Радио хоть и одно из стабильных и перспективных средств массовой информации, но и здесь существует проблемы с развитием. Образование холдинговых предприятий во многом помогают решить их.
Формирование холдинговых компаний в системе радиовещания является одним из важнейших элементов экономической стратегии коммерческих медиапредприятий как в России, так и за рубежом.
Радиохолдинг – медиапредриятие, владеющее контрольным пакетом акций нескольких радиостанций с целью контроля и управления их деятельностью.
С системных позиций радиохолдинг можно представить как «систему взаимосвязанных структурных образований, имеющих направленность к основной цели – созданию готового информационного продукта на радио, обладающего потребительной способностью»1.
Иными словами, можно говорить о том, что вся деятельность по производству радиопрограмм и вещанию в системе радиохолдинга в целом направлена на максимально возможное удовлетворение аудиторных потребностей. Причем, это касаться не только содержания радиоэфира (хотя этот аспект наиболее важный), но и объема вещания, периодичности выпусков, способов доведения до потребителя, ценовой политики, организации работы по обратной связи с аудиторией и многого другого.
Поэтому в радиохолдинг, чаще всего объедены радиостанции, отражающие интересы именно аудитории, а не как источники обогащения радиовладельцев, использующих радио в своих личных интересах.
Если говорить о конкретных примерах, то ярким доказательством деятельности могут служить четыре московских радиохолдинга: «Европейская медиагруппа» (ЕМГ), «Русская медиагруппа», вещательная корпорация «Проф-Медиа» и компания «News Media Radio Group» (NMRG) .
«ЕВРОПЕЙСКАЯ МЕДИАГРУППА» (ЕМГ) – один из крупнейших вещательных холдингов Европы был создан в марте 2006 года и является дочерней компанией Lagardere Active Radio International S.A (LARI). ЕМГ включает в себя три радиовещательные сети: «Европа Плюс», «Ретро FM» и «Радио 7» с дочерними и франчайзинговыми радиостанциями в регионах, а также радиостанции «Эльдорадо» (Санкт-Петербург) и «Мелодия» (Москва и Санкт-Петербург). В структуру входит также афилированный сейлс-хаус «Медиа Плюс». Еженедельная аудитория станций холдинга в России составляет более 27 миллионов слушателей (TNS Gallup Media. Россия (все городское население). Февраль–июль 2006. Аудитория 16 +. Пн. – вс.)).
На сегодняшний день в компаниях группы работает более 700 человек, всего группа обеспечивает работой более 5 000 человек.
Вещание ЕМГ охватывает более 1 000 городов России, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии и Украины. Станции холдинга вещают из 199 городов России и СНГ.
2006 год был наиболее знаменательным для «Европейской медиагруппы». Произошел запуск куплажа «Тотального радио», которое объединило сразу 10 радиостанций различного формата. В 2007 году компания планирует развивать проект «Тотальное радио», завершить переформатирование «Радио 7» и запустить в новом формате радиостанцию «Мелодия». В задачи «Европы Плюс» и «Ретро FM» входит сохранение лидирующих позиций на рынке радио и их дальнейшее развитие.
Другой пример – «РУССКАЯ МЕДИАГРУППА». Это управляющая компания, производящая программный продукт для электронных СМИ и региональных радиокомпаний. В состав РМГ входят станции «Русское радио», «Русская служба новостей / РСН» (ранее – «Русское радио-2»), «Радио Монте-Карло», «D FM» (ранее – Динамит FM) и «Максимум», информационная редакция «Русская служба новостей», звукозаписывающая компания «Граммофон-Рекордс» и рекламное агентство «Граммофон-реклама».
Основное событие для компании в 2006 году – это запуск в октябре музыкального телеканала RUTV, который является видеоаналогом «Русского радио». Для привлечения аудитории телеканала в 2007 году запланировано несколько рекламных кампаний. С нового года RU TV будет вещать в 15 крупнейших городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Сейчас канал вещает в тестовом режиме. РМГ считает, что перспективы у телеканала неограниченные, и предполагает, что уже в 2007 году RU TV выйдет на западные рынки вещания. Вещание канала будет осуществляться со спутников «Ямал» и Hot Bird.
Третий крупный радиохолдинг существующий в России ВКПМ – «Вещательная корпорация «ПРОФ-МЕДИА». Она образовалась в 2003 году. Сейчас в составе корпорации находятся радиостанции: «Авторадио», «Радио «ENERGY», «Радио Алла», «Юмор FM», «Авторадио Санкт-Петербург» и рекламное агентство «Реклама FM».
За четыре года ВКПМ стала одним из ведущих радиохолдингов России с долей на рекламном рынке, превышающей 17%, объединяющей под своим крылом четыре радиостанции, три из которых находятся в десятке рейтингов, а в своих целевых группах занимают первые-вторые строчки. В первую очередь это ведущий национальный сетевой гигант «Авторадио», а также самая модная на сегодняшний день радиостанция Energy и гиперуспешное радио «Юмор FM». Для российского рынка этот результат уникален.
В начале 2007 года ВКПМ (как холдинг радиостанций) обогнал «Русскую медиагруппу» по объему аудитории, вышел на второе место среди радийных холдингов и уверенно это место держит. Лидером по-прежнему остается «Европейская медиагруппа».
Компания «News Media Radio Group» (NMRG) образовалась в конце 90-х годов прошлого века. В данный момент владеет радиостанциями: «Наше радио», Best FM, «Ультра».
Самым раскрученным проектом корпорации является радиостанция «Наше Радио». За годы своего существования она добилось широкой популярности и всероссийского охвата вещания, формируя у слушателей представление о российской рок-музыке в соответствии со своим форматом. Известно своими пиар-акциями: с 1999 года радио проводит крупный рок-фестиваль «Нашествие». В апреле 2007 года на радио был запущен интернет-проект НАШЕ.ру (www.nashe.ru).
Все вышеприведенные примеры четко доказывают, что стабильность и устойчивость радиохолдинга обусловлены самой его сущностью, заключающейся в отношениях экономического контроля основного общества над дочерними. Наряду с качеством стабильности, радиохолдинг характеризуют также гибкость и мобильность. В радиохолдинге имеется достаточная свобода действий для выбора организационно-правовых форм участников объединения, а затем – в рамках выбранной формы – для распределения между ними функций, определения степени автономии в принятии решений.
Под общим критерием эффективности радиохолдингов в системе СМИ можно считать степень и динамику экономического развития медиаорганизаций, где промежуточными критериями выступают:
- уровень информированности и доверия целевых аудиторий, определяемый соответствующими исследованиями и показателями;
- положительный имидж, соответствующий как отдельной радиокомпании, так и к радиохолдингу в целом.
1 Определение автора.
|