<<back  |   next>>
 

6.2. Специализированные радиостанции

 

 

В современных условиях жесткой конкуренции радиокомпаний часто приходиться слышать фразу «наше радио для специальных людей». Любой несведущий в этой области, кто просто слушает радио, с трудом понимает, о чем здесь речь. Хотя за последние три года их число резко возросло. Для многих специалистов это явление тоже остается загадкой. До сих пор ни в одном учебнике по радиожурналистике, или на профессиональном веб-сайте нет четкого определения, что такое «специализированное радио».

Попытки охарактеризовать «специализированное радио» можно встретить в пособии В. Цвика «Журналист с микрофоном», где он пишет: «Специализированные радиостанции ориентированы на этнические, религиозные группы или группы слушателей, объединённые, как принято говорить, по интересам (автомобилисты, спортивные болельщики и т. д.)»1.

Примерно такая же формулировка предложена в учебнике «Система средств массовой информации России» под редакцией Я. Н. Засурского. Здесь, в частности, говорится: «В России существуют специализированные радиостанции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории»2.

Естественно, разные люди по-разному понимают определение «специализированное радио». Однако после детального изучения и более подробного анализа радиостанций, работающих на разных рынках СМИ, и даже в разных странах, можно сделать вывод: станции, которые считаются «специализированными» на своей территории вещания, часто имеют схожие черты. Их можно объединить в обширные категории оперативных возможностей.

Для более четкого представления понятия «специализированное радио» из всех типологических признаков здесь наиболее важны характер радиоаудитории и тематический интерес.
На основании первого признака среди современных радиостанций выделяются следующие типы, а именно:

  • по уровням канала: аудитория общероссийского (федерального), республиканского, краевого, областного, районного радио;
  • аудитории программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, даже ведущего;
  • по социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образование, религиозная принадлежность, профессия и т. д.): молодежная, женская, рабочая, воинская, русскоязычная аудитории;
  • по признаку пола. Даже аудитория одной радиостанции заметно подразделяется на мужскую и женскую. Например: устойчивость отличий позволила создать специальное «женское» радио для среднего возраста – «Relax FM» (начало вещания 18.04.2006) («все что угодно обязательно женским глазом», «мир женщины, но и другой взгляд даже на привычные проблемы» – таково ее кредо).
    Поводом для ее создания послужили исследования TNS Gallup Media3, которые показали, что в Москве только две радиостанции, которые активно воспринимаются женщинами, а именно: «Love-радио» для молодой аудитории и радио «Культура» для более старшего поколения. Но «объективно нет радиостанции, которая бы обслуживала женщин от 25 до 40 лет»4, – говорит Эйдельман. Эту возрастную категорию и рассчитывает собрать у приемников Relax FM. Разработчики нового женского радио упирают в основном на то, что другие радиостанции пропагандируют активный, агрессивный, стремительный ритм жизни, а радио Relax FM, напротив, «несет эмоцию расслабления, уединения, ассоциацию с шумом моря и шелестом листьев»4.
  • по уровню доходов радиослушателей (особенно в коммерческом вещании). Существует радио для богатых и для людей среднего достатка. В концепцию многих радиостанций заложена ориентация на определенный материальный уровень жизни слушателей;
  • по образу жизни, профессии: программы для тех, кто дома; для тех, кто работает за компьютером; для автомобилистов; для студентов; для милиционеров, для частных инвесторов;
    Так, одной из последних подобных радиостанций стало RADIO RICH для частных инвесторов, заработавшее 12 апреля 2006 года, и созданное московской Фондовой биржей РТС и командой независимых аналитиков и частных инвесторов RICH Consulting, и первое студенческое радио «WАVE», начавшее вещание 27 апреля 2006 года в Сыктывкарском государственном университете.
  • по интересам: аудитория спортивных событий; классической и «эстрадной» музыки; религиозных течений.
    Заметное явление современного эфира – религиозные станции, представляющие разные конфессии: «Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», Свободное Христианское радио в Томске, «Исламская волна», радио «Теос» (осуществляющее вещание в Санкт-Петербурге, Москве, Хабаровске, Новосибирске, Казани, Славянске (Украина), Сакраменто (США), Лос-Анджелесе (США).

Однако при обращении внимания на определение, что же такое «специализированное радио», для нас важно понять не только характер аудитории, но и какую роль здесь играет сама тема (это второй ведущий признак), так как суть информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. В этом случае необходимо отметить, что радиостанции, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные и др.), могут быть универсальными по тематике, т. е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу.
Здесь выделяются три типа:

  • общетематические;
  • специализированные;
  • узкоспециализированные.

К первым относятся станции, не привязанные к определенной тематике и охватывающие в своих программах самые разнообразные сферы общественной жизни: политику, культуру, образование, спорт, развлечения. Такой тип радио считается в России традиционным на сегодняшний день и работает на привлечение как можно большего числа слушателей различных возрастных категорий именно за счет широкого спектра информации.

Специализированное радио организуется по другим принципам, которые можно условно разделить на три категории:

  • радиостанции, где все виды программ подчинены строго одной тематике;
  • радиостанции, где границы темы определены не так четко, но за основу принята только одна форма подачи материала (например новостное радио «Эхо Москвы»);
  • радиостанции, где к специализации по тематике добавляется узкая специализация по аудитории слушателей (радио для отдельных социальных групп, например: для национальных меньшинств, а также для отдельных возрастных категорий – «Детское радио»5 – для детей).

Узкая специализация выделяется, как правило, на фоне одной обширной темы, которая дает возможность выделить несколько полноценных «подтем».
В связи с этим необходимо отметить, что специализированные радиостанции часто бывают монотематическими или одновременно отражают несколько важных для данной аудитории тем.

Интересен, например, опыт московского узкоспециализированного «Авторадио», рассчитанного на автомобилистов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, об аварийности, о преступности, об экологической обстановке и т. п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.
К подобным узкоспециализированным и ориентированным на свою аудиторию радиостанциям можно причислить также «Милицейская волна», «Медицина для Вас».

Так же необходимо отметить, что большую долю узкоспециализированных проектов составляют радиостанции, имеющие интернет-вещание. Среди узкоспециализированных проектов также стоит выделить:

  • «Смешное Радио» (юмор, песни, анекдоты);
  • «Радио Шансонье» (шансонье и барды);
  • Только ваши песни (только песни, записанные и присланные слушателями);
  • «Старое Радио» (советская эстрада);
  • «Радио Рокз» (рок музыка);
  • «Радио На Троих» (застольные песни);
  • «Платиновый Ливень» (поп-музыка);
  • «НеРусское Радио» (зарубежная эстрада);
  • «Первое караоке-радио».

Аудитория этих станций не является подавляющей в общей массе слушателей, однако своего конкретного слушателя станция удерживает.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что на сегодняшний день практически во всех сферах общественной жизни наблюдается своя специализация – на рынке рабочих мест спросом пользуются специалисты узкого профиля, появляются новые специальности в высших учебных заведениях и т. д. Эту тенденцию с успехом подхватывает современное радио.

Радио и в целом индустрия развлечений движется в сторону удовлетворения индивидуальных интересов слушателя. Открытая радиостанция, вещающая на всю страну, включает в себя и информацию, и образование, и культуру, и развлечения, удовлетворяя таким образом потребности каждого. Но параллельно встает вопрос о достаточности этой разнообразной информации.


1 Цвик В. Журналист с микрофоном. М., 2000. С.15.

2 Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. М. С. 47

3 www.tns-global.ru

4 http://www.radiogrom.com/moscow/relaxfm.html

5 Данное радио планируется запустить в России в 2008 году.

 

<<back  |   up   |   next>>