальные каналы

 
 

Часть 1

Третьим ведущим способом коммуникации является коммуникация через неформальные каналы. Она во многом объясняет сам коммуникативный процесс. По сравнению с двумя предыдущими способами, здесь происходит более свободная трансляция информации, то есть передача непроверенных фактов, мнений, предложений, подозрений, которые не могут передаваться по формальным каналам. В данном случае большое значение придается неформальному общению.
Здесь условно можно выделить два типа:

  • неформальные коммуникации межличностного характера;
  • неформальные коммуникации неличного характера.

Неформальные коммуникации межличностного характера представляют собой близкое общение между представителями аудитории на тему спорта в целом или обсуждение возможностей выступления спортсменов (команд) в каждом конкретном случае. Необходимо заметить, что подобное общение чаще всего возникает между болельщиками-«профессионалами» (т.е. в этом случае ведущая роль отводится аудитории). Оно осуществляется как в процессе прямого контакта (разговор), так и в опосредованной форме. К этой форме относится общение на интернет-форумах, в интернет-чатах, посвященных спортивным темам и находящихся на сайтах спортивных клубов, на online-страницах электронных версий различных СМИ и спортивных интернет-изданий. Сюда же относятся SMS-общение и телефонный разговор.
В первом и во втором случае при обсуждении того или иного спортивного события у каждого болельщика имеется свой взгляд на происходящее, основанный на личных знаниях и предположениях. Многое зависит и от интереса к теме. Однако не исключено непосредственное участие в этом процессе и других представителей спортивной массовой коммуникации (спортсменов, журналистов). Если рассматривать неформальные коммуникации с точки зрения такого общения, то здесь большое значение имеют следующие факторы. Во-первых, это связано с ситуацией, когда коммуникация осуществляется через прямое межличностное общение, рассматриваемое в качестве основного канала передачи или получения информации не только внутри группы, в которую входят только представители аудитории, но и на уровне эмоционально-психологических взаимоотношений между различными группами субъектов. Например, большей эмоциональной связью между коммуникатором (спортсменом) и адресатом (аудиторией) во время соревнования, что делает ее подчас гораздо более эффективной, чем, например, передача через средства массовой информации (например, во время телетрансляции).
Другим признаком является то, что межличностное общение включено в процесс транслирования и усвоения информации посредством массовых каналов. Воздействие здесь проходит через посредников – «лидеров мнения». Сообщения СМИ вначале поступают к «лидерам мнения», а затем, посредством межличностного общения, – к массовой аудитории. Этот факт объясняется тем, что «лидеры мнения» более подготовлены к восприятию информации, более информированы, лучше окружающих ориентируются в потоке сообщений средств массовой информации и всегда могут высказать свое мнение по тому или иному информационному поводу. Тем более что информация, переданная «лидером мнения», будет воспринята как в высшей мере объективная.
Несмотря на ярко выраженный субъективный характер и обыденность, в процессе неформальных коммуникаций межличностного характера, влияние межличностного общения огромно. Хотя в данном варианте межличностное общение проигрывает в скорости распространения информации, оно на порядок выигрывает в мотивации, потому что многие представления о спортивном событии складываются не только исходя из узких рамок межличностных связей, а рассматриваются как более широкая система межличностных контактов с представителями других коммуникаций.

Часть 2. Неформальные коммуникации неличного характера

Этот тип неформальных коммуникаций в значительной степени отличается от межличностных коммуникаций. В данном случае это лишь переносчик информации, поэтому интерактивность коммуникаций и личностный ореол отсутствуют. Распространение информации в коммуникациях данного типа имеет массовый характер, происходит с большой скоростью, что сокращает в некоторой степени мотивацию к восприятию, но увеличивает скорость распространения. К подобным коммуникациям можно отнести слухи и «народное творчество» (анекдоты, афоризмы, крылатые выражения (особенно слова спортивных комментаторов), спортивный юмор и т.д.).
Рассмотрим эти виды неформальных коммуникаций более подробно на примере слухов.
Существует весьма большое число определений такого явления, как слухи. Общим во всех них является то, что слух «представляет собой циркулирующую самотранслирующуюся форму и систему коммуникации, не имеющую доказательств достоверности и существующую параллельно с официальными источниками».
Содержание слухов обычно касается наиболее важных моментов и случаев, происходящих в различных сферах жизни, в том числе и в спортивной. Как следствие, они имеют выраженную эмоциональную окраску. Для этой формы коммуникации типична однократная передача информации слушающему лицу, которое впоследствии, передает ее последующим звеньям цепочки. В то же время динамика распространения слухов обычно определяется их правдоподобностью, т.е. степенью их востребованности в обществе.
Существует несколько оснований, по которым производится классификация слухов: по содержанию (в данном случае классификация идет по той сфере общества, которую они задевают: политика, культура, спорт); по временной ориентации (касающиеся прошлого, предсказывающие); по типу происхождения (спонтанные, преднамеренные); по отношению к реальности (рациональные, фантастические).
Несмотря на то что слухи большей частью являются самостоятельным источником информации неформальной коммуникации, средства массовой информации оказывают достаточно выраженное влияние на циркуляцию слухов, в том числе и в мире спорта. Прежде всего, отсутствие или недостаточное количество информации по какой-либо теме (касающейся, к примеру, причин неудачного выступления спортсмена; покупки или продажи игрока; финансового состояния клуба и т.д.) в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике. Слухи в данном случае заполняют информационный вакуум, достраивая картину события. Масс-медиа также могут быть непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию.

Например, слух о возможной покупке российским олигархом, губернатором Чукотки Романом Абрамовичем канадского хоккейного клуба «Ванкувер Кэнакс» был не просто разговором среди болельщиков и хоккеистов, но и напечатан как в некоторых российских изданиях, так и в зарубежных – лондонской газете «Ивнинг стэндард», в канадских «Торонто сан» и «Ванкувер провинс». Хотя многим российским хоккеистам, играющим в НХЛ, эта идея понравилась – «было бы неплохо приобрести команду и набрать в нее исключительно российских игроков», однако президент канадского хоккейного клуба «Ванкувер Кэнакс» Стэн Маккаммон официально опроверг появившийся слух.
Этот пример доказывает, что средства массовой информации сами могут быть распространителями тех или иных слухов, в то же время внося и решающий вклад в процесс их затухания, представляя подробную и уточненную информацию.
Таким образом, слух является довольно мощным коммуникативным инструментом. С одной стороны, это форма распространения социально значимой информации в обществе, группе, не обладающая достаточной и надежной информационной основой – наличием установленных фактов, событий. С другой стороны, с его помощью происходит построение коммуникативного взаимодействия, которое формируется в соответствие с законами спроса и предложения на информационные услуги (т.е. получение тех или иных сведений, касающихся спортивного мира).
Неформальная коммуникация иногда отличается неполнотой и недостоверностью передаваемой информации, так как источник информации порой трудно определим.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что все представленные способы (коммуникация через средства массовой информации, коммуникация через организации, коммуникация через неформальные контакты) во многом объясняют все процессы, происходящие в спортивной коммуникации, и в то же время дают представление о том, что здесь все логически взаимосвязано, что составляет ее сущность.

 

<<back  |   up   |   next>>