|
Часть 1
Немаловажную роль в спортивной коммуникации играет и коммуникация через
организации.
Здесь многое зависит и от того, какие организации принимают участие в их
деятельности. Причем эффективность той или иной организации «зависит не от ее
размера или безликой системы коммуникации, ролей и статусов, а от составляющих
ее людей, от их отношения к целям и задачам совместной деятельности, от их
взаимоотношений друг с другом».
Основными организациями, участвующие в данном процессе, в первую очередь
являются те, которые отражают интересы представителей субъектных групп. Их также
условно можно разделить на три главные группы.
В первую группу, представляющую деятельность спортивных субъектов, входят
следующие организации:
- спортивные организации высшего ранга (международный уровень), в число
которых входят организации, представляющие спорт в целом – Международный
Олимпийский комитет (МОК) – или отдельный вид спорта – Европейский союз
футбольных ассоциаций (УЕФА), Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА);
 спортивные
организации крупного ранга, представляющие ведущие организации отдельных стран –
государственные (Госкомспорт (Россия)), национальные олимпийские комитеты (НОК
России), спортивные общества («Динамо», «Спартак», «Локомотив»), федерации
(Всероссийская федерация бадминтона, Федерация дзюдо России), союзы (Стрелковый
союз России, Союз гандболистов России) и т.д.;
- спортивные организации среднего ранга – в их состав входят региональные федерации по разным видам спорта (к примеру, Томская областная федерация футбола);
- спортивные организации низшего ранга (любительские и дворовые клубы; секции; спортивные школы; а также общественные объединения, организации занимающиеся пропагандой «здорового образа жизни»).
Если рассматривать деятельность таких организаций в целом, то их функциональные особенности заключаются в следующем:
- обеспечение равных возможностей гражданам заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;
- реализация федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;
- улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно среди детей и молодежи;
- формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, особенно среди детей и подростков;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;
- укрепление материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой и спортом.
Как мы видим, в основном их деятельность связана с совершенствованием физического состояния нации, формированием социальных отношений к спорту.
Часть 2
В организациях второй группы задействованы спортивные журналисты,
сотрудники пресс-служб, а также учредители и руководство спортивных СМИ, которые
фактически не являются производителями информации, но способствуют обмену и
распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой
сфере.
Они также бывают разного ранга: от крупных, таких как Международная ассоциация
спортивных журналистов, Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС),
Комиссия Международного Олимпийского комитета по прессе, до более мелких –
медиагрупп, редакций спортивных изданий; теле- (радио-) каналов, имеющих
спортивные отделы; а также пресс-служб спортивных федераций, клубов.
Они выполняют самые различные задачи, которые могут быть связаны с деятельностью
внутри этой группы. В частности, деятельность такой крупной организации, как
АИПС, непосредственно связана с улучшением условий работы журналистов на
международных соревнованиях: распределение квот на аккредитации на крупнейшие
турниры, включая Олимпиады, посылка своих специалистов для проверки,
консультации и обеспечения нормальными условиями на местах состязаний.
Здесь происходит взаимодействие с другими организациями. К примеру, пресс-службы
спортивных организаций, которые непосредственно связаны контактами с различными
средствами массовой информации, организациями болельщиков. В стандартный пакет
их обязанностей входит:
- обеспечение рабочим местом журналиста в пресс-ложе, комментаторской кабине или на самом стадионе, спортивной площадке вблизи от места происходящего спортивного события (последнее касается фотокорров, телеоператоров);
- предоставление площадок для телесъемок (обычно на матчах присутствуют представители двух и более телекомпаний, и нужно распределить места так, чтобы они не мешали друг другу);
- проведение брифингов руководителей и генеральных спонсоров клуба с прессой;
- проведение встреч команды с болельщиками (с регулярностью один - два раза в сезон);
- организация пресс-конференций с участием главного тренера, поскольку только он способен в полной мере ответить на все интересующие вопросы спортивных журналистов, так как осуществляет прямое руководство командой; что хотел от своих игроков перед матчем и что получилось в итоге;
- информационная поддержка официального веб-сайта клуба в интернете (ежедневное обновление информации, ведение онлайн-репортажей, публикация отчетов, фотоснимков и видеофрагментов, налаживание обратной связи с болельщиками через форумы);
- налаживание контактов с пресс-службами других клубов для получения и обмена информацией;
- планирование и координация работы в рекламной раскрутке, включая разработку имиджа и визуального образа команды с привлечением спонсоров, дизайнеров.
Часть 3
В третью группу, представляющую интересы аудитории, входят
стихийные и организованные группировки.
К стихийным группировкам (среди людей, присутствующих на спортивных состязаниях)
относится, во-первых, простая толпа, представляющая собой скопление
людей, желающих получить информацию о спортивных событиях или явлениях,
очевидцами которых они становятся по случайному стечению обстоятельств. Как
правило, ее образуют лица, испытывающие потребность в острых впечатлениях и
чувство любопытства, т.е. не оправданное какими-либо рациональными целями
стремление узнать подробности о таких событиях или явлениях.
Во-вторых, экспрессивная толпа, которая более сплоченная, активная и по
характеру поведения характеризуется как группа, «совместно выражающая чувства
радости, скорби, горя, гнева или протеста» в «болении» за спортсменов.

К организованным группировкам относятся
фанатские движения, которые за последние пятнадцать лет получили широкое
распространение. Сегодня практически при каждом футбольном, хоккейном,
баскетбольном клубе есть свои фан-клубы. Но не только эти три вида спорта имеют
официальных поклонников, есть такие организации и при других видов спорта,
например – клуб болельщиков при Федерации прыжков с трамплина и лыжного
двоеборья.
Все представленные организации являются регулирующими и координирующими
механизмами, которые, обеспечивая константность и эффективность в спортивной
коммуникации, способствуют ее стабильному функционированию в обществе.
Часть 4
Кроме основных организаций, непосредственно участвующих в спортивной
коммуникации, здесь можно выделить вспомогательные организации, роль которых в
данном процессе неоспорима.
В их число входят организации, представляющие политические и властные
структуры. Сегодня большинство существующих партий в РФ проявляют активный
интерес к спорту. Например, партия «Единая Россия», стояла у истоков создания
движения «Спортивная Россия», а также способствовала проведению популярных акций
«Здоровая Россия – сильная Россия», «Спорт против наркотиков».
Что касается властных структур (включающих в себя как государственные, так и
местных органов управления), то здесь проявляется особая специфика
функционирования, которая отражается в следующих направлениях:
- Координирующее, призванное обеспечивать координацию между субъектами (организациями) спортивной массовой коммуникации. Однако в настоящее время все делается в рамках различных соглашений, не имеющих юридическую силу, так как нормативно-правовых отношений между органами государственной власти и спортивными объединениями и организациями в нашей стране до сих пор не существует;
- Мобилизационное, направленное на развитие и укрепление физического состояния нации (ярким примером этого служит программа «Здорового образа жизни», развернутая в России в последние три года);
- Социализирующее, связанное с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства.
Но не только в этом заключается деятельность данных организаций. Она активно
проявляется в финансовой поддержке.
Однако традиционные методы финансирования спорта (государственные) постепенно
уступают место системе, при которой деньги на развитие спорта поступают от
бизнеса.
Поэтому еще одной группой вспомогательных организаций в данной системе
являются спонсирующие организации, без содействия которых сегодня не обходится
ни одно соревнование, начиная от местного уровня до крупных международных
состязаний. Среди них такие известные транснациональные корпорации, как Kodak,
CocaCola, Xerox, McDonald’s, VISA, Panasonic, Samsung, Swatch, Atos Origin (Schlumbergersema),
страховая компания John Hancock, Sports Illustrated (Time Inc.).
В целом же смысл коммуникаций через организации заключается в том, чтобы
передать такое сообщение, которое способствует получателю воспринять его и
содействует желаемым, целенаправленным его действиям. Один из парадоксов данной
коммуникации как раз и заключается в том, что между организациями происходит
обмен информацией, в результате которого происходит обогащение, дополнение друг
друга, в то же время вскрываются их преимущества и недостатки. |
|